112
113
114
115
НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯНас ждут две новости. Начнем с хорошей: скоро автомобилисты забудут о замене свечей так же, как забывают о регулировке клапанов. Причиной тому... иридиевый астероид, упавший на Землю близ сегодняшней Мексики. Было это, как считают ученые, около 50 миллионов лет назад. В результате катастрофы вымерли динозавры, а на границе мелового и третичного геологических периодов образовался равномерно распределенный по всей планете трехмиллиметровый слой иридия. Оттуда его и добывают. Привлекает, прежде всего, твердость и износостойкость металла (вспомните о кончиках дорогих перьевых авторучек), а также тугоплавкость (плавится при 2450°С против 1772°С у платины и 1453°С у никеля). Теперь специалисты японской фирмы NGK решили снабдить электроМЕТАЛЛ ИЗ КОСМОСА1 2Свеча в разрезе и «в работе»: 1 - иридиевые наплавки на электродах; 2 - никелевый центральный электрод; 3 - медная сердцевина; 4 - помехогасящее сопротивление из стеклянной массы. На поработавшей свече хорошо видно свободное от нагара кольцо на изоляторе.ды искровых свечей зажигания иридиевыми наконечниками. Искрообразующее острие центрального электрода удалось сделать диаметром всего 0,6 мм! Другой металл расплавился бы или был быстро съеден эрозией, а иридий ничего, держится. Главное - с такой «иглой» заметно снижается напряжение пробоя, что повышает надежность искрообразования. Кстати, поэтому иридиевые свечи неожиданно стали хорошей находкой для ретроавтомобилей со слабыми катушками зажигания. В будущем свечи должны стать тоньРазработчики, правда, думали не ше и длиннее, что позволит двигателистам увеличить диаметр клапанов о машинах-ветеранах, а как раз о наии улучшить наполнение цилиндров. более современных автомобилях, к свечам которых зачастую весьма трудно подобраться. Иридиевые же нужно меэрозия. Характер искрения новых свенять лишь после пробега сотни тысяч чей таков, что в кольцевом зазоре мекилометров. жду центральным электродом и изоляА как же нагар? Он ведь выводит тором постоянно происходят разряды, свечу из строя гораздо раньше, чем начисто выжигающие отложения. А не приведет ли высокая температура кончика к калильному зажиганию? Масса «иглы» настолько мала, что за время рабочего хода и выпуска она успевает охладиться до безопасной температуры. Вы еще не забыли, что мы пока говорим о первой новости? Теперь, увы, плохая. Новые свечи хорошо справляются с обычным черным нагаром, но совершенно бессильны, как, впрочем, и все остальные, против красного проводящего налета от железс«одержащих За счет большой напряженности поприсадок в «паленом» бензине. Так что ля вблизи иридиевого острия кроме в России иридиевые свечи не будут основной искры происходит много столь долговечны. По крайней мере, мелких «разрядиков», в том числе и пока на колонках останется дешевый в зазоре около изолятора, которые бензин с присадками, повышающими выжигают на нем нагар. октановое число. км/ч, появляются звуки, обусловленные периодическим сжатием воздуха в прорезях протектора шины и его последующим выходом «на свободу». Проблему также доставляют и сами дороги, покрытые то гладким, то пористым асфальтом. Последний вызывает дополнительные вибрации шин и, следовательно, звуки. Зато сцепление лучше, особенно в дождь. Сегодня интернациональная команда под руководством Роджера Пиннингтона ищет способ сделать реальностью одновременно тихую и безопасную езду.ТИШЕ ЕДЕШЬ...Б112есшумных автомобилей не бывает. Правда, за последние годы двигатели стали заметно тише, но в движении шум постепенно нарастает. Основные виновники этого «безобразия» шины. Впрочем, кавычки можно было бы и не ставить; ученые Саутгемптонского института звука и вибраций так и говорят: «Безобразие, что до сих пор шум в городах и метрополиях воспринимается как неизбежность».