221
222
223
ВЫСТАВКА «ТЕХНОКЛАССИКА»•:«КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИСЕРГЕЙ КАНУННИКОВ ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУКазалось бы, блестеть ярче, чем эти холеные автомобили, просгго невозможно, но сосредоточенный джентльмен все полирует бока и капот спортивного «Ягуара». Фотограф нервни-чает: пора снимать, ведь публика широкой рекой уже заполняет залы огромного выставочного комплекса в Эссене. Мужчины и дамы в дорогих костюмах, молодежь, люди в потертых кожаных куртках и джинсах, семьи в полном «составе, включая карапуза в коляске... А два солидных господина уже о чем-то горячо спорят возле огромного черного «Вуазена-С25». В общем, все это похоже на автосалоны в Париже или Женеве... Но какого года? 1950-го? 1937-го? А вот эта машина вообще из 1913-го! Мы на эссенской «Техноклассике» - крупнейшей выставке ретроавтомобилей в«Вуазен-С25» с шестицилиндровым 3-литровым мотором, развивающим около 100 л. с, дебютировал в 1934-м. Редчайшему автомобилю повезло: дожил до наших дней без реставрации, сохранив вполне пристойный облик.Американский «Хапмобиль-32» выпускали в 1912-1915 гг. В Германию машину привезли из Австралии, где фирма сбывала немало автомобилей. В экспортном списке тех лет значатся также Новая Зеландия, Египет, Япония и... Россия. За рулем 6/2004 221 АВТОКЛУБВЫСТАВКА «ТЕХНОКЛАССИКА»Европе, уже 16-й по счету. Нынче сюда свезли около 1000 (!) экспонатов из 15 стран. Так о чем спор возле «Вуазена»? Один господин считает, что небольшие, учитывая 70-летний возраст красавца «француза», шрамы, нанесенные временем, его только украшают, другой настаивает на необходимости полной реставрации. Для этого есть все возможности. В Европе на «старьевщиков» работает целая индустрия. Некоторые мастерские выставили насвоих стендах до полутора десятков прекрасно восстановленных машин на сумму с шестью нулями. А рядом на фотографиях груды железа такими были эти красавцы пару лет назад. Конечно, не все автомобили пришлось возрождать из хлама. Скажем, подавляющее большинство «роллс-ройсов» и «бентли» всю долгую жизнь провели в тепличных условиях. Но ведь и грузовики почти забытой уже марки «Крупп» выглядят не хуже, а с ними-то точно пришлось повозиться. В доказательство тому выста-В 1959 году одной из звезд Туринского салона был немецкий двухцилиндровый 25-сильный «Ллойд-Александер» с кузовом ателье «Фруа». Таких машин построили всего полтора десятка.«Мерседес-Бенц 680S» 1928 года со 180-сильным 6,8-литровым мотором и кузовом знаменитой фирмы «Эрдманн и Росси» представила одна из крупнейших немецких реставрационных фирм «Е. Тизен».вили даже не «фото, а «натуру» - ржавый, облезлый, с битой фарой и спущенными шинами «Kpyim-LD50» 1949 года. До него у поклонников марки еще не дошли руки. Наверняка дойдут! Те, кто только подступается или мечтает подступиться к этому сложному, но увлекатгугьному ремеслу, облепили стенд, где идет показательная реставрационная программа. Мастер на наших глазах изготавливает копии древних крыльев и иных металлических деталей. А вокруг - рай для автомобильного гурмана! Огромные залы отданы торговцам книгами (жизни не хватит перелистать хотя бы половину!), инструкциями по эксплуатации, инструментами и, конечно же, запчастями. Преклонных лет господин со счастливой улыбкой уклады-В 1946-1950 гг. выпустили 3006 экземпляров «Вольво-Р\/60» с «шестеркой» мощностью 90 л. с. В Эссен раритет приехал из Швеции. 222 За рулем 6/2004В 1939-м построили всего пять прототипов «Шкоды-Сагитта». Автомобиль с 15-сильным двигателем V2 хранят в фирменном музее «Шкоды». ВЫСТАВКА«ТЕХНОКЛАССИКА»Итальянская «Лянча-Дилямбда» 1929 года. Машины, оснащенные двигателем V8 рабочим объемом 3,96 л, мощностью 100 л. с. собирали до 1935-го.Пожарный «Крупп-Тигер L8T65» с 200-сильным дизелем и 52-метровой лестницей. Год рождения - 1956-й. С 1955-го «круппы» выпускали на восстановленном заводе в Эссене.вает в сумку контактную группу и зеркало для «Фольксвагена-Жук», а молодой человек в аккуратном костюме деловито подбирает древний радиоприемник. Судя по размерам агрегата - не иначе к «Мерседесу». Ну а те, кому пока не к чему пристроить древнее «железо», изучают бесчисленные сувениры: от скромных простеньких брелоков и наклеек до копии «роллс-ройсовской» накапотной фигурки высотой эдак в полметра. Подросший «дух экстаза» стоит... 1500 евро. Впрочем, здесь у каждого свой праздник и свои радости. Столетие «Ровера», сорокалетие «Форда-Мустанг» и «Боргварда-Изабелла» для их поклонников события не менее значимые, чем сотый день рождения «Роллс-Ройса». Да и неюбилейные автомобили, причем не только«Звезда Индии» - так в честь сапфира массой 563 карата называли этот «Роллс-Ройс Фантом II». Фирма «Трапп и Мэберли» построила роскошный кузов в 1934-м специально для махараджи Раджкота.«Бугатти-Тип 57 Венту» 1934 года. Автомобиль с рядным восьмицилиндровым мотором мощностью 135 л.с. достигал 150 км/ч.изящные «феррари» и величественные «кадиллаки», но и скромные «вартбурги» и «шкоды», не остались без внимания публики и коллекционеров машин других марок. Пожалуй, один из лейтмотивов Эссена: здесь с уважением встречают любой автомобиль и того, кто сумел сохранить, а тем более восстановить «старичка». Этим машинам повезло: они блистали на выставках 30, 50, а то и 90 лет назад и до сих пор занимают почетные места на нарядных стендах, отражая в блестящих боковинах и начищенном хроме тысячи восторженных глаз. Но и нам с вами повезло: благодаря коллекционерам и реставраторам мы вместе с запахом свежей краски, старой кожи и дерева впитываем дух истории... А господа, горячо спорившие о французсжом «Вуазене», разошлись с миром, согласившись: раритет жив и попал в хорошие руки, а это - главное. Они, несомненно, правы. Ведь «когда б вы знали, из какого сора» поднялись многие звезды эссенской «Техноклассики». DЗа рулем 6/2004 223