20
21
22
АКТУАЛЬНОЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ«Я СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОл кабинете генерального директора СП «GM - АвтоВАЗ», кроме всего, висят два больших перекидных календаря. В тот день - 26 мая - один из них показывал, что до запуска модели «Шевроле-Нива» с импортным силовым агрегатом осталось 40 дней, другой - что через 119 суток с конвейера сойдет первая «Шевроле-Вива». В этой предпусковой обстановке Джон Милонас дал эксклюзивное интервью главному редактору ЗР Петру Меньших. - Господин Милоиас, вы первый директор первого успешно работающего СП в российском автопроме... - Мне просто повезло! - Только что-то я пока не вижу других «везунчиков» у вас за спиной... - Э то пока... - Но, все-таки, пять лет единственный - это не тяжело? - Нет, это даже очень бодрит! И очень интересно быть первым, хотя и проблем хватает. Но я люблю свою работу. Было две вещи, которые я хотел и умел делать в жизни: играть в футбол и строить автомобили. Одной из них я занимаюсь профессионально, и мне за это неплохо платят... Значит, повезло, и я сделал правильный выбор. - А где вам больше всего нравилось жить и работать - в Америке, Германии, Греции, России? - Я давно уже представляюсь, как «русский грек». Если серьезно, то середина всего мира, средоточие всего хорошего, пуп Земли для меня - это Кипр. Когда мне хорошо, когда мне плохо, я еду в ту маленькую деревню, где родился. И людям, которые меня знают, безразлично, где я работаю и чего добился в жизни. Они радуются: «Янис приехал!». И мне это приятно. 20 За рулем 7/2004 - А не спрашивают, что вы делаете в этой далекой холодной России? - Всегда спрашивают, что за люди в той стране, где ты работаешь. Так было, когда я жил в Венгрии, Португалии, Англии. Но Россия - другое. К России иное отношение, потому что у нас, во-первых, одна и та же религия, а вовторых, мы веками считали вашу страну своей защитницей. - Я слышал, что вы почему-то не любите слово «завтра»... - Это слово мне не нравится ни здесь, в России, ни в других странах. Я даже не люблю его по-гречески - «аврио»... Если на переговорах говорят «завтра», это часто означает «никогда». Если можно что-то сделать сегодня или еще вчера, нужно делать! - Но это же физически очень трудно - постоянно быть в напряжении, в состоянии стресса... Как вам это удается? Посоветуйте я тоже не люблю «завтра»... ДОЛИ УЧРЕДИТЕЛЕЙ СП- Стресс - необходимое состояние. Небольшой стресс делает тебя более активным, более энергичным, более эффективным. Я всегда говорю своим сотрудникам: ни разу еще не встречал человека, который бы умер от тяжелого труда. Когда наступает предел - он сам останавливается. НЕ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА - Я вчера объехал площадки трех дилеров - везде стоят «шеви-нивы». И здесь, на территории завода, даже на газонах стоят непроданные машины. Это для вас стресс? - Это нормально, все идет по плану. Сегодня у нас на площадках скопилось 2800 автомобилей, но к концу месяца их останется не больше 1900. Для нормальной работы нам нужен определенный запас, чтобы обеспечить дилеров, - не менее 1080 автомобилей. Впереди у нас и праздники, и летние каникулы, и зимние (дважды в год мы закрываем завод на две недели), поэтому я спокоен. 22 декабря - последний рабочий день в году, а у меня как раз и день рождения. Вы мне позвоните, и я скажу, сколько автомобилей в запасе. Хотел бы иметь примерно 700-800, но будет 600. - Вы объявили, что в этом году выпустите 55 тысяч автомобилей... - Именно столько и выпустим. - Ваш завод - это завод одной модели, как «РоллсРойс»? - Я управлял заводами, где на одном конвейере производилось и три модели. И наш ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮзавод в Тольятти способен выпускать при работе в четыре смены до 102 тыс. автомобилей в год трех моделей - если этого потребует рынок. - Это что, теория? - Нет. Сейчас уже выпускается «Шевроле-Нива» двух модификаций (базовая и улучшенная), есть у нас «Нива» с двигателем семейства FAM-1 - через 40 дней мы начинаем пилотную сборку, а через 50 - запустим в производство. Чуть позже появится и «Шевроле-Вива». Вы будете удивлены качеством сборки этого автомобиля. Могу гарантировать - это будет лучшее качество в России! - В нашей прессе муссируются слухи о строительстве завода двигателей «Опель» в Тольятти, о какой-то третьей модели, которую вы планируете запустить в производство... - Я не могу прессе запретить делать какие-то заявления. Но от себя скажу: без