226
228
АВТОМОБИЛИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙСЕРГЕИ КАНУННИКОВЗАБЫТАЯтрехосный ГАЗ-AAA. О них в разное время было достаточно сказано и написано. Вспомним и «практически забытые», выпускавшиеся в небольших количествах. С 1936-го на шасси ГАЗААА выпускали штабной автобус ГАЗ-05-193. Такие девятиместные машины строили до 1943 года, до бомбардировки завода, когда пришлось сократить модельный ряд. С 1941-го автобус, как и грузовики, делали в упрощенном варианте, в частности, с одной фарой. Всего выпустили 237 таких машин. Первые же месяцы войны обнаружили огромную нехватку санитарных автомобилей. Их основным поставщиком был тот же ГАЗ, выпускавший с 1938-го до 1945-го простенький ГАЗ-55 на базе полуторки. С 1939-го санитарные автомобили делал и московский завод. ЗИС16С представлял собой шасси с кабиной ЗИС-5, за которой помещался «обрезанный» кузов городского автобуса ЗИС-16. В таком фургоне с калориферным отоплением можно было перевозить до 10 носилок иликаждым годом все меньше тех, кто помнит самую страшную в мировой истории войну, кто может поведать о ней. Но, к счастью, остаются документы, свидетельства, воспоминания и бесценные «вещественные доказательства» старые танки, пушки, самолеты и, конечно, автомобили. Машин, проехавших фронтовыми дорогами, до наших дней сохранилось совсем немного. Одни, став грудой искореженного металла, сгнили на полях и обочинах дорог, другие доработали свой век после Победы и ушли в металлолом. И все же самые заслуженные автомобили Великой Отечественной ЗИС-5, горьковскую полуторку, ГАЗ-67 еще можно где-то увидеть. А более редкие модели практически забыты... С момента рождения советского автопрома одной из главных его задач были машины для Красной Армии. К началу войны в ней находилось почти 273 000 автомобилей. Моделей было совсем мало: основу парка составляли ГАЗ-АА (с 1938-го ГАЗ-ММ), трехтонка ЗИС-5,СПредвоенный ЗИС-16 нынче не сыскать, как и ярославских грузовиков. Из 1600 машин, поставленных в войска, больше всего было пятитонных ЯГ-6 (в Красной трансформировать его для Армии служили также ЯГ-4 и транспортировки не только ЯГ-10) с моторами и коробтяжелых, но и легких («сидяками передач от ЗИС-5. Изчих») раненых. Производствестно, что 45 машин выпусво этой модели свернули тили с импортными 93-сильв 1941-м, когда началась эваными дизелями «Геркулес» куация завода. Вместо нее и не исключено, что часть из стали делать совсем простой них тоже попала в армию. фургон ЗИС-44 - ЗИС-5 с выБольшинство ЯГов погибло уже в начале войны, а с 1942сокой деревянной «будкой». Современно выглядевший го завод вообще свернул тогда городской автобус ЗИС- производство - ЗИС прекра16 (выпуск его начали в 1938- тил поставки агрегатов. м) тоже имеет право назыТрехосных же ЗИС-6 с ваться военной машиной. Не1934 по 1941 год было покоторые из них шли не только строено более 21 тысячи, но в тыл с эвакуированными, но до наших дней сохранились и на фронт, восполняя острый единицы. На шасси ЗИС-6 дефицит «санитарок». монтировали первые «катю-ГАЗ-64 с 50-сильным двигателем отличался от ГАЗ-67 в основном колеей - 1250 мм вместо 1445 мм.ГАЗ-05-193 использовали как штабной автомобиль и передвижной радиоузел. Машина* с 50-сильным двигателем развивала 65 км/ч. 226 За рулем 5/2004ши» - реактивные установки БМ-13. Именно такие машины стоят на постаментах в местах боев на западе России ив Белоруссии. С начала тридцатых годов наши конструкторы уделяли особое внимание полноприводным машинам повышенной проходимости. Однако технологические проблемы, в частности организация в достаточном объеме выпуска шарниров передних колес, долго не позволяли начать серийное производство. В 1941 году до эвакуации московского завода, сопровождавшейся сокращением выпускаемых моделей, успели построить лишь 197 машин ЗИС-32. Это был ЗИС-5 с дву- АВТОМОБИЛИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙЗИС-6 с реактивной установкой БМ-13. Мощность - 73 л. с, расход топлива - около 40 л/100 км.