АВТОКЛУБКОНКУРССКАЗКА ОБЗа верное решение задачи о странностях в работе сцепления «Жигулей» премию 6000 руб. получит Александр Белых из г. Ельца Липецкой области.Знатоки, сетовавшие на чрезмерную простоту предлагаемых в конкурсе задач, должны быть довольны. Капризы сцепления, не желавшего выключаться на повышенных оборотах, для многих стали крепким орешком. Оно и понятно: явление, о котором идет речь, настолько редкое, что не всякий профессионал-ремонтник с ним сталкивался. Тому подтверждение - скромное количество ваших писем с ответами, всего около сотни. Но зато какие ответы! Если не придираться к мелочам, то не меньше трети - попадания «в десятку». Остальные участники конкурса, даже не имея версий, пытаются их искать.Знаете, что такое ловить в темной комнате черную кошку, когда ее там нет? Это, например, объяснять предложенный дефект капризами зажигания, неисправностями подвески и т. п. Некоторые ответы отразили дух времени - чисто потребительское отношение к автомобилю: едет - хорошо, отказал обратись в сервис! Один господин так и написал: «В сервисе заменили неисправное сцепление. Не все ли равно, что у него внутри? Лично я этим «грузиться» не стал бы!» К счастью, любознательных людей немало. Задача содержала подсказку: только выше 2000 204 За рулем 6/2004об/мин сцепление не выключалось. Некоторые пытались объяснить это погнутой вилкой сцепления, покоробленной диафрагменной пружиной, капризами коробки передач, а один шутник - посадкой НЛО. Но только вряд ли во всем этом есть логика, не говоря уже о физике. А вот письма, авторы которых на полшага ближе к цели. Появились святые понятия: «центростремительное ускорение», «центробежная сила»... Прекрасное начало. Но дальше все та же темная комната... Многие решили - от сцепления чтото отвалилось и, отлетев к периферии на больших оборотах, заклинивает механизм. А при меньших обломок, «очевидно, выпадает», так как центробежная сила меньше. Конечно, люди, в наш век не забывшие о предмете физике, уже достойны восхищения, но будем осторожнее со словом «очевидно»! Оно часто заводит в тупик. Техника любит точный расчет! Какое центростремительное ускорение действует на предмет, вращающийся по окружности радиусом R=0,1 м? Формула простая WR , где V - окружная скорость. При 2000 об/мин ускорение составит 4382 м / с 2 - почти в 447 раз больше ускорения свободного падения. Даже на холостом ходу, при 800 об/мин, оно примерно в 70 раз больше земного. Вот и сказке конец. Что бы ни попало на периферию муфты, там и останется. Почему же наша выключалась? Просмотрим письма победителей. В каждом втором схема упорного фланца или, по-народному, «паука». У него три ушка с лапками-пластинками, которые иногда ломаются. А дальше..... .Добро пожаловать в никем не исследованную область. Не станем делать вид, будто мы точно знаем, что последует за такой поломкой. Наивно полагать, что кто-нибудь из производителей автомобильных деталей дотошно исигедует особенности их поведения в надломанном виде - это вам не катастрофа «Шаттла», чтобы детально изучать, что оторвалось, куда и почему улетело. У нас все проще: муфта отказала - замени! Поэтому рука об руку с самыми любознательными пофантазируем. ...Пока заклепки крепления надежны, поломку одной пластинки можно и не заметить. Но если уже разболтаны, подвижны или, хуже того, сломаны две из трех лапок, у фланца появляется возможность сдвигаться в сторону. Не исключено, что все начнется с несимметричного распределения сил трения между ним и лепестками диафрагменной пружины (кто гарантирует, что она идеальная?). Затем вспомним о центробежной (неуравновешенной) силе, которая действует все то время, что работает двигатель, причем растет по мере дальнейшего сдвига фланца. «Помогают» ей вездесущие вибрации. Предельно сдвинувшись, фланец может занять положение, при котором одна из проушин начнет цеплять край кожуха сцепления - и выключение муфты станет невозможным. Но при этом вращающийся фланец может касаться своей внутренней кромкой передней крышки КП - и отскакивать от нее, смещаясь к центру. При больших оборотах этому противится центробежная сила, при малых же она слаба... Видите, сколько здесь вопросов! Но кто станет все это исследовать? Остается лишь сослаться на опыт: ситуация, когда сдвинувшийся фланец видавшей виды муфты мешает ее выключению при повышенных оборотах, не исключена. Отсюда рекомендация: лучше менять сцепление в сборе, а не ждать, пока древняя «корзина» начнет рассыпаться на части. Мы нашли такую с поломанным «пауком» - взгляните на фото. Остается поздравить нашего победителя Александра Белых с заслуженной наградой.ЗАДАЧА ВОСЕМНАДЦАТАЯУГОРАЗДИЛО...Какого черта заехал яв этот ельник? К сбору черники подружка равнодушна, да и комары не способствуют, - сердится, губоньки надула. А выезжать придется задним ходом... И как назло, стартер «Святогора» кончился! Мотор у меня ис «толкача» заводится легко, но здесь под колесами рыхлый песок. На задней передаче даже я едва ли растолкаю, кандидатура подружки не обсуждается. Что делать? Открыл багажник. Соображаю быстро - солнце-то клонится к закату! Лопата, ключи, рыболовная сеть, домкрат, аптечка. Тут и осенило. .. Подготовка к запуску отняла минут десять. Зато мотор заработал - я убрал мое «приспособление» и выехал на дорогу. Что вы на это скажете, бывалые? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июля 2004 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail:
[email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.