152
153
«ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВТАВРИЯ» ВЕРНУЛАСЬ. И ПРИВЕЛА «СЛАВУТУ-»е_»Она прибыла с Украины в 1989-м, быстро обрела поклонников и исчезла лет пять спустя, напоследок разочаровав многих... Речь не о ветреной девице, а о «Таврии». С 1992 года ЗАЗ стал «незалежным» от российских комплектующих и выпускал ее «со слезами на глазах». А потом вообще впал в спячку и никогда бы не очнулся, если бы не инвестор в лице «Дэу». На корейские деньги поставили на конвейер «Таврию-Нова» с тремя сотнями изменений (ЗР, 1998, № 8) и псевдоседан ЗАЗ-1103 «Славута» (завод предпочитает называть его лифтбеком). Сорок процентов этих машин собирались экспортировать в Россию, но помешал обвал цен из-за дефолта. В итоге обе модели и пикап на базе «Славуты» стали доступны россиянам только теперь. «География» дистрибьюторов ЗАЗа выглядит для начала неплохо: Москва, Санкт-Петербург, Тамбов, Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар. В конце прошлого года россияне уже купили 1234 автомобиля! Не так уж мало, если учесть, что впереди был мертвый осенне-зимний сезон. На выбор две комплектации кузова - «люкс» или «стандарт» и три двигателя - карбюраторные (1,2 и 1,3 л) и 1,3-литровый с распределенным впрыском. Если уди152 За рулем 5/2004Варианты двигателей: карбюраторный и впрысковый.лера нет машины в нужной комплектации, завод обязуется поставить ее в течение 30 дней. Диапазон цен - от 95 до 110 тыс. рублей за «Таврию-Нова» и от 105 до 150 тыс. за «Славуту». Какие шансы у ЗАЗа на вазовском поле? Не собрался ли он, согласно старинной поговорке, в Тулу со своим самоваром? В поисках ответа мы проехали от Москвы до... Тулы, попутно заглядывая к дилерам. Но сперва посетили дистрибьютора по Центральному федеральному округу - «АСМ-Интертрейд». Здесь верят в успех нынешних запорожских автомобилей: совсем иное качество комплектующих, сборки и окраски, чем у «докорейских». Заводская система качества получила международ-ный сертификат ISO 9001. Недаром «Опель» доверил запорожцам мелкоузловую сборку своей «Астры» (кстати, красят ее на той же линии, что и «Таврию» со «Славутой»). Лучшие свойства «таврийского» семейства: маневренность, экономичность и высокая для своего класса грузовместимость - все больше в цене. Обидно, что после развала Союза завод работал по принципу «лишь бы машина выехала за ворота» репутация «Таврии» очень сильно от этого пострадала. Все правильно говорит дистрибьютор, но при этом, похоже, надеется, что репутация ЗАЗов восстановится сама собой. Или усилиями дилеров, которых у него дюжина в восьми областях. Во вся- АВТОМОБИЛИ С УКРАИНЫ| ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ«ТАВРИЯ-НОВАш 110207 110217 110218 110218 40 • Кузов • Двигатель Рабочий объем,см3 Мощность, кВт/л. с. Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч при 120 км/ч городской цикл •СЛАВУТА» трехдверный хэтчбек карбюраторный впрысковый 1300 48,5/ 66ком случае, в рекламную кампанию чтото никто вкладывать не собирается. ЕДЕМ К ДИЛЕРАМ Первый визит - в торговый дом «Автомобили» (Москва. Южный порт). Находим «Славуту» в полутемном углу на 4-м этаже. Стоит, как в гараже - ни цены тебе, ни технических характеристик. Все чисто по-советски: покупателю надо сам спросит! - Куда обращаться по гарантии? спрашиваем менеджера. - Есть у нас СТО. - отвечает он уклончиво. И неспроста: завод дает дилерам скидку $50 на гарантийный ремонт в течение года, но не все используют ее по назначению. Короче, покупатель, ежели что, должен платить из своего кармана. - А где запчасти брать? - Да здесь же, в Южном порту на рынке! Пройдя по рынку, мы убедились: это действительно не проблема. Очень многие запчасти в наличии, а отсутствующие оперативно доставят с Украины. Достать их можно и через дистрибьютора, но это чревато таможенной волокитой, без которой ребята с рынка как-то обходятся... Интересно, что даже при столь «пофигистском» отношении дилера за пять осенне-зимних месяцев продано около 50 машин. Покупают, в основном, уже имевшие «Таврию» и знающие ее достоинства. По словам менеджера, с рекламацией не обратился пока никто. Подмосковье, город Чехов, автосалон «Чехов-Лада». Здесь светло и нарядно - не то что у предыдущего дилера. «Славута» (серебристый металлик) стоит на видном месте. - Красиво смотрится! Что за машина? - интересуется посетитель из местных. Не будь тут нас, вопрос повис бы в воздухе. Ни таблички с информацией, ни прайс-листа. Указана лишь цена ус-1200 42,7/ 581200 42,7/ 581300 46,3/ 635,5 7,4 7,455 7,4 7,455 75 7,95,4 7,5 7,5111307- 110307- 110308- 110308 12 01 01 401 Кузов • Двигатель Рабочий объем, см 3 Мощность. кВт/л. с. Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч при 120 км/ч городской цикллифтбек карбюраторный впрысковый 1300 48,5/ 661200 42,7/ 581200 42.7/ 581300 46,3/ 6355 75 8,655 7,5 8,655 75 8,45,6 7,7 8,0Размер багажника впечатляет.тановки дополнительного оборудования. Но какого именно? Менеджер в зале не знает: «Я здесь работаю первый день. Спросите у охраны». Охрана смеется. Едем дальше, недоумевая: что же это за торговцы у нас такие, которым продажа «по барабану»? Невольно вспоминается Америка, где дилер впивается мертвой хваткой в каждого, кто бросил взгляд на его товар... К счастью, и в России есть профессионалы торговли. В тульском автоцентре «МиК» все так, как надо. Директор Игорь Морозов и продавцы с удовольствием рассказывают о «Славуте». Туляки предпочитают модификацию с 1,2-литровым карбюраторным двигателем, более дешевым и привычным. А что впрысковый выполняет нормы Евро II по токсичности, отечественного покупателя, тем более в провинции, пока мало волнует. .. - Заказали следующий автовоз, - говорит Морозов. - Рекламации? За полгода не было ничего существенного. По статистике ЗАЗа, годовой гарантийный ремонт «славут» и «таврий» обходится в среднем в 17 долларов. Мы удивились, что так мало. Теперь верим. Единственное, что пока делали, - меняли свечи зажигания. Своим покупателям советуем сразу ставить «Бриск» вместо дешевых ДВРМ-17. А что думают автолюбители? В тематических форумах в Интернете мы обнаружили интересную закономерность: «Славуту» хвалят те, кто ездит на ней, и ругают те, кто никогда не ездил. Владельцы дружно отмечают: машина стоит своих денег. Приведу лишь характерный отзыв автолюбителя, проехавшего больше других: «140 000 км на спидометре и никаких проблем - при том, что я охотник и рыбак... Запчасти стоят копейки. Для души у меня «Опель-Омега», а для работы и приключений «Славута» в самый раз». пНа правах рекламыЗа рулем 5/2004153