комментариев! Для начала надо запустить производство «Вивы», а потом уже обсуждать следующие шаги. Хотя понятно: любая компания, которая намерена развивать свой бизнес, разрабатывает самые разные проекты. Скажите, могу ли я расширить бизнес, имея только «Ниву»? Я всегда говорю: мы в России для того, чтобы остаться. Мы - российская компания, где только восемь иностранцев, а остальные 1100 - россияне. Я хочу до конца своей жизни работать здесь и стараться, чтобы страна процветала и росла. Так вот мое мнение: всему российскому автопрому необходим двигатель, и мы рассматривали уже несколько проектов сборки силовых агрегатов в Тольятти. Но окончательного не существует. Пока. Я не знаю, когда это произойдет и произойдет ли вообще. Но могу пообещать вам, что предоставлю информацию, как только мне станет известно что-то реальное. То же ио «третьей модели». Мы хотим, чтобы она у нас была.ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ НА СП «GM АВТОВАЗ» план 2004 2003перспектива 2005 75 000^65 000 5515IL10 000• • всего• • «Шевроле Нива»«Шевроле-Вива»Скажу честно: сейчас рассматриваю примерно 12 вариантов - они могут материализоваться, но точно так же могут и не случиться вовсе. Все зависит от рынка. Единственное, что давно понятно - этот завод вполне справится с третьей моделью. - Пожалуйста, несколько подробнее о двух новых машинах - «Шевроле-Нива» с двигателем «Опель» и «Шевроле-Вива». - «Нива» FAM-1 - это абсолютно новый автомобиль. В чем слабость российского автопрома? В первую очередь, в качестве изготовления механических узлов. Так вот, когда мы решили улучшить «Ниву», начали именно с них (хотя и внешне она тоже изменится). Вседорожник укомплектован новым двигателем это «Опель» объемом 1,8 л, новой трансмиссией Aisin (эту японскую трансмиссию «Джи-Эм» использует на многих моделях). Абсолютно новая раздаточная коробка она будет производиться в России. Часть деталей берем у местных поставщиков (АвтоВАЗа, ЗМЗ и др.), часть у иностранных. Будем устанавливать систему ABS, новый 10-дюймовый усилитель тормозов, преднатяжители ремней безопасности, две подушки... Конструкция кузова была значительно улучшена с точки зрения безо-пасности - вам об этом известно. Мы получили четыре звезды по EuroNCAP - это честные звезды. Кроме того, есть изменения в подвеске, мостах, повысился комфорт. В «базе», естественно, и кондиционер. Так что новая «Нива» в целом - это хороший продукт, и не только для российских дорог. А цена будет ниже, чем у конкурентов. - Я увижу вашу новую «Ниву» на выставке в Париже? - Нет. И скажу, почему: у нас еще не согласована система дистрибуции по Европе. - Два слова о «Виве». Чем она будет отличаться от известной нам предыдущей модели «Астры»? Можно ли их будет различить на улице? - Это другой автомобиль. В профиль они, конечно, похожи, но если смотреть спереди или сзади - «Шевроле». Передок выглядит по-новому; мы хотели выдержать его в одном ключе с «ШевролеНивой», чтобы видно было они родственники... И сзади автомобиль тоже смотрится иначе. Кроме того, изменится интерьер, станет другим салон. По безопасности автомобиль соответствует четырем звездам по европейскому стандарту EuroNCAP. Если говорить о технике, то «Шевроле-Вива» - продвинутый автомобиль. Он был хорошо спроектирован, в течение пяти лет его собирали на нескольких заводах и отработали все технологии. Это самый лучший автомобиль, который мне известен, если иметь в виду производство и сборку; он очень подходит для российских дорог. В этом году будет собрано 456 автомобилей (столько же, сколько в первый год было выпущено «нив»). Эта партия прежде всего предназначена для демонстрации дилерам, которые будут собирать заказы. Выполнять их начнут уже в январе-феврале. Вначале (примерно первая тысяча машин) около 90% комплектующих будут поставлять изза границы; план СП - довести в течение года локализацию комплектующих до 43%, а за три года - до 90%. - Могу я купить для испытаний в редакции «Виву» из первой партии? - Считайте, что мы уже об этом договорились! «МИСТЕР 50%» - Я слышал, что вас здесь за глаза называют «Джон 50 процентов». Вы знаете об этом? - Нет, не слышал. Но могу догадываться, почему. Во всем мире, когда предлагают какой-то товар или услугу, всегда просят чуть больше, чем это стоит. Я уверен, в таком случае в России всегда можно сделать скидку в 50%. Когда ко мне приходит российский поставщик и предлагает свою цену детали, я знаю, что это стоит ровно вполовину меньше. - В кабинетах руководителей АвтоВАЗа я слышал такое: «Сегодня бьш Милонас, бьш о-о-очень трудный разговор». С кем вам трудно на ВАЗе договариваться? - Не очень трудно, потому что большинство руководителей АвтоВАЗа из инженеров, люди организованные, с ними легко. Чаще всего я общаюсь с г-ном Вильчиком и г-ном Степановым. Конечно, может, иногда и доставляю им головную боль. Я русский грек и немножко понимаю здешних людей. Бывает, коЗа рулем 7/2004 21 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ^^^J~-ИР*"^""*Д ЖОН МИЛОНАСf|Wпроизводств и всем хватало комплектующих.