212
213
214
216
АВТОКЛУБVOLKSWAGEN PASSAT B5 В ДЕТАЛЯХНАРОДНЫЙ ИЗБРАННИК ПЯТОГО СОЗЫВААНАТОЛИИ СУХОВПятое поколение «народных автомобилей» окончательно размыло классовые границы. По имиджу «Фольксваген-Пассат» уже вплотную приблизился к немецкой «большой тройке»: вместительный салон, тщательно подогнанные панели, богатый набор дополнительного оборудования, мощные двигатели... А огромный багажник, складывающееся по частям заднее сиденье и лючок для длинномерныхпредметов намекают, что седан пригодится ив хозяйстве. Что уж говорить об универсале: ему и релинги на крыше ни к чему - холодильник или штабель досок легко поместятся внутри. Выглядит «Пассат» дороже, чем стоит, а стоит - даже подержанный - немало. Четырех-пятилетние В5 в Москве продают за 13-17 тыс. долларов. Выбор - завидный: седан или универсал, девять двигателей, «механика» или «автомат», передний или полный привод. Но обольщаться не стоит: недостатки есть у любого авто; главное - отделить зерна от плевел. ТРУДНОЕ ДЕТСТВО Многие системы и узлы пятого «Пассата» - подвеску, противоугонную систему, электропакет и кондиционер проектировали с чистого листа, хотя, конечно, с оглядкой на «Ауди». Дебют оказал-Поддон картера двигателя - алюминиевый, нуждается в защите. Даже легкий контакт с препятствием опасен. 212 За рулем 6/2004Лучшая защита - отечественная кевларовая - при ударах упруго деформируется и не боится коррозии.Под аккумулятором сливное отверстие. Забьется листьями - в коробе будет целое озеро. VOLKSWAGEN PASSAT B5 В ДЕТАЛЯХвали натяжитель ремня ГРМ - старый мог спровоцировать его досрочный обрыв. Были проблемы ис турбокомпрессором (ТКР) на 1,8Т, но сегодня это в прошлом. Практически все детские болячки уже вылечены - либо по гарантии, либо за счет владельца. Но в любом случае «пассаты» до 1999 года нужно смотреть особенно внимательно. Отличительный признак этих машин зеленая подсветка приборной панели, магнитолы и переключателей (после 1999 года пошла голубая).ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Стоимость, евро Ремень ГРМ с роликами (двиг. ADR/AFM) Помпа (двиг АСК) Турбокомпрессор (1,8Т) Датчик уровня топлива / комплект на «Синкро» 368/180 130 1360 58/174 2898 750 58 522/957 159тнвдНасос-форсунка Свеча накаливания Комплект сцепления / маховик на V6 Амортизаторная стойка передней подвески с опорой Стойки/втулки стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески (комплект) Нижний прямой рычаг передней подвески Наконечник / рулевая тяга в сборе Центральный переключатель освещения; вьключатель аварийной сигнализации Замок двери Крыло переднее Капот Бампер передний Фара Защита картера двигателя* (ф. «Экс», С.-Петербург)' НесригинзлОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИВ активе самого слабого из бензиновых двигателей объемом 1,6 л - лишь экономичность и дешевизна. Спрос на такие машины слабый, соответственно и продать будет труднее. Динамика, особенно с «автоматом», - на троечку, да и мотор постоянно нагружен, значит, износ выше. Самые массовые двигатели -1,8 л, с ТКР и без него. При покупке «Пассата 1,8Т» обязательно проверьте давление наддува и расположение клапана рециркуляции. Если он возле решетки радиатора, лучше перенести клапан за двигатель, иначе конденсат в шлангах зимой непременно замерзнет - система наддува откажет. При правильной эксплуатации ТКР живет более 180 тыс. км. Все перечисленные двигатели страдают при обрыве ремня ГРМ. Оригинал исправно выхаживает 120 тыс. км. При покупке нового проверьте дату изготовления - избегайте ремней, пролежавших на складе больше года. Меняют его вместе с роликом (с 1999 года - нового образца). Поршневая служит более 250 тыс. км, но будьте готовы возить запас масла: расход до 1л на 1000 км для этих моторов - норма. К 200-250 тыс. км придется заменить маслосъемные колпачки - они теряют эластичность. Пониженный уровень масла может грозить целым букетом неприятностей, и жесткий звук работы двигателя - первый симптом. Не надейтесь на индикаторные лампы, проверяйте уровень по58/17 217 58/110 101/26 130 264 353 460 232 159Опора нижнего продольного рычага сдается первой (красная стрелка). Стойки стабилизатора с сайлент-блоками (зеленая стрелка) намного долговечнее прежних.