138
139
>!•РОССИЙСКИЕ ИНОМАРКИЗАПРЯГЛИ!ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО. ФОТО АВТОРАНа Таганрогском автозаводе я был ровно год назад (ЗР, 2003, № 6). Конвейер тогда двигался неторопливо, как во сне: ежемесячно (!) с него сходило всего 50-100 автомобилей «Хёндэ-Акцент». И это при проектной мощности 500 машин в день! Но руководители компании были полны оптимизма и собирались выпустить за 2003 год не менее 10 тысяч. Увы, не случилось: корейцы поставили куда меньше сборочных комплектов, чем было заказано, да и те поступали с большими перебоями. В результате чуть-чуть не дотянули до цифры в 6000 собранных «акцентов»... А сегодня завод - уже совсем другой. Это видно издалека: на трассе Ростов-Таганрог то и дело встречаются автовозы с разноцветными «акцентами», а вот на площадке перед заводом ни одной машины - все распродано (в прошлом году стояло несколько десятков). У конвейера сейчас совершенно иной ритм: 1500-1800 машин в месяц! Это уже похоже на автосборочный завод. И главная новость прошедшей весны: началась полноценная сборка второй модели «Хёндз-Соната». Пока их делают не так уж много (на 5-10 «акцентов» на конвейере приходится одна «Соната»), но даже первая, установочная партия разошлась, что называется, влет. - В течение года мы вели сложные переговоры, монтировали оборудование, отлаживали его, и вот итог, - с гордостью рассказывает генеральный директор 000 «ТагАЗ» Геннадий Ряднов. - И сварочная, и сборочная линии, и цех окраски полностью прошли все тесты, получили высокую оценку корейских аудиторов по системе качества «Хёндэ». Они сами принимали первую партию автомобилей и подтвердили: наши ничем не уступают тем, что произведены в самой Корее. Впрочем, контролеры из «Хёндэ» к нам приезжают регулярно, не реже одного раза в квартал, и последние полтора года никаких претензий по качеству к нам нет. Чтобы «Соната» из Таганрога сошла с конвейера в срок, в приморском городе в течение трех месяцев постоянно находилось не меньше 20 специалистов из Кореи. Они помогали монтировать оборудование и учили русских, как на нем работать. В то же время 36 россиян проходили трехмесячный курс обучения на заводе «Хёндэ». Всего же на новую линию завод принял еще 200 работников. Интересно, что среди них оказались несколько человек из «первой волны» - те, кто начинал собирать в Таганроге автомобили «Дэу» в 1998 году. Их тогда обучали в Корее, Германии и США, но потом многие оказались не у дел и ушли с завода. Теперь - возвращаются.ные предприятия) мы, к сожалению, не нашли новых партнеров в России. Пытались заказать, скажем, метизы (болты, гайки, шайбы и т. д.) одному из ведущих отечественных предприятий. Мало того, что они оказались в полтора раза дороже корейских - качество было отвратительным! Из 6 тысяч колпаков колес, заказанных российской фирме, нельзя было подобрать даже одного комплекта одинаковых! Мы долго искали партнеров, но в конце концов поняли - нельзя идти на компромиссы в угоду качеству. Пришлось готовить собственную программу локализации.«акцентов» и 4 тысячи «сонат». Завод готов собирать и больше (маркетологи оценивают спрос на «Акцент» в 60-70 тыс. в год, на «Сонату» - в 10-12 тыс.), но столько комплектов «Хёндэ» поставить не обещает. Хотя, надо отдать должное, в Сеуле перестали смотреть на завод в Таганроге как на некий странный эксперимент, зачем-то затеянный эксцентричными русскими, как на незаконнорожденное и нежеланное дитя. Теперь они признают российский рынок одним из самых перспективных, а ТагАЗ - надежным партнером. Более того, по некоторым сведениям, в Сеуле уже вовсю идет работа над сменой нынешнему поколению «Акцента», и через год-полтора новый автомобиль практически одновременно сойдет с конвейеров в Корее ив России. Чтобы получить такое право, в Таганроге сделали уже немало, но еще больше предстоит. Идет реформа дилерской сети - современный автомобиль не должен продаваться с открытой площадки и обслуживаться в сарае. - Сегодня мы предъявляем ко всем дилерам единые требования, - объясняет заместитель коммерческого директора Андрей Кудин. Автомобили «Хёндэ» в принципе могут продаваться в одном салоне и наряду с другими марками, но на специально оборудованном в соответствии с корпоративными стандартами месте (определенные размеры площадки, обязательный набор информации и рекламной продукции, фирменные цвета и т. д.). На сервисе должен быть как минимум один подъемник специально для «Хёндэ», а также инструмент, диагностическое оборудование, обученные мастера и т. д. Если мы видим, что дилер стремится выполнять все требования - готовы помочь ему, например, предоставив оборудование в кредит на льготных условиях Кстати, осенью на ТагАЗе неожиданно для всех побывал президент России В.