гда упираюсь до конца, а бывает, что приходится уступать. Ничего страшного. Лучше, конечно, когда обе стороны выигрывают. Но так не всегда получается. - А вот разговоры о возобновлении производства старой «Нивы» с помощью МАПа. Это что - вазовская хитрость? - По этому поводу я пока ни с кем не встречался. Знаю одно: у АвтоВАЗа есть определенные мощности по выпуску комплектующих для «Нивы», но по мере увеличения производства «Шевроле» количество ВАЗ-2121 должно сокращаться. Естественно, есть еще какие-то регионы в стране, которые не охвачены дилерами «Джи-Эм», но люди, которые там живут, имеют право на то, чтобы купить вседорожник. И если это будет осуществляться за счет старой «Нивы» - пожалуйста. Проблема только в том, чтобы совместить интересы двухВильчику, Степанову - тольком заводов по сборке Opel Astra ко благодаря их усилиям мы и по производству моторов в Венсмогли получить все бумаги грии, возглавлял строительство сбоПРИМЕР ДЛЯ довольно быстро. Теперь нарочного завода в Польше. НЕПОДРАЖАНИЯ С1999 года - директор по произ- Вы сделали СП, успешное ши поставщики готовы водству GM в России и СНГ прийти сюда, потому что и уже прибыльное. Почему С 2001 года - генеральный диреже, на ваш взгляд, в России уже мы им помогаем. Вот ктор СП ЗАО «Джи-Эм-АвтоВАЗ». не возникло множества попришли «Теннеко», «Дел- В 2003 году лауреат Гран-при «За руфай», «Лир»... У нас есть целем» в номинации «Прорыв года». добных предприятий? лый список компаний, котоЖенат, имеет четверых детей. - Уже возникают: мы помогаем создавать СП здесь, в рые собираются открыть с Самарском регионе. Есть нашей помощью производ- Руководство «Джи-Эм» простое объяснение, почему ство в Тольятти. Нам надо теперь относится к России они не появились раньше: в заниматься локализацией и иначе, чем пять лет назад? прошлом году у нас были не только для себя, а чтобы - И я, став на пять лет очень низкие объемы произпотом можно было поставстарше, ко многому отноводства, а в этом они удвоилять детали в Европу. К пришусь иначе. лись. Но есть и другие сложмеру, компания «Делфай» на - Но разочарований ности: чтобы создать СП, несвоем СП в Тольятти будет нет? обходимо получить огромделать жгуты проводов для - Насколько я знаю, наш ное количество разрешений «Шевроле-Вивы». Почему бы президент Рик Вагонер вози согласований, и бизнесмене поставлять такие же для лагает большие надежды на ны откладывают свое решезаводов «Опель» во всем миРоссию. Он был очень рад ние. Чтобы создать вот это ре, если качество соответстдостигнутым результатам. СП, нужно было получить вует стандартам «Джи-Эм»? Хотя нам предстоит сделать 127 заключений и согласоВедь цена за счет стоимости еще очень много вместе с наваний и еще 111 - для отрабочей силы может быть шими партнерами по СП. крытия завода. Я благодарен привлекательной. Это будет Вот сейчас работаем над созгосподам Каданникову, очень хороший бизнес для данием свободного тамоРоссии. женного склада. Это очень важно, поскольку в ближайшее время начинаем экспортировать «Шевроле-Ниву». - Последний вопрос. Я слышал, вы хотите очистить от грязи берега Волги. Хватит ли на это времени и сил? - Я не говорил о всех берегах Волги! Я только сказал, что очень плохо, когда есть такой прекрасный берег реки, такой красивый и... такой грязный. Я живу в поселке недалеко от Тольятти и всем, кто приезжает к нам в гости, с гордостью показываю, какие тут чудесные места. И хочу вместе с нашими сотрудниками-добровольцами расчистить Так со слов Джона Милонаса наш художник К. Гарматюк представил внешний вид «Шевроучасток берега реки, чтобы ле-Вивы». стало еще лучше. D22 За рулем 7/2004№Родился на Кипре (по национальности - грек). Имеет три высших образования (инженер и бизнес-администратор): Tottenham Technical Polytechnic (1968), Kingston University (1971), Granfield University (1973). Карьеру в General Motors начал в 1976 году, работал в корпорации на различных должностях в Великобритании и Германии. Руководил строительством и пус