ся не совсем удачным. Алюминий в подвеске приживался с трудом: в шаровых опорах и стойках стабилизатора поперечной устойчивости уже к второму-третьему ТО появлялся люфт, а пальцы рулевых наконечников и вовсе грозили вылететь из гнезда. Но к 1999 году основные проблемы удалось решить: рычаги передней подвески модернизировали, шаровые пальцы в стойках стабилизатора заменили на проверенные временем сайлент-блоки, а вместо алюминиевых наконечников рулевых тяг установили стальные, отозвав проданные автомобили - с безопасностью шутки плохи. Модернизиро-Слабое место - клапан рециркуляции. Зимой конденсат замерзает, вызывая отказ системы наддува.За двигателем клапан работает безотказно. Для переделки системы продается фирменный комплект.щупу. Если он в норме, а звук не пропадает, вызывайте эвакуатор - о возможных неисправностях таких же моторов на «Ауди» мы уже рассказывали (ЗР, 2003, № 7, с. 162). Впрочем, в массе эти двигатели вполне надежны. Самый мощный - V-образный шестицилиндровый двигатель устанавливали главным образом на полноприводные «пассаты». Специфических болезней у него нет, но нейтрализатор расположен в нежном подбрюшье - холодный душ из лужи губителен для керамики. При покупке проследите, чтобы защитные кожухи были на месте ив глушителе не гремело. Интересный мотор - VR5 с углом развала всего 15°. По мощности он не отличается от 1,8Т, но «везет» с самых низов. Да и цепь в приводе ГРМ многих порадует. Однако серьезный ремонт VR5 - удовольствие дорогое, и если исправность двигателя вызывает хоть тень сомнения, стоит поискать другой автомобиль. Наш бензин выводит из строя датчики уровня топлива. Владельцам переднеприводных машин легче - приходится менять только один датчик, на «Синкро» их - три. Тянуть с заменой не стоит: если прибор завышает показания, есть риск сжечь бензонасос - сухомятки он не любит. Во избежание перегрева двигателя раз в два года тщательно промывайте радиаторы системы охлаждения и кондиционера (сняв бампер и один из радиаторов). Нормальный режим мотора - 90°С; если стрелка дошла до 95°, поезжайте в сервис; скорее всего, виноват термостат. При перегреве обязательноЗа рулем6 / 2 004 213 АВТОКЛУБVOLKSWAGEN PASSAT B5 В ДЕТАЛЯХпоменяйте помпу - посадка крыльчатки на оси ослабевает, и она может сместиться. На двигателе V6 есть смысл профилактически менять помпу каждые 120 тыс. км вместе с ремнем ГРМ живет она немногим дольше. Трудности зимнего пуска порой удается преодолеть, перепрограммировав блок управления двигателем - недорогая дилерская услуга. Только блок должен быть «нечипованным» (в первую очередь напомним это владельцам «1,8 турбо» - наиболее привлекательного мотора для чип-тюнинга). ДИЗЕЛИ В АССОРТИМЕНТЕ Выбор дизелей - на любой вкус: рядные или V6, с ТНВД или насос-форсунками. При хорошем топливе проблем с ними почти никаких. Единственная серьезная - разрушение расположенного снизу нейтрализатора от холодных ванн. Проще всего в обслуживании и ремонте 1,9-литровые с ТНВД. Девяноста сил для тяжелого «Пасхата» маловато,а 110 - в самый раз, его и рекомендуем. Форсунки легко диагностировать, а их непригодность к ремонту компенсируется высокой надежностью. Только при установке обязательно замените уплотнительные кольца и не перепутайте «форсунки местами - третья оборудована датчиком фазы. А вот на ремонт ТНВД время и деньги лучше не тратить (в насос встроен электронный блок управления впрыском, датчик температуры топлива и т. д.) - сразу замените на новый или восстановленный на заводе. «Шестерку» с