132
133
134
135
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯЛЕГКО ЛИ ДВИГАТЬ ФАЗЫ?Таким вопросом задалась фирма AFT (Atlas Fahrzeugtechnik). Устройства, помогающие экономить топливо, сами требуют немало энергии. Ведь нужно создавать и постоянно поддерживать рабочее давление масла в магистрали, тратить ватты на электромагнитные клапаны. Решение проблемы - электрическая система сдвига фаз газораспределения, без всякой гидравлики. Подопытные автомобили с традиционной гидравлической и электрической систе-Рис. 1. В электрическом варианте «фазовращатель» спрятан в небольшом барабане на ведомой звездочке кулачкового вала.мами водрузили на динамометрический стенд, облепили датчиками и запустили в дорогу на беговых барабанах по смешанному европейскому циклу. Потребляемые мощности «нетто», то есть те, что необходимы непосредственно для срабатывания клапанов и поворота кулачкового вала, оказались близки. А вот когда посчитали «брутто», приняв в расчет аппетиты обслуживающих узлов... Масляный насос настолько прожорлив, что гидравлический «фазовращатель» потреблял в... 40-100 раз больше энергии (а значит, и топлива!), чем электрический. К тому же хитрая звездочка распредвала с притаившимся внутри электромотором оказалась весьма компактным узлом размером всего 30x85 мм. Когда двигать фазы не нужно, новый узел, названный EVO, потребляет всего 5 Вт - как лампочка в салоне. Зато при необходимости он может сдвинуть вал со скоростью до 400 град/с. Мало того, можно остановить процесс в любой момент, то есть управление фазами - бесступенчатое. Впрочем, фирма не оставляет без внимания и традиционную гидравлику, разработав новую систему управления VCtronic 3.0. Она одновременно командует и впускными, и выпускными клапанами, обеспечивая заданные программой углы. Оснастить устройством можно любой автомобиль, в моторе которого на звездочке коленчатого вала 60 или 36 измерительных зубьев. При этом датчики могут быть индуктивными или холловскими, сигналы с контроллера двигателя - цифровыми или аналоговыми.Выход на клапан 1Рис. 2. Структурная схема о температу универсальной системы управления фазами: 1 - клапан управления фазами на впуске; 2 - клапан управления фазами на выпуске; 3 - кулачковый вал впускных клапанов; 4 - кулачковый вал выпускных клапанов; 5 - датчики положения валов двигателя; 6 - контроллер VCtronic; 7 - контроллер двигателя.СЕКРЕТНЫЕ МАНЖЕТЫУплотнение вращающихся валов, как известно, задача не простая. Особенно когда изолируемая среда горячая, агрессивная или находится под большим давлением. Неудачные решения выдают себя лужицами под автомобилем или чумазым двигателем. Немецкая фирма «Бургман Дихтунгсверке» (Burgmann Dichtungswerke) нашла необычное решение,разработав так называемые скользящие кольца. Суть новинки в том, что эластичные резиновые сальники всегда неподвижны относительно поверхности, с которой контактируют. То есть манжета как бы разделена на две: первая вращается вместе с валом, вторая неподвижна, как и корпус уплотняемого агрегата. Нет трения резины по металлу нет износа, а значит, и течи.Более того, даже через много лет на поверхности вала не образуется выработки, которая раньше делала невозможным ремонт путем простой замены сальника. Поверхности же, которые вращаются друг относительно друга, - твердые, притертые, отшлифованные с точностью порядка 0,3 мкм! Чтобы не было заметного износа, в материал введены частицы графита - твердой ивечной смазки. Результат: отсутствие течей при скорости вращения вала до 9000 об/мин и давлениях до... 450 атмосфер. При этом не просачиваются не только жидкости, но и газы (это важно для кондиционеров). Из чего же сделаны эти удивительные кольца? А вот это и есть ноу-хау фирмы! Сообщают лишь, что материалы в пару подбирали весьма тщательно. Новые уплотнения ждет большое будущее в двигателях, водяных помпах, компрессорах кондиционеров.Изолируемая средаЩЩ АтмоН сфераг—",132 За рулем 5/2004*. - ^ п1 2! J^r^ 1 , "f 3 (А 456N-J-BПринцип работы нового уплотнения: 1 - поджимная пружина; 2 - эластичная вращающаяся манжета; 3 - вращающееся кольцо; 4 - неподвижное кольцо; 5 - эластичная неподвижная манжета; 6 - стенка корпуса узла, А - место контакта колец. М АТЕРИАЛЫРУБРИКИПОДГОТОВИЛАЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ«ОАЗИСЫ»: МЯГКИЕ И ЖЕСТКИЕТак работал прототип «Оазиса» от «Вебасто» для мягкой крыши.