очень нужны. Конструкторы Г. А. Сонкин и А. Ф. Андронов (последний после войны стал главным на МЗМА) совершенствовали машину. ЗИС-42 получил более широкие гусеницы, форсированный до 76 л. с. мотор. На ЗИС-42М ставили уже 85сильные двигатели (такими до войны оснащали автобусы ЗИС-16) с увеличенной степенью сжатия и более емкие топливные баки. Первые ЗИС-42М были отправлены на Сталинградский фронт, а выпускали их до 1944 года. Псигугусеничных же АТ-14 (кабина и рама ЗИС-5, гусеницы от танка Т-70) построили всего десять. Машина оказалась слишком тяжелой и сложной в производстве. Автомобили времен войны в сравнении с нынешни-мя ведущими мостами и двухступенчатой раздаточной коробкой. На Горьковском автозаводе группа конструкторов во главе с В.А. Грачевым занималась полноприводниками на базе легковых машин. Перед войной начали производство ГАЗ-61 - «эмки» с двумя ведущими мостами и шестицилиндровым 76-сильным мотором. Первые машины передали высшим военачальникам Красной Армии. Из совсем немногочисленных кабриолетов ГАЗ-61 40 один получил тогдашний нарком К. Е. Ворошилов. Пикапов же ГАЗ-61-417 из 400 полноприводных «эмок» было, видимо, совсем немного. Тем не менее ветераны помнили эти машины по зиме 1941-го - несколько участвовали в битве под Москвой в качестве тягачей легких пушек. Прародителей всех «козликов» - автомобилей ГАЗ-64 в 1941-1942 гг. выпустили всего около семисот. Более поздние ГАЗ-67 отличались увеличенной колеей и, соответственно, измененным кузовом. Недавно в Прибалтике восстановили (по сути - сделали заново) единственный известный на сегодня ГАЗ-64.228 За рулем 5/2004Полугусеничные машины - отдельная страница военной истории автомобиля. Несмотря на серьезные недостатки - невысокую по сравнению с гусеничными машинами проходимость, посредственную управляемость, высокий расход топлива, «гибриды» (немцы называли такие автомобили мулами) в годы Второй мировой были практически во всех воевавших армиях. Заманчиво было использовать готоПартию полноприводных ЗИС-32 с 73-сильными моторами выпустили в 1941 году. вое шасси и передний мост с рулевым управлением. и металлической гусеницы. ми были, конечно, примитивОтечественные прототиГАЗ-33 обкатали в финскую ны, располагали очень мапы НАТИ-2 и НАТИ-ВЗ, созвойну, где он показал посредлым ресурсом. Впрочем, доданные в первой половине ственные проходимость и натошные немцы подсчитали: тридцатых, развивали идеи дежность. Потом большинстни один военный автомобиль Адольфа Кегресса - инженево машин оказалось в колхов советской ли армии, в верра, возглавлявшего до ревозах, где с них сняли «лишние» махте ли не проходил больше люции гараж российского детали. С 1938-го по 1942-й 10 тыс. км. Его боевой путь императора. Еще до Первой в Горьком на базе полуторки прерывали мины, снаряды мировой он экспериментировыпускали уже полноценный или... окончившаяся война. вал с полугусеничными маполугусеничный ГАЗ-60 груИных уж нет, а те... Немало шинами, а затем создавал позоподъемностью 1300 кг. автомобилей Великой Отечедобные «ситроены». У нас же В Москве параллельно дественной еще лежат в глухих совместная работа НАГИ и лали подобный ЗИС-22 с 73- лесах и болотах. Как знать, ГАЗа вылилась в серийный сильным двигателем ЗИС-5. нет ли среди них тех, которые ГАЗ-33. Он представлял соМашина съедала 60-85 л можно увидеть сейчас только бой полуторку с комплектом бензина на 100 км ив снегу, на старых пожелтевших фодеталей для переоборудовакогда между катков намерто? Найти и восстановить тания - набором катков и ролизал лед, становилась порой кие машины - наш общий ков, крепившихся к раме, шебеспомощной. И все-таки долг. Они - память о Великой стерни (ее устанавливали меполугусеничные автомобиОтечественной, свидетели, жду сдвоенными задними коли, в основном в качестве арпусть и немые, долгого и трулесами), ведущей звездочки тиллерийских тягачей, были дного пути к Победе.