изменяемой геометрией турбины часто ставят на полноприводные «пассаты», обеспечивая им прекрасную динамику, но в ремонте она намного сложнее. Система питания с насос-форсунками на рядном 1,9 л зарекомендовала себя неплохо, но если с качеством топлива в регионе проблемы, возьмите мотор попроще - насос-срорсгунки о-очень дороги. Все дизгали - с турбонаддувом и требуют хорошего масла, отвечающего ре-ИСТОРИЯ МОДЕЛИ• 1996 год. В августе представлен «Пассат В5»: переднеприводным седан с механической или автоматической (с электронным управлением) коробкой передач. Двигатели - бензиновые впрысковые четьрехцилиндровые AHL 1,6 л, 74 кВт/ 101 л. с.,АОТ-1,8л,92кВт/125л.с.,АЕВиАР11 1,8 лс турбонаддувом, 110 кВт/150 л. с; V6 АСК 2,8 л, 142 кВт/193 л. с; VR5 AGZ 2,3 л, 110 кВт/ 150 л. с; дизели с турбонаддувом AHU 1,9 л, 66 кВт/90 л. с. и AFN 1,9 л, 81 кВт/110л. с. Ш1997 год. Полноприводная модель и универсал. • 1998 год. Новый наддувный дизель AJM с насогнрорсунками 1,9 л, 85 кВт/116 л. с. • 1999 год. Турбодизель с непосредственным впрыском V6 AFB 2,5 л, 110 кВт/150 л. с. На смену двигателю ADR пришел ADP - с электронным приводом дроссельной заслонки. Остальные параметры не изменились. • 2000 год. Представлен •Пассат» следующего поколения.комендациям фирмы. Менять его нужно вдвое чаще, чем на бензиновых моторах, - каждые 7,5 тыс. км. А раз в 60 тысяч - проверить и при необходимости заменить свечи накаливания. ВИД СНИЗУ О замене сцепления первому, а зачастую и второму хозяину беспокоиться не придется - даже в городе оно выдерживает 150-200 тыс. км (гонки со свето•форов и обувь на шпильках не в счет). При полном износе его меняют обычно вместе с маховиком (на V6 он двухмассовый). Коробки передач без проблем работают годами, лишь в «механике» <> х временем возникает люфт в приводе. Неполадки «автомата» связаны, какДо 1999 года «пассаты» оснащали климатической установкой только с ручной регулировкой.С 1999 года большинство машин шло с электронной регулировкой «климата». Подсветка приборов стала голубой.214За рулем 6/2004 VOLKSWAGEN PASSAT B5 В ДЕТАЛЯХи тормозные диски. Единственный прокол - течь задних шлангов к 100-150 тыс. км пробега. В 2000 году их модернизировали - дефект пропал. Рулевое управление работает без проблем, стальные наконечники служат годами, но, чтобы отрегулировать схождение, тяги порой приходится менять из-за закисания резьбы. ГУБИТ МОЗГИ НЕ ПИВО Губит их вода: под ногами водителя расположен блок управления комфортом, пассажира - автоматической коробкой передач, на усилителе сиденья датчик боковой псдушки безопасности. От влаги в первую очередь страдают разъемы: пропадает освещение салона, отказывают стеклоподъемники, загорается лампа неисправности подушки. Помимо традиционного пути поступления воды - с подошв, есть и скрытый через нарушенные уплотнения короба воздухопритока. Нарушают их, как правило, установщики сигнализаций и худ-локов, забывая вернуть на место штатные заглушки. А уровень воды поднимается из-за засора водослива. Расположен он скрытно - под аккумулятором, чтобы осмотреть его или прочистить, придется снимать батарею. Образованию затычки из листьев и тополиного пуха способствует и резиновая шумоизоляционная мембрана (желающие могут ее удалить). Влага опасна ив виде конденсата. Для восстановления работы штатного иммобилайзера порой достаточно просушить панель приборов. На неисправность системы указывает мигающий индикатор на панели. Окисляются и концевики дверных замков, зав<гдующие подсветкой двери, - приходится менять замок в сборе. Словом, сухой закон для «пассатов» непреложен. А вот центральный переключатель света и кнопка аварийной сигнализации могут отказать просто так - от времени. Ремонту они не подлежат, только замене. Отключение аккумулятора и «прикуривание» автомобиль переносит нормально (только подсоединять провода нужно при выключенном