236
237
ФОРМУЛА 1_ФИА ВОЮЕТ СО СКОРОСТЬЮСЕРГЕИ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: DPPIДо 1987 года королевские автогонки не считали слишком быстрыми и опасными. Скорости 350-400 км/ч никого не пугали. Случались страшные аварии, когда гибли и получали ранения лучшие пилоты планеты. Это потрясало, но что поделать - гонки не легкая атлетика. Затем в отношении общества к этим трагедиям что-то изменилось. Запрет, наложенный ФИА на систему турбонаддува, с 1988 года заметно снизил стремительность болидов. Несколько лет в чемпионате царило техническое затишье, и публика спокойно наслаждалась поединками великих Сенны, Проста и Мэнселла. На эту же пору, однако, пришелся и расцвет электроники, что продолжается и поныне. Обнаружилось, что роль гонщика в гонках формулы 1 сведена к минимуму. Он вращает руль ив нужный момент по сигналу электроники нажимает нужные кнопки. Все остальное машина делает сама. На конструкторов обрушилась волна критики. Особенно досталось изобретателям активной подвески, позволявшей менять настройки прямо в ходе гонки, причем из боксов! Мало того, мощность моторов вернулась на прежний уровень, и рекорды трасс начали падать один за другим. Приближающуюся опасность почуяла ФИА и вмешалась: в 1994-м по ее инициативе провели серьезные измене236 За рулем 6/2004ния в регламенте. Вся электроника, способная влиять на параметры двигателя, трансмиссии и подвески, была поставлена вне закона. А для оживления борьбы на трассе внедрили дозаправку в ходе гонок. В нескольких страшных пожарах, к счастью, никто не погиб, прежде чем эту неотъемлемую часть современной формулы 1 довели до абсолютного совершенства. Первый сезон по новым правилам ознаменовался, однако, гибелью Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера, трехнедельной комой Карла Вендлингера, кошмарными авариями Йо са Ферстаппена и Рубенса Баррикелло, когда пилоты просто чудом уцелели. Прошла бешеная волна критики, но Берни Экклстоун не дрогнул. Ни один из пунктов правил не был изменен, и автомобили, лишенные «думающей» электроники, научились превосходно держать дорогу. А Макс Мосли, делавший первые шаги за штурвалом мирового автоспорта, поклялся тогда, что его главная цель - максимальная безопасность формулы 1. Прошло десять лет - старуха с косой обходила трассы Гран-при. Очередной виток борьбы со скоростью пришелся на 1995-й. Не в силах справиться с ней локальным путем, ФИА пошла на уменьшение объема двигателя с одновременным увеличением массы болида. Тогда же появилась пре-ХРОНОЛОГИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ФОРМУЛЫ 11988 - запрет турбонаддува. 1994 - обязательные дозаправки в ходе гонки; запрет активной подвески, электронных противобуксовочной и антиблокировочной систем, телеметрии «боксы-автомобиль». 1995 - уменьшен рабочий объем двигателя с 3,5 до 3,0 л; увеличена минимальная масса болида (с пилотом) - до 595 кг, запрет специальных сортовтоплива;обязательная деревянная пластина толщиной 10 мм под днищем; уменьшены размеры и стандартизированы формы заднего диффузора и переднего антикрыла. 1997 - обязательные «сухие» шины с продольными канавками; уменьшена на 10% габаритная ширина болида; увеличены размеры монокока. 2003 - запрет телеметрии «автомобиль-боксы»; запрет тракшн-контроля (с отсрочкой исполнения) и электронной системы коггроля старта; запрет полностью автоматической коробки передач. ФОРМУЛА 1словутая деревянная пластина под днищем объект насмешек. Смеялись не только над придумавшими ее, но и над самим материалом - в век пластика, композитов и полупроводников... доска. Стоит тем не менее пластина по сей день, исправно увеличивая дорожный просвет и ухудшая аэродинамику. Все изменения в сумме дали впечатляющий эффект - на 40% снизилась прижимающая сила в поворотах, примерно на 15% упали мощность и крутящий момент. Втоже время аналитики уже тогда приходили к выводу, что в войне со скоростью побеждать будет... скорость, ибо сама суть формулы 1 - в создании все более и более быстрых машин с использованием самых высоких и дорогостоящих технологий. Пропорционально скорости росли и цены болидов, посильные не всем «конюшням», что в конечном итоге привело чемпионат мира к кризису 2002 года:тотальноепревосходство «Феррари» и полупустые трибуны. Теперь ФИА стала думать не столько об искусственном снижении скоростей (все рекорды вновь были побиты, несмотря на шины с канавками!), сколько о сокращении расходов. И снова на повестке дня электроника полностью автоматические коробки, тракшнконтроль, система оптимального старта. Даже педаль акселератора - и та стала не механической, а электронной! 