98
99
100
101
ГС0ВРЕМЕН)1Ь1Е'КАБРИ0ЛЕТЫ СОВРЕМЕННЫЕ КАБРИОЛЕТЫТЯЖЕЛАЯ ДОЛЯ стекла, совершенные климатические установки... Что еще нужно? Да хочется свежего, пусть и не очищенного фильтрами воздуха, теплого ветра, несущего запах цветения. Все просто: сесть в кабриолет и убрать крышу. С каждым годом выбор таких автомобилей все шире.Масса современного кабриолета заметно - на 60 - 200 кг - выше, чем у аналога с обычной (несъемной) крышей. Открытый кузов необходимо усиливать, причем требования к жесткости все возрастают. Кузов усиливают трубами, как правило, квадратного сечения, с толщиной стенок до 3 мм. Их «тянут» от мест крепления двигателя к полу, где устанавливают сиденья. Мощную распорку монтируют и между салоном и багажником, лонжероны тоже усиливают. Дополнительную нагрузку несет и рамка ветрового стекла. Обычно ее утолщают примерно на 1,5 мм, а порой и заметно меняют форму.Даже мягкая складная крыша (не говоря о жесткой!) - сложное устройство, состоящее из нескольких сот деталей. Конструктивно кабриолет - не модификация серийной машины, а, по сути, отдельная модель, требующая иных технологий. Не удивительно, что открытые автомобили доверяют строить специализированным фирмам: «Валмет», «Карманн», «Элье» и др. Кстати, их инженеры участвуют ив разработке конструкции.ОСТАВЬТЕ « Ш АПКУ » ДОМАСамый простой и наименее трудоемкий для конструкторов и производства кузов тарга. Сегодня это название почти забыто, придерживало «классической» терминологии такой кузов называется тарга, но фирма «Смарт» зовет его родстер-купе.Один из самых просторных кабриолетовОдин из самых демократичных кабриолетов «Форд-СтритКа». Ездоков защищают мощные дуги, на заказ предлагают жесткую крышу. За рулем 6/2004 9S ТЕХНИКАСОВРЕМЕННЫЕ КАБРИОЛЕТЫется его, пожалуй, только фирма «Порше», которая одной из первых начала строить такие кузова в 1960-х. Среднюю часть крыши, открыв специальные замки, можно снять и убрать в багажник или оставить в гараже. Сделать это несложно и нетяжело - нынче такую «шапку» изготавливают, как правило, из легкого сплава, а то и вовсе из пластика. Более сложную конструкцию предлагает «Порше». На модели «911 Тарга» прозрач-Все меньше автомобилей с тентом, складывающимся вручную. Даже на небольших моделях часто применяют электропривод. Классические кабриолеты, у которых крыша складывалась «гармошкой» за сиденьем, постепенно занимают места в музеях. Инженеры исхитряются «скрутить» тент столь компактно, что он умещается в нише под небольшой крышкой. Это не столько эстетическое, сколько аэродинамическое требо-L',ФaBBBBBBBEV*?__~-*~'""тЕУ«вЖ &.1*-'^BBHIJBUДаже мягкая крыша и механизм ее складывания - сложная конструкция из более чем 800 деталей.«Скелет» «Кадиллака-XLR» жесткий, но легкий алюминиевый каркас. Круговая оборона «Ауди-БД» производства завода «Карманн»: передние и боковые воздушные мешки, дуги безопасности, таящиеся за задними подголовниками.Подголовники «выстрелят» вовремя, но пользу принесут, если ездоки не забыли пристегнуться.ная середина крыши автоматически уезжает за заднее стекло. Несущие боковины крыши у такого кузова несъемные. Однако на аналогичном по конструкции «Смарте» их можно «отстегнуть» и убрать, например, за сиденья. СШИТ КОЛПАК Кабриолетов с мягкой крышей пока болыпинство. Конечно, нынешние тенты далеки от примитивного брезента. Материя - плотная, влаго- и морозостойкая, да и прорезать ее не слишком легко. Покупателям часто предлагают несколько цветов. Обогреваемое заднее стекло стало нормой, а нынче конструкторы умудряются встроить в тент даже люки (ЗР, 2004, №5).100 За рулем 6/2004Мазерати-Спайдер» шили, что мощные защитные дуги к лицу спортивному родстеру. СОВРЕМЕННЫЕ КАБРИОЛЕТЫвание. Автомобиль со снятой крышей заметно проигрывает в обтекаемости обычному, кроме того, конструкторы вовсю борются за снижение шумов, поэтому стараются максимально «загладить» кузов. В качестве опции многие фирмы предлагают жесткие крыши-колпаки. Их обычно ставят на зиму, а летом оставляют в гараже. И КУПЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ... Первые машины с убирающейся жесткой крышей (раньше такие называлихардтоп - жесткий верх) появились еще в середине 1930-х. Крыша современных купекабриолетов (нынче их чаще зовут так и обозначают СС) сложное инженерное сооружение. За 20-30 секунд она ломается на две, иногда три части, складывается в «бутерброд» и уезжает в услужливо приоткрытый багажник. Одним электроприводом здесь, конечно, не обойтись, основная работа ложится на гидравлику. Давление в гидросистеме нешуточное - более 100 бар. Убрать крышу можно даже на ходу, но на скорости до20-30 км/ч. Ошибка исключена - процесс контролирует электроника. Складные крыши отнимают, в зависимости от класса автомобиля, 100-300 л багажника. В нем обычно ставят ограничительную шторку, напоминающую владельцу о лимите. Конструкторы без устали мудрят над совершенствованием крыш, стараясь уложить их как можно компактней. Это лучше удается, если делить верх на большее количество частей, но тогда дополнительные детали, килограммы, затраты. Впро-чем, «крышных дел» мастерам помогают технологи, колдуя над новыми, более легкими материалами. КРУГОВАЯ ОБОРОНА По западноевропейской статистике более 30% аварий кабриолетов - опрокидывание. Видимо, владельцев, среди которых немало молодых, горячих голов, дополнительно провоцирует встречный ветер. Ремни безопасности, разумеется, обязательны, но лишь ими не обойтись. Главные элементы защиты рамка ветрового стекла и дуги сзади. Первую делают весьма массивной, как бы нависающей над салоном. Посадка из-за этого чуть менее удобна, зато можно обойтись без портящих экстерьер защитных дуг за спинками сидений. Последние чаще ставят на машинах спортивного стиля или недорогих. Все шире применяются автоматические защитные дуги. В походном состоянии их не видно, а едва электронные датчики почувствуют, что опрокидывание неизбежно, защита выстреливает примерно за 0,3 с. Иногда роль дут выполняют штатные подголовники. Конечно же, не обделены владельцы кабриолетов и подушками безопасности. Боковые мешки, повторяющие формой профиль сидящего человека, прячут в дверях. В общем, круговая оборона в открытом автомобиле надежна, но лучше испытывать ее лишь на манекенах. Чтобы стать владельцем кабриолета, нужно дополнительно раскошелиться на несколько тысяч евро. Добавьте к этому повышенный (на 0,1-0,7 л/100 км), особенно с опущенным верхом, расход топлива, смиритесь с потерями в скорости и динамике. И тем не менее людей, по мнению которых эта арифметика слишком скучна для столь привлекательных, романтичных авто, с каждой весной все больше. •За рулем 6/2004 101«Порше-91 T Каррера Тарга»: прозрачный верх с электроприводом уезжает за заднее стекло.