АВТОКЛУБДИАГНОСТИКА ВПРЫСКАПРОПАВШАЯ ИСКРАГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИНИтак, двигатель не заводится? В предыдущих беседах мы разобрались в том, как проверить электрические цепи бензонасоса и форсунок. Ну а что делать, если управляющий сигнал на них не поступает? Начнем «от печки» - задающего диска. Это зубчатое колесо, объединенное со шкивом привода генератора (2 на фото 1). Если провернется (например, отслоился резиновый демпфер) - двигатель пустить не удастся. Возможно, вы воспользуетесь опытом тех, кто об этом рассказал в 3R 2003, № 4. В противном случае нужен новый шкив. Положим, шкив с зубчатым диском в порядке. Тогда переходим к электрической части. Если нет одновременно искры на свече и сигнала на форсунке, то с высокой долей вероятности виноват датчик положения коленвала (ДПКВ 1 на фото 1) или его цепь. Не получая сигнала с этого датчика, контроллер расценивает ситуацию как остановку двигателя и прерывает управление форсунками и модулем зажигания. Для проверки работоспособности ДПКВ снимаем со свечи любого цилиндра высоковольтный провод, вставляем в наконечник исправную свечу (можно из запасных) и, положив ее на «массу», включаем стартер. Есть искра и сигнал на форсунке? Значит, ДПКВ и его цепь исправныи, возможно, нужно заменить свечи. При этой проверке исключительно важно надежное соединение корпуса свечи с «массой», в противном случае высокое напряжение пробьет изоляцию вторичной обмотки модуля зажигания и ему - конец. А за новый вы заплатите около 1500 руб. Если это делать вдвоем, то вы должны плотно прижать корпус свечи к «массе» (например, клапанной крышке), после чего помощних повернет ключ зажигания. А не наоборот. Если же работаете в одиночку, свечу надо закрепить так, чтобы искру можно было увидеть даже с места водителя. Один из вариантов закрепления свечи показываем на фото 2: провод соединяет ее резьбовую часть с «массой». ...А если искры нет? Тогда проверим сам ДПКВ. Его сигнал - переменное напряжение, при прокрутке стартером составляющее около 4,5 В. Как в этом Цедиться? Лучше всего при помощи несложного приспособления - это разъем ДПКВ с двумя проводами. Отсоединив колодку жгута от ДПКВ, ставим вместо нее разъем с проводами, к ним подключаем мультиметр, переводим его в режим измерения переменного напряжения и включаем стартер. Нет сигнала? Виновен датчик. Есть переменное напряжение около 4,5 В? Датчик в по-Датчик положения коленвала (1) и задающий диск (2).Контроллер Вход сигнала от датчика положения коленвала Вход сигнала отдатчика положения коленвала Разъем модуля зажигания. рядке. Но, возможно, неисправна его цепь. В этом случае проверим сигнал, поступающий с ДПКВ на контакты контроллера (схема 1). Сняв минусовую клемму с аккумуляторной батареи, отсоединяем колодку жгута от контроллера, подключаем мультиметр к контактам 48 и 49 колодки жгута, затем восстанавливаем связь батареи с «массой» и прокручиваем коленвал стартером. Напряжение в норме- значит, дефект в самом контроллере. Нет сигнала - повреждена цепь датчика. Возможен случай, когда сигнал на форсунку поступает, а искры на свече нет. Тогда под подозрение попадает цепь модуля зажигания. Снимаем с него разъем и включаем зажигание напряжение с аккумулятора подается на контакт D (фото 3 - первый справа). Нет 12 В? Проверяем, нет ли обрыва провода 68ГП (схема 2). Есть 12 В? Проверяем цепь «массы» модуля (это контакт С - второй справа на фото 3). Чаще всего случаются повреждения цепи. Отказы самого контроллера достаточно редки, а что касается модуля зажигания, то, если пробита изоляция одной из вторичных катушек, двигатель, хотя и на двух цилиндрах, но заработает. Итак, алгоритм поиска причин «незапуска» очень простой: бензонасос - проверка искры на свечах - проверка сигнала на форсунках. •Вход «логическое заземление» Рис 1. Схема соединений ДПКВ. к блоку управления АПС •*•24к выключателю зажигания* Модуль зажигания-Ч2ГКонтроллер Вход сигнала с выключателя зажиганияВыход управления J зажиганием 1-го, 4-го цилиндровВыход управления I 21 | зажиганием 2-го, 3-го цилиндровРис. 2. Схема системы зажигания. 186 За рулем 6/2004