106
107
108
ТЕХНИКАГРУЗОВИК: RENAULT MAGNUM5sJНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВСТИЛЬГоворят, когда в 1990 году «Рено- филиалом - купило компанию «Макк» Магнум АЕ» впервые представили (Mack Trucks Inc. с бульдогом на эмбсвету, своим необычным дизайном леме). Поэтому не удивительно, что неон поверг конкурентов в уныние которые модификации «Магнума» выи вызвал восторг перевозчиков. Прошпускали с американскими дизелями. ли годы, уже выпускается третье покоВ австралийском отделении «Макк» на ление грузовиков, но «Магнум» по- «Магнум» ставили рядную «шестерку» прежнему заметен на дороге и вызыва«Камминс» 500-550 л. с. До 2000 года для перевозчиков Западной Европы и ет всеобщее любопытство. Америки на «Магнум-Интеграл» предлагали самый мощный, 560-сильный БУЛЬДОЖЬЯ ХВАТКА В 1990 году грузовое отделение концерV8, «Макк-ЕЕ9» объемом 16,4 л. Со свона «Рено» обзавелось американским их, «реношных» 12-литровых турбоди106 За рулем 6/2004зелей снимали поменьше, до 420 л. с. и совместно с «Макк» продолжали работать над новым семейством двигателей - «Е-Тэк» (E-Tech). Теперь это основной двигатель французского флагмана третьего поколения. Мощность 400, 441, 480 л. с. и момент от 1850 до 2250 Нм - неплохие показатели для 12-литровой «шестерки». Особых секретов здесь нет - турбокомпрессор с изменяемой геометрией направляющего аппарата, интеркулер, четыре клапана на цилиндр, индивидуальные электронно-управляемые ТНВД (свой для каждой форсунки) с давлением 1800 кгс/см2. Для хорошего смесеобразования - восьмидырчатые распылители форсунок, для долговечности - составные поршни с днищем и бобышками из жаропрочной стали и алюминиевой юбкой, для надеж- ГРУЗОВИК: RENAULT MAGNUMности газового стыка и удобства обслуживания - две унифицированные головки, каждая на свои три цилиндра. Надежный поликлиновой ремень в приводе генератора, помпы и вентилятора. Как видим, все не хуже, чем у конкурентов, и ресурс обещают отменный - под два миллиона километров. Еще на первом - «АЕ» электронные системы контроля отслеживали столько параметров, что на панели приборов красовались... 33 (!) контрольные лампочки. Теперь на смену этой гирлянде пришли дисплеи и микропроцессоры второго поколения американско-французской системы V-MAC. Она управляет двигателем, моторным тормозом, коробкой передач, тормозами, подвеской и противоугонным устройством. Тем временем другая электронная система «ИнфоМакс» собирает все сведения о работе автомобиля, стиле вождения и ошибках водителя, планирует проведение регламентных работ и помогаетсоставлять наиболее рациональные маршруты. СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА С «реношными» моторами «магнумов» первых серий работали коробки «РеноВ9» - девятиступенчатая с планетарным демультипликатором, подобная нашей ЯМЗ-239, или 18-ступенчатая «РеноВ18», где «девятку» дополнили делителем. Под заказ могла быть полуавтоматическая электронно-управляемая коробка TBV, а машины с американскими моторами оснащали различными КП «Итон». Однако теперь, после того как «Рено» продал производство коробок известной фирме ZF, ставят только ее агрегаты. В зависимости от крутящего момента двигателя подбирают одну из трех моделей: 16S151,16S181 и 16S221. Управление основной коробкой - тросами с пневмоусилителем, делителем и демультипликатором - пневматикой.Между этими панелями 14 лет, но и старая восхищала своим стилем.