За рулем 6/2004В основу исследовательского проекта Road and Tyres Interaction Noise (шум взаимодействия шины и дороги), над которым работают также специалисты университета им. Аристотеля в Салониках, легли директивы ЕС, которые вступят в силу с 2007 года. Согласно им каждый производитель будет обязан замерять и ограничивать все шумы, создаваемые автомобилем в движении. И здесь, начиная примерно с 30Чтобы точно замерить шумы от шины, приходится настраивать порой сотни крошечных микрофонов (лаборатория фирмы «Континенталь»). МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВДАЙТЕ ДВЕРИ ТОЧКУ ОПОРЫКазалось бы, конструкция двери отработана до мельчайших деталей. Ну еще чуть усовершенствовать замки да увеличить число фиксированных положений открытой двери... Именно для того, чтобы ее можно было остановить в любом месте, да к тому же не задеть, слишком сильно размахнувшись, соседнюю машину, немецкая фирма «Стабилус» разработала для БМВ... дверной упор «Дорстоп». Внешне он похож на тот, что поднимает капот или дверь багажника, но начинка совершенно иная. Цилиндр разделен на две полости поршнем со встроенными клапанами. В начале хода открываемой двери поршень находится на участке с выборкой в стенке, через которую масло свободно перетекает и, следовательно, никак не проявляет своего тормозного «нрава». Затем перетекание жидкости возможно лишь через каналы, запертые подпружиненными клапанами (один - для закрывания, другой - для открывания двери). Настройка этих пружин обеспечивает усилие, при котором дверь фиксируется в любом положении. Сечение каналов в поршне небольшое, чтобы был невозможен слишком резкий «замах». А в конце хода двери поршень упирается в подпружиненную шайбу с небольшим перепускным «жиклером», что обеспечивает плавное торможение. Пружина создает постоянный подпор рабочей жидкости при любой температуре и создает начальное усилие открывания двери при отпирании замка. Его можно увеличить закачкой газа в полость (см. рис.). А мы-то с вами считали, что конструкция двери давно отработана...65Свободная зова Зоны работы упора «Дорстоп».Щ- газ- жидкостьВот что спрятано в простом с виду цилиндре: 1 - пружина подпора; 2 - рабочий поршень; 3 - клапан закрытия двери; 4 - демпфер конечного положения; 5 - клапан открытия двери; 6 - перепускная выборка.На правах рекламЭКСТРАЗАЩИТЫGILLETTE SERIES POWER STRIPE *обеспечивает надежную защиту от пота_ Предотвращает возникновение неприятного запаха_ *имеет уникальную полосу экстразащиты_Товар сертифицирован НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯКОМПЬЮТЕР-ПОВОДЫРЬФирма «Ниссан», американцам больше знакомая по марке «Инфинити», объявила о появлении в этом году новой опции - системы предупреждения о сходе с полосы движения (LDW - Lane Departure Warning). В нее входят видеокамера, притаившаяся за зеркалом заднего вида, датчик скорости движения, индикатор и зуммер. Анализ ДТП со смертельным исходом показал, что в США 55% их происходит именно вследствие случайного ухода автомобиля с полосы движения. Водителя попросту убаюкивает монотонная езда по бесконечным ровнымхайвэям, поэтому следить за автомобилем поручили компьютеру. Важное условие - правильно и аккуратно выполненная дорожная разметка, за которую и цепляется глаз видеокамеры. Аппаратура начинает работать автоматически, как только автомобиль наберет 70 км/ч. С этого момента смещение к правому или левому краю выбранной полосы вызывает срабатывание сигнальной лампы на щитке приборов и тревожного зуммера. При сознательных перестроениях назойливый звук и красный сигнал не сработают. Если, конечно, шофер не забыл включить указатель поворота. Разработчики устройства - фирмы «Валео» и «Итерис» ранее уже опробовали его на тяжелых дальнобойных грузовиках и остались довольны результатами.Функциональная схема достаточно проста, чего не скажешь о про граммном обеспечении контроллера, объединенного с видеокамерой.ГДЕ НОЧУЮТ «ДВОРНИКИ»Одна из особенностей нового «СЕАТ-Альтеа» размещение щеток стеклоочистителя. Их прячут не в нише за капотом, а в передних стойках кузова. Это позволило сделать переход от стекла к капоту плавным и «бесшовным» - такой раньше бывал лишь на концептах без «дворников». Нововведение благотворно сказалось на аэродинамике и, кроме того, сэкономило место в подкапотном пространстве, которое раньше отнимал привод стеклоочистителей. Разработчикам фирмы «Бош» пришлось заплатить за новую «дворницкую» сложной электроникой, синхронизирующей работу двух независимых моторедукторов.114 За рулем 6/2004Кроме того, сенсоры обеспечивают очень точную укладку щеток в узкие пазы стоек. Да и сами щетки стали гораздо меньше: для «Альтеа» подходит лишь бескаркасная серия «Аэротвин» с плоской внутренней пружиной.