0 скоростях же, достигших пугающих величин, напомнили сами гонщики. Не только потому, что в этом году Михаэль Шумахер выигрывает все подряд. Пилоты других команд на Гран-при Малайзии тоже проходили круги на 2-3 секунды быстрее, чем год назад! «Тойота» с ее нынешней скоростью год назад боролась бы за победу! «Нам что, мы поедем так быстро, как позволит автомобиль. Это наша работа, говорит Ярно Трулли, - но, вообще-то, в иных поворотах с непривычки жутковато». Эти голоса дошли до президента ФИА Макса Мосли. Он созвал конструкторов формулы 1и дал им два месяца на размышление. Если они не смогут предложить план по снижению скоростей, устраивающий всех, то в рамках Договора Согласия - главного нормативного документа чемпионата мира - ФИА в приказном порядке введет свой вариант. А между тем скорость в этом году не главная проблема формулы 1. Да, все мчатся как угорелые, но аварий-то нет! Самая сильная головная боль от другого. Кое-кто уже сдал купленные заранее билеты на Гран-при, рейтинг трансляций понизился! В один присест, конечно, ничего не изменишь. Но, по крайней мере, надо беспокоиться о будущем. И Макс Мосли представил проект изменений, запланированных на сезон-2008. В том пока далеком году истекает срок действия Договора Согласия, и Мосли считает, что новый проект можно и нужно обсуждать, но не переиначить. Дело решенное! Либо господа-владельцы команд подписывают новый договор, либо нет. Меры, предлагаемые президентом, направлены, прежде всего, на снижение расходов команд. А вместе с этим, как известно, падают и скорости! Двигатель V8 (а не VI0) объемом2,4 л должен выдерживать без замен две гонки. Подлежат запрету системы впуска и выпуска с изменяемой геометрией, полуавтоматические коробки, гидроусилитель руля и целый ряд электронных систем. Шины - один комплект на гонку при общем для всех поставщике. И, вдобавок, Мосли заверил: в 2008 году на старт выйдет 12 команд. К проекту в целом команды отнеслись одобрительно. Конструкторы шасси и двигателей нашли в таких изменениях определенный здравый смысл. Чего нельзя сказать об автопроизводителях, участвующих в чемпионате мира. Они, в который уже раз, возмутились «беспределом» спортивных властей - так часто, чуть не каждый год, да еще по нескольку раз, правила менять нельзя! Дескать, еще к нынешним толком не приспособились, а на горизонте уже череда новых И пять гигантов, представляющих автомобильную Европу, вновь заговорили о создании альтернативной гоночной серии.После финиша упал без сил. В былые времена от пилотов требовалось нечто большее, чем максимально быстро вести машину. А вот трехкратный чемпион Ники Лауда, старый боец из ушедшего поколения романтиков, сказал, что как ни странно на сей раз Макс Мосли чертовски прав: «Надо что-то менять, и чем радикальнее, тем лучше. Формула 1 перестала быть тем, чем была в мои годы. Ее проводят сегодня для кого угодно - владельцев акций, спонсоров, политиков, для рейтингов, но только не для зрителей. Гонщик превратился в товарный знак, его можно купить, обменять и сдать в аренду. И на трассе почти не осталось места вдохновению - ты вылезешь из кожи, проведешь лучшую гонку в жизни, но твой автомобиль все равно отстанет на круг от лидера, потому что провел в аэродинамической трубе на пятьсот часов меньше».К счастью, такие аварии за последние восемь лет • редкость, и обходятся они без жертв.Неизвестно, как все сложится в будущем, но пока что скорость положила всех на лопатки. • За рулем 6/2004 237