118
119
120
НЕКЛЮ ПМИХАИЛ гзовскии, ТАК КАТАНЬредставления о водителе, как о человеке, умеющем не только управлять автомобилем, но и ремонтировать его, постепенно уходят в прошлое. Вместо нормальных запасок в багажниках приживаются «докатки», капоты некоторых моделей рассчитаны на вскрытие лишь на сервисе, коробки передач заправляют маслом, не требующим замены. И если вдруг где-то на загородной трассе машина все же отказывает, мы все чаще хватаемся за мобильный телефон, взывая о помощи... Вскоре вы услышите голос оператора, а минут через 15 рядом остановится автомобиль техпомощи. Не верите? И правильно делаете! По такому сценарию ситуация будет развиваться, если вы живете, к примеру, в Германии и состоите в клубе автомобилистов ADAC. В Западной Европе первые передвижные мастерские появились почти сто лет назад. Тогда поломки на дороге редко118 За рулем 5/2004Немецкий автоклуб ADAC недавно отметил столетие. Сегодня в его рядах более 10 миллионов автомобилистов. С ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»«Скания-R 144 GB 6x4 530» готова к тяжелой работе.«Джентльменский набор» автомобиля техпомощи включает, помимо инструмента, канистры с топливом. На Западе пустой бак - распространенная причина вызова.На корме этого универсального «спасателя» опускная рампа для буксировки с частичной погрузкой.стью не были, а на помощь автолюбителям приходили, как правило, мототехнички. Наскэящий прорыв в сфере техпомощи произошел после Второй мировой войны. Накопленный опыт ремонта сложной боевой техники в полевых условиях очень пригодился на гражданке. На борту современной технички обширный набор инструмента и оборудования: от комплекта гаечных ключей до приборов для общения с бортовой электроникой. Есть и специфические полевые приспособления, например, «калоши» для буксировки машин с заблокированными колесами и люминесцентные аварийные указатели, различимые с расстояния более километра. Нередко в загашнике возят и запчасти для ремонта, который по силам выполнить на дороге. Обычно попытки реанимировать машину на месте предпринимают в течение получаса. Если же недуг не поддается оперативному лечению, автомобиль необходимо доставить в автосервис. Казалось бы, дело нехитрое. Ведь легковую машину, у которой просто заглох двигатель, можно отбуксировать на тросе. Но во многих странах это запрещено... Так что без специальной техники не обойтись, а если повреждения более серьезные - тем более. Самые простые эвакуаторы легковых машин, как правило, имеют грузоподъемность до 1,5-2 ти способны буксировать прицеп массой до 2,5 т. Их строят на базе небольших грузовиков типа «Фольксвагена-Транспортер», «Мерседес-Бенца Спринтер» или «Форда-Транзит». На шасси монтируют платформу с двумя складывающимися трапами. Для погрузки потерпевшего платформу наклоняют, а трапы выдвигают с помощью гидропривода. «Жертву» цепляют за буксировочную проушину, и в работу вступает лебедка. Ее привод может быть механическим или гидравлическим от коробки отбора мощности автомобиля, электрическим или комбинированным. У большинства эвакуаторов лебедки развивают тяговое усилие от 3 т, что позволяет погрузить машину даже с полностью заблокированными колесами. Автомобиль фиксируют на платформе противооткатными упорами и, как правило, страхуют, цепляя к специальным проушинам платформы. Чтобы машина не въехала в кабину эвакуатора, если тот сам попадет в аварию, делают специальное ограждение. А еще оснащают мощным фонарем для работы ночью. Эвакуаторы для автомобилей массой свыше 2тв дополнение к лебедке, а иногда и вместо нее, оборудуют гидЗа рулем 5/2004 119 ТЕХНИКАс ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»Австрийская служба техпомощи ОАМТС использует машины ИВЕКО. «ЕвроКарго» способен увезти сразу три легковушки!Без мощной лебедки вызволить из беды перевернутый тягач практически невозможно.«Мерседес-Бенц Спринтер» с двойной кабиной работает и техничкой, и эвакуатором. Транспортировка «больного» - методом частичной погрузки.романипуляторами. Платформа здесь без бортов, а «болезного» грузят по воздуху. Такие машины с оборудованием австрийской фирмы «Палфингер» стоят на вооружении московской ГАИ. Краны-манипуляторы установлены на шасси МАЗ: получился относительно недорогой эвакуатор, способный «подцепить» машину на расстоянии до 10 метров - очень удобно в стесненных городских условиях. (Материал о работе столичной службы эвакуации читайте в этом номере.) Среди огромной армии эвакуаторов есть даже специальные прицепы для транспортировки мотоциклов. Но элита - модели для тяжелой техники. Например, грозному капотнику «Скания-Т114СВ» по зубам буксировать грузовик массой до 60 т! Причем как на жесткой сцепке, так ис частичной погрузкой. Грузовик приподнимают и фиксируют за ось, раму или колеса. «Скания» оборудована стрелой с гидроприводом, которой можно поставить на «ноги» перевернувшегося «трудягу», ее использут ив качестве подъемного крана. Чтобы машина устояла при взятии120 За рулем 5/2004веса до 20 т, предусмотрены два мощных гидравлических упора. Любопытно, что некоторые фирмы применяют в качестве домкратов особо прочные воздушные подушки. Погрузить «на закорки», например, огромный автобус - задача ответственная. Чтобы максимально ее облегчить, крупнотоннажные эвакуаторы оборудуют телемонитором и камерой заднеговида. Управлять погрузкой водительоператор может не только из кабины, но и находясь непосредственно у поврежденного авто - есть многофункциональный пульт дистанционного управления краном и погрузочным оборудованием. Медленно, но верно современная техника приходит и на российские дороги. В Подмосковье на шасси КрАЗа построили эвакуатор с лебедкой, приводимой от коробки отбора мощности, и подъемной поворотной плитой. Грузоподъемности 15 т достаточно для погрузки автобусов и троллейбусов. Немало любопытных «спасателей» скрыто от наших глаз за заборами воинских частей. Например, «Рено-Керакс 8x4», состоящий на службе в армии Бельгии. Исполин оснащен 380-сильным мотором и 16-ступенчатой коробкой передач ZF, его полная масса - 30 т, масса буксируемого груза - до 65 т. В экипаже четыре механика! Помимо эвакуатора, «Рено» работает и подъемным краном, способным переносить до 30 т грузов. При помощи стрелы машина может погрузить на себя даже железнодорожный контейнер. Как говорится, эту бы энергию, да в мирных целях!На московских улицах трудятся эвакуаторы и на базе турецкого «Отойола».