За рулем 6/2004 107 ГРУЗОВИК: RENAULT MAGNUMВпрочем, возможны варианты - поставят механическую, 12- или 16-ступенчатую, электронно-управляемую коробку «Оптидрайвер». С ней даже педали сцепления нет - один джойстик. Мосты на «Магнуме» только от «Рено». Чтобы убедиться в этом, не надо даже рассматривать гдильдик на балке - кроме французов, таких ступичных планетарных редукторов с коническими шестернями никто не делает. Эти мосты наиболее распространены в России, а в Европе, в угоду экономичности, ездят с одинарными гипоидными парами. Когда-то, на заре «магнумостроения», выпускали модификации с полностью рессорной подвеской, но сейчас это редкость. Ныне основная подвеска комбинированная: впереди - параболические рессоры, сзади - электронноуправляемая на пневмоподушках. Такая особенно хороша для низкорамных тягачей - с гпирокопрофильными шинами и низким седлом (950 мм) можно выгадать несколько дополни-тельных кубометров фуры. Большим 1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ спросом пользуются длиннобазные RENAULT MAGNUM шасси длиной до 9,5 м - на них и длин• Общи данные номеры можно возить без прицепа. Полная масса автопоезда, кг А вот самосвал или какое-нибудь краноГрузоподъемность вое шасси из «Магнума» не делали никоавтопоезда, кг Снаряженная масса гда - на то есть более «мелкие» машины, автомобиля, кг например, «Керакс» (ЗР, 2003, № 3). Контрольный расход топлива ВЗГЛЯД СВЫСОКА В России кабина «Магнума» (ее еще зовут «телевизором») - неиссякаемая тема анекдотов про дальнобойщиков и даже одной шоферской легенды. Будто бы пригнали минчане в 1988 году в Париж на автосалон свой МАЗ-2000 «Перестройка», и так он понравился французам, что содрали его один в один, за два года наладили производство и назвали «Магнумом». Это, конечно, байка - роднит машины только высоко поднятая над рамой и двигателем кабина. Конечно, по тому времени ей не было равных, но в лидерах «Магнум» продержался недолго. Даже после двух мопри 80 км/ч, л/100 км Максимальная скорость (с ограничителем), км/ч • Двигатель144 000 30 000 752032 SS«Е-Тэк», дизельный, с турбонаддувом и интеркулером, Евро IIIРасположение, число цилиндров Рабочий объем, л Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин Л Трансмиссия СцеплениеР612,1 324/441 1900 2050 1100-1400 однодисковое или двухдисковое с гидроприводом и пневмоуснлителем механическая, 16-сгупенчатая MOA.ZrT6S181DD от 97Коробка передачЦена в зависимости от комплектации, тыс евроПередний тормоз с плавающей скобой и вентилируемым диском.Составной поршень легкий, не прогорит и не раскрошится.Обслуживать «Магнум» проще с откинутой юбкой. 108 За рулем 6/2004Ресиверы на кабине - очень редкое решение.дернизаций, когда сильно изменился интерьер, внешний вид, не считая бампера и решетки, размеры остались прежними. Объем кабины тот же, что и 14 лет назад, - 8,9 м3 , высота -1870 мм. В лидерах же МАН TG-A объемом 10,46 м3и высотой 2100 мм. Зато по высоте над землей «Магнум» превосходит всех - до пола 1725 мм, а каково добираться до сиденья? Четыре ступеньки вверх, два шага в сторону, держась руками за внешние поручни, и все это на высоте человеческого роста. Обзор с такой высоты, а точнее, вид из окна, конечно, прекрасный, только каково водителю по десятку раз в день скакать туда-сюда с документами в зубах, руками-то держишься за поручни! Подвеска кабины всегда была пневматической, четырехточечной, только на «Интеграле» ее дополнили еще двумя наклонными амортизаторами, а на последнем «Магнуме» поставили резиновые буфера-отбойники - так уменьшают клевки и раскачивание кабины в движении. На стальные детали и панели кабины наносят лакокрасочное покрытие в семь слоев - судя по старым «магнумам», добротное, не шелушится с годами. А то, что «ниже пояса», и вовсе сделали пластмассовым. Из других особенностей кабины почти нет аэродинамического обвеса, лишь маленький спойлер на крыше. Даже огромное ветровое стекло попрежнему стоит почти без наклона. Это уже традиция - сохранение ставшего легендарным силуэта. а