226
227
АВТОКЛУБЮБИЛЕЙ НА ГАЗЕС ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИЮРИИ КУДРЯВЦЕВ, АЛЕКСАНДР ПРОСВИРНИН, ВЛАДИМИР ЧЕТВЕРИКОВВиюле начнется отсчет второго десятилетия начала сборки автомобиля ГАЗ-3302 «Газель», когда завод не только возобновил производство малотоннажных грузовых автомобилей, но, по сути, открыл новую страницу в отечественном автомобилестроении. «Газель» и «Соболь» (это семейство встало на конвейер в 1998 году) как нельзя вовремя вписались в коренным образом менявшийся с приходом рыночной экономики автомобильный парк России. Проектировать их на ГАЗе начали с 1988 года. Еще раньше по заданиюУвеличив степень сжатия, повысиривали постоянное повышение ли мощность двигателя с 40 до 50 грузоподъемности. Постепенно на л. с, изменили рулевой механизм основных горьковских машинах (глобоидальный червяк - двойной она выросла аж до 4,5 т Стремлеролик вместо червяк-сектор), усиние к крупным показателям было лили крепление задних рессор, веянием времени. Даже такой обвнедрили промежуточный карданщепризнанный авторитет, как перный вал с шарнирами на обоих конвый главный конструктор Горьковцах. ГАЗ-ММ много и славно потруского автозавода А. А. Липгарт, пидился на дорогах войны. А после сал в журнале «Техника - молодеее окончания, высвобождая пложи» в 1952 году: «тип полуторатонщади для выпуска ГАЗ-51, произного автомобиля перестал удовлеводство заслуженной полуторки творять потребности бурно раступередали на Ульяновский завод, щего народного хозяйства». где ее делали до 1950 года. Оказалось, что это не совсем В послевоенные годы, планитак. В середине 1960-х по инициаруя типаж грузовиков, предусматтиве прогрессора Горьковского политехнического института И. Н. Успенского группа студентов несколько недель учитывала загрузку грузовиков, проезжающих по мосту, который связывал нагорную и заречные части города. Выводы были опубликованы в непогрешимой и всесильной тогда газете «Правда»: «Нужны автомобили небольшой грузоподъемности»! В конце пятидесятых - начале шестидесятых на ГАЗе дважды предпринимали попытки восстановить производство малотоннажных автомобилей. Первый из них ГАЗ-56 грузоподъемностью 1,5 тонны (см. 3R 2004, № 3). В начале 1960-х этот перспективный проект закрыли. Тогда же завод предпринял вторую попытку. По заданию Министерства обороны был разработан полноприводный автомобиль ГАЗ-62 грузоподъ-ГАЗ-АА - первенец Горьковского автозаводаПросвирнин Александр Дмитриевич - главный конструктор ГАЗа с 1958 по 1987 год. Минавтосельхозмаша подобную работу вел НАМИ совместно с Ульяновским автозаводом. Их полуторка предназначалась для кировабадского филиала УАЗа, который строили в Азербайджане. Затем выпуск малотоннажных автомобилей пытались наладить на Брянском автозаводе. Но только ГАЗу удалось организовать их полномасштабное производство. Здесь уместно вспомнить, что становление самого Горьковского автозавода связано с его первой полуторкой ГАЗ-АА Ее прототипом был американский «Форд», который доработали, учитывая дорожные и климатические условия Советского Союза. В 1937-1938 гт. газовскую полуторку модернизировали, присвоив ей индекс ГАЗ-ММ. 226 За рулем 6/2004Полуторка ГАЗ-ММ военного времени с упрощенной кабиной. ЮБИЛЕЙ НА ГАЗЕ емностью 1,1 тонны с кабиной над двигателем. Машина имела гипоидные мосты с кулачковыми самоблокирующимися дифференциалами, коробку с синхронизаторами II—IV передач. Многие консллруктор»ские решения впоследствии нашли применение на параллельно разработанном ГАЗ-66. Сам ГАЗ-62 успешно прошел заводские и государственные испытания, и в 1962 году было изготовлено несколько сот автомобилей. Но вмешался... «административный ресурс». На одном из показов перспективных автомобилей для армии некий крупный военный руководитель спросил: «Можно ли на автомобиле грузоподъемностью 2 тонны перевозить 1,1 тонны груза?» Ответ поставил крест на ГАЗ-62. Так завод не просто потерял полноприводный малотонна жник, ноПолноприводный ГАЗ-62 на испытаниях, 1962 год." -т !5М***г• • * • •Кудрявцев Юрий Владимирович - главный конструктор ГАЗа с 1988 по 2001 год.Четвериков Владимир Леонидович - главный конструктор ГАЗа с 2001 года.и лишился агрегатной базы для разработки автомобиля грузоподъемностью 1,5тонныколесной формулы 4x2. Только третья попытка через четверть века - проект «Газель» оказалась успешной. Выпуск малотоннажных автомобилей ГАЗ за 10 лет с учетом машинокомплектов превысил 950 тысяч, а к концу 2004 года должен достичь миллиона. Машины стали основными для малого бизнеса, позволили восстановить перевозки пассажиров маршрутными такси, практически умершими с окончанием производства микроавтобусов РАФ, наконец, удалось обеспечить службу скорой помощи транспортом нового поколения. аПОЗДРАВЛЯЕМ!75 лет тому назад на строившемся Нижегородском автозаводе в составе технического отдела было создано конструкторское подразделение. Со временем его преобразовали в конструкторско-экспериментальный отдел, а позже в управление конструкторских и экспериментальных работУКЭВ существующее и по сей день. Отсюда вышли главные конструкторы многих отечественных автомобильных заводов, руководители отраслевых технических и научных организаций - НАМИ, Центрального автополигона в Дмитрове, УКЭР бывшего Минавтопрома и др. «За рулем» и УКЭР - почти ровесники, более того давние соратники и друзья. Не перечислить имен всех конструкторов, создателей отечественных автомобилей и моторов, которым журнал предоставлял слово на своих страницах Через «За рулем» миллионы читателей узнавали и узнают о том, что рождается в стенах УКЭР Мы поздравляем юбиляров, сердечно благодарим за помощь и рассчитываем на долгое и взаимополезное сотрудничество.ГАЗ-3302 1993 года - будущая «Газель».За рулем 6/2004 227