256
257
258
«СОУПБОКС ДЕРБИ»«МЫЛЬНИЦЫ» ИЗ ГУДВУДААЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ ОБУХОВДэвид Брэбхем в тестах почти достиг расчетной «максималки».К АК ЗАВЕЩАЛ ВЕЛИКИЙ НЬЮТОН Июль, Англия, графство Сассекс, поместье Гудвуд. Вот уже 10 лет это место притягивает сотни тысяч зрителей спектаклем «Гудвуд Фестивэл оф Спид» в постановке знатного почитателя автоспорта лорда Марча. С ревом проносятся здесь гоночные авто минувших лет, каждый раз стремясь доказать, кто из них быстрее сегодня.А немного в стороне, на холмах, которыми изобилуют эти места, происходит нечто странное. По взмаху флажка вниз по извилистой дорожке устремляются диковинные экипажи с эмблемами знаменитых фирм на бортах. Рева моторов не слышно, зато как ревет публика! Это - электромобили? Никак нет! Для емкого определения таких машин на русском ничего еще не придумано. Назовем ихгравикарами, поскольку машины движутся только под гору, согласно ньютоновскому закону всемирного тяготения - гравитации. А вот для поиска информации об этих соревнованиях в Интернете лучше набрать Soapbox или Seifenkisten, что переводится с английского и немецкого как «ящик для мыла», а попросту - «мыльница». В далеком 1933-м американский репортер МайронСкотт обратил внимание на мальчишек, катавшихся под горку по городским улицам в ящиках с колесиками, и стал писать об этом. Через какоето время гонки на подобных экипажах уже привлекали к себе многих и даже получили официальный статус. Мало того, одна фирма, производившая мыло, поместила на упаковочном ящике изображение такого «автомобильчика», предложив в при-«Соупборд» от «Порше» - доска на трех колесах. Пилот лежит на животе в эластичном неопреновом чулке и управляет машиной, держась за переднюю ось. 256 За рулем 5/2004Экипаж от «Рикардо» победил в Гудвуде, пробежав мерные 0,7 мили за 1 мин 9,744 с. Это значит, что к финишу скорость составила около 120 км/ч! «СОУПБОКС ДЕРБИ»На старт - на прицепе у мамы.Классика «мыльного» жанра для юниоров.дачу комплект для дооборудования своей «самой прочной в мире тары». Так появились гонки «Соупбокс Дерби». В США сегодня около 25 000 участников таких «покатушек», а болельщиков и вовсе полтора миллиона! После Второй мировой войны американцы завезли диковинный вид спорта в Германию, где он попал под покровительство «Опеля». ОТ МАЛОГО ДО... КРИЧАЩЕГО Скоростным спуском с гор увлекаются и стар и млад, хотя официально возраст участников - от 8 лет до 21 года. Гравикары разбиты на классы, но единого международного стандарта нет. В Германии, скажем, самые маленькие «ящики» должны бьпъ длиА это уже не Европа, а родина «Соупбокс Дерби» - США.ной до 205 см, шириной до 45 см, полной массой с пилотом не более 90 кг. Главное: колеса, тормоза, рулевое управление - только заводские, как и защитные шлемы, и ремни безопасности. Среди многообразия классов есть даже «Гэд» (gaud кричащий, безвкусный). Здесь можно соревноваться кому и на чем угодно, лишь бы без мотора, но хотя бы с каким-то рулем и тормозами. «Гэд» собирают особенно много зрителей: интересно ведь посмотреть на дядю в универсамовскои тележке или тетю в кровати на колесиках, а еще больше на собственное чадо в фанерном ящике. Смех смехом, но от пилота требуется не меньше мастерства, чем в иных мотор-ввивайW ^ ^^^^^^^^ШШш\•~*\.,ШШПкМЛ"SiH%4/ jBflкЧетырехкратной олимпийской чемпионке в беге на коньках Клаудии Пехштайн ее золота показалось мало и она решила выступить в классе «Бобби».«Сентеньел ЭттБокс», выпущенный к столетию «Форда», пришел в Гудвуде под управлением Мэтью Норриса седьмым, уступив болиду ВСС2 от «Бертрандта» всего 0,351 с. За рулем 5/2004 257 «СОУПБОКС ДЕРБИ»го автомобильного гоночного клуба. Когда от отца, герцога Ричмондского, ему досталось огромное (11 500 га) поместье Гудвуд, Марч немедленно осуществил свою мечту: организовал всемирный «Фестиваль скорости» для старых гоночных автомобилей, а заодно задействовал дорожки в парке под соревнование «Соупбокс Челлендж». Безмоторные гонки проОдним глазом вперед, другим - в телевизор. «Жиллетт» - лучше для мужчины нет! водят здесь с 2000 года. Они собирают около 20 участников, но каких! На старт выходят экипажи под марками «Форд», «Лотос», «Бентли», «Порше»... Их уже не назовешь мыльницами - настоящие гравикары. Здесь роль играет не только каждый грамм. Придирчиво отбирают каждый ша^ рик подшипников, замеряют каждую сотую атмосферы в шинах, регулируют утлы установки колес с точностью до секунды... Ведь время заезда, составляющее всего около полутора минут, измеряют с точностью до 0,001 с! УглеУ «Лотоса-119В» колеса выступластиковые корпуса, керапают из крыльев всего на 26 мм, мические подшипники стуснаряженная масса - 39 кг, отпиц от SKF, титановые каркаличная аэродинамика. сы, аэродинамически совершенные кузова. Перед стартом на гравиогораживают под гору всего до 108 км/ч, ных гонках: по мере спуска диционно по признанию гонщика, упкар опускают фанерный скорость растет, проходить трассы таких гонок. Мы вовсе не преувелиравлять им было ничуть не ящик без дна размером повороты все сложнее. Подправить машину тягой не чиваем требования к маспроще, чем машиной с мощ1950x1100 мм. Уместился? Все в порядке. Теперь нужно, удастся - работать надо терству пилотов. «Мыльниным мотором. чтобы масса экипажа с пилолишь тормозами, но стоит цу» «Форда» испытывал Дэтом не превышала 135 кг, а притормозить чуть сильнее, вид Брэбхем, 36-летний сын ЧЕМПИОНАТ ГРАФА его глаза находились не ничем это требуется, и сколегендарного гонщика, сэра МАРЧА рость безнадежно потеряна: Джека Брэбхема, не раз побеЛорд Марч - в прошлом таже 770 мм от земли. Гравикары в Гудвуде подприбавить газа нельзя! Ну а ждавший в гонках в Ле-Мане, лантливый рекламный фотоесли в азарте чуть недотор- поездивший в машинах форграф (его псевдоним был разделяют на два подвида мозил - окажешься в брикемул 3, 3000 и 1. И хотя «Эгт- Чарльз Сеттрингтон), ныне - родстеры и стримлайнеры. тах соломы, которыми трабокс» Брэбхема разогнался президент BARC - Британско- Первые - открытые всем ветрам, без ремней безопасности. Вторые - с обтекаемым кузовом, в котором пилот пристегнут четырехточечным ремнем. Разгон такого «снаряда» ограничен лишь протяженностью спуска (в Гудвуде - 0,7 мили), аэродинамикой да мастерством пилота. По неофициальным сведениям, расчетная «максималка» гравикара «Лотос119В» (на неограниченной дистанции)... 370 км/ч. Ай « Рыба -мол от» хотела побыстрее., ... как и этот «четвертьмобиль». да Ньютон!258 За рулем 5/2004