Путин - его с группой членов Госсовета привез в Таганрог губернатор Ростовской области В. Чуб. Видимо, похвастаться хотел высоким гостям: смотрите, какие предприятия у нас в регионе появились! Надо сказать, «экспромт» губернатора вполне удался - президент с интересом осмотрел завод и сказал на прощание, что предприятие произвело на него большое впечатление. Пожелал коллективу успехов и уехал, видимо, сильно удивленный: здесь у него ничего не просили ни денег, ни льгот. Ничего. Но это принцип, на котором уже много лет строятся взаимоотношения завода с властями: мы у вас ничего не просим, а вы нам только не мешайте. Может, он и не дает результатов сразу, но в конце концов оказьвается единственно верным. ...Несколько лет назад, вскоре после кризиса , когда, казалось, ТагАЗ так и останется памятником несостоявшейся индустриализации, председатель совета директоров ФПГ «Донинвест» (куда входит и завод в Таганроге) Михаил Парамонов сказал примерно следующее: «Мы, казаки, может, и долго запрягаем, зато потом быстро скачем!» А ведь действительно-запрягли... •На заводе неохотно посвящают в свои планы посторонних, но кое-что удалось выяснить. На первом этапе в Таганроге займутся самостоятельно изготовлением сидений, затем, в кооперации с одним из ростовских предприятий, начнут вьйтускать целый ряд пластмассовых деталей, в том числе бамперы (уже и оборудование завезли). Потом планируется на месте сваривать детали капота, двери ит д. (пока это в собранном виде прибывает из Кореи). А следующий шаг выглядит фантастикой: года через два, если все удачно сложится (тьфу-тьфутьфу!), в Таганроге рассчитывают наладить и собственное производство двигателей. Проект такой уже прорабатывается, есть и хороший пример: подобный завод корейцы открыли в Китае. Сначала там собирали двигатели полностью из импортных комплектующих, отрабатывали технологии, а через два года уже делали моторы сами. А мы чем хуже? Еще один проект - организовать на ТагАЗе (но уже в других цехах) сборку коммерческих грузовиков. Причем, видимо, сразу будет своя полноценная сварка (частично - с использова- У нас большие планы, - продолжает Г Ряд- нием российских комплектующих) и окраска. К нов. - Но главная задача, она же главная пробчему, действительно, тащить раму через поллема - локализация изготовления комплектуюмира на Дон, если ее можно делать на месте? щих Увы, кроме производителей технологичеНо это - перспективы. Более приземленные ских жидкостей и резины (замечу, это совмест- планы - собрать в 2004 году минимум 17 тысяч 138 За рулем 6/2004 Все больше потенциальных покупателей заглядываются на седаны бизнес-класса, однако переплачивать за именитые европейские марки способен далеко не каждый. Тем, кому нужна солидная, но относительно недорогая машина, Таганрогский автозавод предложил весьма привлекательный вариант. В РОСТОВ НА РАЗВЕДКУ Когда готовился этот материал, «сонаты» еще не появились у дилеров, поэтому мы воспользовались приглашением заводчан познакомиться с новинкой в Ростове-на-Дону. Поездить на машине российской сборки в самой простой комплектации было вдвойне интересно, поскольку с чистокровной «кореянкой», оснащенной по максимуму, мы познакомились почти три года назад (ЗР, 2001, № 11). Итак, что предлагают за 16 990 у. е. (в данном случае 1 у. е. = 30 рублей)? Двухлитровый двигатель, механическую пятиступенчатую коробку передач, гидроусилитель руля, кондиционер, алектропакет, две подушки безопасности и ремни с преднатяжителями,кто«ABS, штатный радиоприемник с CDплейером, матерчатую обивку сидений и пятнадцатидюймовые штампованные колеса. Пожалуй, приемлемо как для босса средней руки, так и для его водителя. Пространства в задней части салона достаточно, здесь даже пассажир ростом выше среднего может вытянуть ноги. Ну а если решите использовать машину в бытовых целях, то для перевозки длинномеров можно откиСОНАТУ»АНДРЕЙ КОЧЕТОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ И АВТОРАнуть, целиком или по частям, спинку заднего сиденья. Автомобиль не требует привыкания ни к его габаритам, ни к органам управления. Чтобы удобно устроиться на рабочем месте, хватит двух-трех минут на регулировки. На ходу желания «топтать» педаль газа не возникает: комфортная подвеска в сочетании с солидной внешностью и просторным добротным салоном «рекомендуют» вести се-За рулем 6/2004139