зажигании). Правда, от перепада напряжения может записаться код ошибки «эйрбэга», в сервисе ее удаление займет минуты. ЦИНК-ЦИНК-ЦИНК Хотя тройная Zв VIN-коде на самом деле не имеет никакого отношения к оцинковке, хранители легенды могут быть спокойны: кузова «пассатов» с цинковым покрытием. Точки ржавчины вблизи ветрового стекла - скорееПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАЗапчасть Стоимость, евро Диагностика эггвктронных систем автомобиля Диагностика состояния кузова/ ходовой части Перепрограммирование блока управления двигателем Замена ремня ГРМ с роликами (двиг. ADR/AFNI Замена ремня ГРМ с роликом и помпой (двиг. АСК) Замена датчика / датчиков («Синкро») уровня топлива Замена свечей зажигания на VR5 Замена турбокомпгтяра (1,8Т) Замена ТНВД (P4/V6) Замена нассс-грорсунки Замена сцепления Замена подшипника передней ступицы Замена стоек/втулок стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески (комплект) Замена нижнего прямого рычага передней подвески Замена амортизаторных стоек передней подвески (пара) Замена наконечника/ рулевой тяги в сборе Регулировка углов установки всех колес Замена задних тормозных шлангов (пара) Замена разъема блока управления комгфортом Замена переключателя центрального освещения/выключателя аварийной сигнализации Замена замка двери2544/182088/130Наклейка с данными комплектации в нише запасного колеса.Паспортные данные13529/8717 12889/11658 202 4618/2532 6129/43В комплекте к автомобилю - три ключа. Два - «толстых», одинаковых, с дистанционным управлением замками или без (на фото показаны три типа ключей), и один кошельковый - пластмассовый, но со встроенным «чипом» иммобилайзера. Это - палочка-выручалочка, если вы забыли или потеряли основной ключ.58 29 8720/1435правило, с отгнившими или поврежденными разъемами или отказом блока управления. Об этом - чуть позже. Постоянный полный привод с дифференциалом «Торсен» на «пассатах» зарекомендовал себя очень хорошо. Единственный недостаток таких машин - трудоемкость некоторых операций по обслуживанию и дорогой ремонт после ДТП. Срок службы подшипников - средний: на 100 тыс. км хватит, а там - как повезет. По ровной дороге и до 200 тысяч дотянут. В троице «рычаг-опора-сайлент-блок» самое слабое место опора. При люфте в ней меняют рычаг в сборе, поэтому об остальных двух элементах можно не беспокоиться. Стойки стабилизатора нового образца служат более 50 тыс. км, вместе с ними нередко приходится менять и втулки стабилизатора - попавший под них песок быстро прогрызает штангу. Эффективность амортизаторных стоек снижается после 40-50 тыс. км, но «полумертвые», они вполне могут дожить и до 150 тысяч. Определить их состояние поможет стенд (ЗР, 2003, № 2, с. 192). Тормозная система вполне надежна при условии очистки и смазки направляющих при каждой замене колодок. Вместе с третьим комплектом меняйте216 За рулем 6/2004иглслючение, чем правило. Составные бамперы с некрашеной накладкой практичное решение. То же относится ик пластиковым фарам - царапины легко удаляются полировкой. Фирменная стальная защита двигателя спасает лишь от снега, да и демонтировать ее непросто - крепления прикипают. Лучше установить отечественную композитную - легкую и прочную. ДОСМОТР С ПРИСТРАСТИЕМ «Пассат В5» был сравнительно привлекательным для угонщиков. Поэтому при покупке проверьте наличие всех ключей. При заказе нового ключа учтите, что с этого года опрашивать электронные блоки автомобиля будут непосредственно из центрального офиса в Германии: дилер лишь подключает автомобиль к сети. Если машина числится в угоне, производитель заблокирует «мозги», превратив ваше авто в недвижимое имущество, а вас - в главного подозреваемого. Поэтому прозрачная биография становится одним из главных критериев при выборе «народного автомобиля». • Благодарим дилерский техцентр «РУС-ЛАН» за помощь в подготовке материала.