Зато, если одна из щеток вдруг примерзнет к стеклу, ее двигатель автоматически отключится, а вторая будет исправно очищать свою зону ветрового стекла. Новое решение обеспечивает также защиту боковыхстекол от забрызгивания водой, отбрасываемой «дворниками». Ее надежно улавливают карманы, где останавливаются щетки, а из них вода стекает вниз. Все это здорово выглядит, но предусмотрели ли конструкторы мокрый снег? Если он забьет ниши, где будут ночевать испанские «дворники»?Чтобы спрятаться в передних стойках «Альтеа»......щеткам «Аэротвин» пришлось изрядно «похудеть» и отказаться от рамки с шарнирами. НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯКАЖДОМУ КОЛЕСУ СВОЕПолный привод давно перестал быть отличительной чертой вседорожников. Большинство обычных автомобилей оснащают им ради улучшения управляемости. Конструкции постоянно совершенствуют. Вот и «Хонда» объявила о создании «первого в мире суперуправляемого полного привода» (SH-AWD - Super Handling All Wheel Drive), который уже в этом году появится на автомобилях «Акура-RL» в США и «Хонда-Ледженд» в Японии. «Умная» трансмиссия не только автоматически распределяет крутящий момент между передней и задней осями, но и оптимально делит его между правым и левым задними колесами. В приводе SH-AWD электромагнитные сцепления могут плавно менять соотношение крутящих моментов между осями от 30:70 до 70:30 и между правым и левым задними колесами, по сути, от 100:0 до 0:100. Но это не все. Планетарный «ускоритель» в заднем дифференциале обеспечивает в повороте более быстрое вращение внешнего колеса по сравнению с передними. Это уменьшает потери крутящего момента и улучшает управляемость. По утверждению разработчиков и испытателей «Хонды», автомобиль проявляет «абсолютно нейтральную поворачиваемость в любых условиях». В системе множество датчиков, измеряющих параметры движения, режимы дви-Вместо привычной главной пары с дифференциалом в агрегате SH-AWD содержатся сложнейшая механика, электрика и гидравлика. А сколько на них работает датчиков и контроллеров...гателя, коробки передач и угол поворота баранки. После обработки контроллером всей этой информации «умный» привод увеличивает тягу на внешнем заднем колесе, если водитель в повороте разгоняется, и, напротив,уменьшает при замедлении. Это помогает следовать по заданной траектории. При разгоне по прямой, когда на задние колеса приходится большая масса, они получают соответственно и большее тяговое усилие.На правах рекламыапсег с 2-литровы Седан 2.0 Sportи универсал 2.0 Comfort - . Яркие: автомооили с отточенной управляемостью. Спортинныи стили, мощная динамика, высокий комфорт. Рпллиинып гены определяют характер Официальные дилеры MITSUBISHI MOTORS:1.6 2.0 1.6 2.0Lu.. Sport Station Wagon Station Wagon$ 1; / fJ $ 13950Моста: Рольф-Зосток (095] 780-9000 Рольф-Центр IC95] 780-7700. Рольф-Ст (0SS) 788-6262. Рольф-Дгачант (095) 78С-7788. Н» таганке 1095)792-5733. На ВЯтпвН (095)193-5061. На Б-Серлуковсмй (095) 109-935'. На Пресне (095) 255-0707: На Коломенской [095) 116-2022 В Крылатском (095) 505-9796. На Соете 1095] 721-3030 Санкт-Гктербург Рспьф-Карлаин (8181320-0020 Рэяуга-Автс 1812] 110-3842: Ариигельос Мартен-Двго (8182) 26-0395 Беляки» Новгород: Ееропа-Двтс (81622) 7-2215 Волгоград: Армзкт(6442)42-6472 Вологда: Мартвн-Авто(В172] 21-5327 Воронеж: Мартэн-Азто [0732] 39-2492 Екатеринбург С/ти Мота:: (343] 37-30-132 000 IOKBMH Мотсс:М343) 224-01 -"4 Иваново: Риат (0932)30-7771 ИжееосИжаетств.3412)75-679аИркутос Рсхо-Мотарс :3958)42-7282 Ка»«нь:Ранф-Центр(е432)64-зг04.ТТС(8432)19-4318 Kenepoio:ОСОгДетосфера!(3642)25-942' Краснодар-Меде [8612] 6О-4'60 Красноярск. Медведь 139121 46-0562 Набемжньл Челны: ТТС (85521 39-2525 Нижний Новгород: 1^ктс:тех (6312) 24-1801 Новосибирск: Двтопэнд 3832) 74-2123: Омск: Автсцем-р Бас: (3812) 50-2C4Q Оренбург Автосалон 2000 (3532) 65-3192; Пенза: Сура-Мо-орс 18412' 49-.254 Перш: УралАвто1'мюрт (3422) 90-2900 Петрозаводск: СТК (8142) 79-7СОО Ростое-*а-Дону: Модус 16632] 71 -2232. Рязань: Фест 109'2] Э4-596С Самара: Самарские Аагомобил» 18462] 57-1536 Саратов: СэрМсгорс (8452) 52-7558 Сочи: Со-и АТЭ13622) 59-4018. Ставрополь: Мопс 186:2] 28-2823 Сургут Сибкар '3462) 77-5655 Тольятти: Ориемт-Моторс (8482) 35-7805 Томск: Автодок-ор (3822) 66-0177 Тула: 000 -Двтсклэсст (0872) 36-6362, Тюмень: Олекэвтоцентр Аитятно 13452139-7333: Ульяновск: Мотом 18422] 69-1969: Уфа: Сити-Моторс-Уфа 13472) 52-3087; Челябинсг Регинас (3512) 94-8616 Рольф-Пгяжвт. Москва (095) 7В8-6В8В Ропьф-Лизииг. Москва [095] 785-1978Гарантия3 года или 100 тысяч кмDRIVEALIVE.HUWVVW.MnSUBISHI-MOTORS.RUЗа рулем 6/2004 115