Одним из гвоздей Женевского автосалона был кабриолет «Мини» с оригинальным механизмом складывания мягкого верха фирмы «Вебасто» (Webasto), который в свое время опробовали на концепте «Оазис-2». Это название, намекающее на источник свежести, на самом деле аббревиатура от слов Open Air System. Крыша «Мини-Кабрио» складывается и раскладывается автоматически всего за 15 си не требует подготовительных или завершающих операций с замками. Текстильное «оригами» двигается по так называемой Z-cxeме, позволившей сложить его настолько компактно, что в багажнике осталось еще 120 л объема из общих 165. Не будем забывать о большом сдвижном люке, вшитом в среднюю секцию«знака Зорро» - и это премьера. Он тоже с электроприводом! При этом остановить «крышку» можно в любом месте, даже на скорости 120 км/ч, открыв маленькую щелочку или «разинув» на полные 40 см. При такой автоматизации грех было не поручить работу по управлению верхом и люком кнопочке на ключе зажигания. И конечно, говорить о таких мелочах, как обогреваемое заднее стекло, в данном случае просто неудобно. Итак, «Оазис-2» стал серийным. Но ведь был еще и первый? Да, но он пока не пошел «в тираж» и украшал на салоне концепт «Фольксвагена». Здесь также все автоматизировано по максимуму, но крыша жесткая. Превращение в кабриолет длится вдвое дольше, чем у «Мини», зато главная гордость разработчиков - возможность «играть» крышей, не выезжал из низкого гаража. Электролюк в средней секции просто огромный 1100 х 600 мм, так что остыть можно и не складывая крышу. Но если все же позволить секциям плотно улечься друг на друга, они тоже почти не отнимут места у чемоданов.Серийный образец нашел применение на «МиниКабрио».На правах рекламыshi Lancer с2 литровым мотором. Седан 2.0 Sportи универсал 2.0 Comfort -. Яркие автомобили с отточенной управляемостью. Спортивный стиль, мощная динамика, высокий комфорт. Раллийные гены определяют характер1.6 2.0 1.6 2.0Comfort Sport Station Wagon Station Wagon$ 19390 $17050 $19950РОЛЬФГарантия - 3 года или 100 тысяч кмРОЛЬФ востокМосква. Рязанский проспект. 24. корп 3 Тел (095) 780-9000 Факс(095) 784-7366 e-mail mrtsubish.-eastQrolf.rij www гоИ ruРОЛЬФ ДИАМАНТМосква Алтуфьевское шоссе. 31. стр. Тел (095) 780-7786 Факс (095) 401-4851 e-mail sale-diemantOrolf ru www.rotl.ruРОЛЬФ ЮГМосква ул Обручева. 27, корп. 1 Тел (095) 788-6262 Факс (095) 334-1440 e-mail; mitsubisht-soutri6roll п www гоН ruРОЛЬФ ЦЕНТРМосква. 2-й Магистральный тупик. 5А т ел (095) 780-7700 Факс (095) 940-0915 e-mail: roH-center©rolf ти www rotf ruI РОЛЬФ КАРЛАИНj Санкт-Петербург Витебский проспект. 17/6 Тел (812) 320 0020 Факс (812) 320-0023 e-mail- cartineQroif ru www roH.ruDR1VEALIVERUWWWMITSUBISHI-IHOTORSRUЗа рулем 5/2004 133 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯНИ ХЛАДОНА, НИ ФРЕОНАго давления. А еще понадобился дополнительный внутренний теплообменник, аккумулятор жидкого СС>2 на стороне низкого давления. Результат с точки зрения прохлады не разочаровал разработчиков. А вот экономисты пока чешут голову: будут ли потребители столь дорого платить за экологичность? Впрочем, лиха беда начало: техника развивается и дешевеет быстро. Возможно, через пару лет углекислотные кондиционеры появятся и на серийных маши-Так выглядит новый кондиционер для «Тойоты» будущего.Пессимисты считают: что бы человек ни придумал, все вредно. Отчасти они правы. Раньше холодильники работали на фреоне - оказалось, этот газ разрушает озоновый слой. Перешли на хладон - выяснилось, что стимулируем парниковый эффект, привлекая на наши головы тайфуны. Фирма «Денсо» (Denso) представила автомобильный кондиционер, обходящийся лишь углекислым газом, то есть СОг- Первый образец установили на концептуальную «Тойоту-FCHV 4», работающую на топливных элементах.Чтобы холодильник функционировал, углекислый газ надо сжимать до давлений, в семь раз превышающих те, что необходимы для привычного хладона. К тому же возникают проблемы со смазкой компрессора (традиционно масло добавляли в хладагент). Ради герметичности решили отказаться от вывода вращающегося вала через уплотнения и сделали компрессор с электрическим приводом. Наружу выходят лишь неподвижные провода. Разумеется, не так просто оказалось создать и конденсатор - обычная конструкция раздувалась от столь высоконах, тем более, что владельцам не придется при дозаправке оплачивать дорогой хладагент.- магистраль высо кого давления яааав - магистраль НИЗКОГО давления^^~Схема кондиционера на углекислом газе: 1 - внешний конденсатор; 2 - аккумулятор; 3 - байпасные клапаны; 4 - основные клапаны; 5 - вентилятор; 6 - испаритель; 7 - внутренний конденсатор; 8 - электрокомпрессор.С МИНИМАЛЬНЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМЭлектронным «мозгам» автомобиля нужна полная информация о работе всех устройств, в том числе и таких мощных, как стартер или генератор. Какой ток они потребляют или генерируют? Чтобы полуРезистиамый материалВыборка для подгонки сопротивленияУстройство новых резисторов с виду нехитрое: все дело в материалах и технологии. 134 За рулем 5/2004чить эти данные, ток необходимо гфопустить через очень маленькое, всего в несколько тысячных долей ома сопротивление. Больше нельзя - на нем выделится и пропадет в виде тепла значительная мощность. Заложенные конструкторами величины сопротивления должны быть выдержаны в весьма узких рамках и оставаться стабильными, независимо от времени службы и температуры. Иначе контроллер получит неверную информацию и примет неправильное решение.> ,-^ч,...На конвейер сопротивления поступают на «пулеметной» ленте.Фирма «Изабелленхютте Хойслер» (Isabellenhutte Heusler) выпустила целый ряд микрорезисторов для автомобильных сильноточных цепей. Медные в них только выводы, а «сопротивляются» току куда более стабильные материалы: манганин, зеранин, алюхром. Диапазон сопротивлений - от 0,2 до 4 мОм при рабочих токах до 160 А. При этом температурный коэффициент настолько мал, что в диапазоне от -40 до + 120°С сопротивление изменяется всего на 1%! Выдержать же новинка способна и 170°С. Впрочем, так разогреть изделие довольно трудно: при токе 100 А на сопротивлении 0,2 мОм вьвделится всего 2 Вт, которые моментально «стекут» по массивным медным выводам. НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯНЕ ЩЕЛКАТЬ!Контакт! - Есть контакт! - так когда-то переговаривались пилоты с механиками перед пуском самолетного двигателя. Техника, конечно, ушла далеко вперед, но надежность контактов и сегодня очень важна в автомобильной, да и иной электрике. Ведь их нестабильность может привести к самым неожиданным неполадкам в бортовой электронике. С развитием электротехники требования к тумблерам и кнопкам существенноМ икрокнопки SPED3 работают бесшумно.изменились: коммутировать большие токи, как правило, не приходится, нужно лишь дать слаботочную команду контроллерам. Казалось бы, что сложного? Но порой конструкторы хотят, чтобы переключатель работал не только надежно, но и совершенно бесшумно, а иногда незаметно прятался под мягкой обивкой... С первой задачей призвана справиться кнопка серии SPED3 немецкой фирмы ALPS Electric Europa. Принцип действия напоминает кнопку шариковой ручки: нажим преобразуется во вращение кулачкового диска с контактной группой. Новинка - запатентованный фирмой сглаженный профиль контактных выступов и дополнительная демпферная пружинка. Именно она и делает процесс переключе-Тактильные переключатели вообще не видны снаружи обивки, а вместо щелчка слегка толкают палец при срабатывании.ния практически бесшум50 мА. Зато их легко прятать: ным. Допустимый ток - 1 А, размеры около 6x6 мм. Для электрическая прочность срабатывания необходимо изоляции - 100 В, а диапазон надавить на обивку в нужрабочих температур - от -40 ном месте с усилием не медо +85°С. При этом габаринее 200 г, а ход кнопочки ты кнопочки всего всего около миллиметра. 18x14x20,7 мм. Щелчка не услышите, зато А вот так называемые такпалец момент включения потильные переключатели сечувствует четко - потому-то рий SKPM, SKPN и SKPG попереключатели и тактильслабее - выдерживают всего ные. На правах рекламыAZHUNTERНастоящий внедорожникБолее ЗОО изменений в моделиНовая модель UAZ Huncer - э токлассикажанравсовременной обработке. С очетаниекрепкого характера и пробивной силы с комфортом и заботой о пассажирах. И деальныйавтомобильдляпоездок на природу идля работы в условиях бездорожья. UAZ Huncer - э тоновыйнастоящийвнедорожник . Высокая проходимость Повышенная экономичность Грузоподъемность "7SO кг Низкий уровень шума Улучшенная вентиляциясцвижные стеклаБлаговещенск Дальтехмашсеовис (4162) 35-62-09 Владивосток Дальтехмашсервис [4232) 32-12-86 Москва ТоргМаш (095) 961-00-88 Нижний Новгород ТСС-Авто (8312) 57-60-50Самара Эхо-Н (8462) 51-80-43 Ульяновск АвтоРай (8422) 63-45-45 Хабаровск Дальтехмашсервис 14212) 79-42-19 Южно-Сахалинск Дальтехмашсервис (4242) 42-99-89БакуАгпиг +10(99412)47-30-04 Ереван Каркомавто +10 (3741)23-80-69 Ташкент Эхо-Экспорт +10(998711 116-44-74ПРИРОДА ДВИЖЕНИЯ www.uaz.ruЗа рулем 5/2004 135