110
111
112
ТЕХНИКАС ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»Помните, как герой Евгения Моргунова из комедии «Операция Ы», словно пушинку, вручную лихо развернул на месте крошечную инвалидную машину СЗА? Долгие годы в нашей стране именно эта модель была пределом мечтаний людей с ограниченными физическими возможностями. Конечно, с тех пор многое изменилось: у инвалидов появился хоть какойто выбор (ЗР, 2001, № 2). Но наши заводы и конструкторы лишь в самом начале пути. Их зарубежные коллеги уехали далеко вперед... Те, кто бывал за границей, наверняка замечали, насколько продуманы улицы и здания для людей, передвигающихся на инвалидных колясках. Въездные пандусы на тротуарах, у входов в магазины и кафе, специальные места в общественном транспорте. Вот поразившая меня зарисовка из повседнев110 За рулем 7/2004ной жизни Барселоны: причалившая к остановке огромная 12-метровая «Сетра», шумно «вздохнув» пневматикой, медленно присела и завалилась на правый бок, почти касаясь полом асфальта. Двери распахнулись, и на тротуар спокойно выехал человек на коляске. Присесть в реверансе способны многие модели автобусов. Причем не только городские, но и компактные. Например, «Мерседес-Бенц Вито», оборудованный пневмоподвеской с электромотором «Бош». Водитель, нажимая кнопку на панели приборов, опускает заднюю часть машины: попасть в салон можно без особых усилий. Специальные платформы и лифты предлагают во множестве версий. Пандусы с алюминиевыми страховочными поручнями позволяют вкатить кресло через дверь в корме. Боковой лифт, который в «походном» положении спря-Раскладной пандус - наиболее простая и дешевая конструкция для посадки в автобус. С ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»тан под днищем машины - один из наиболее популярных у заказчиков. Нажав кнопку, его выдвигают и опускают на асфальт. Все лифты требуют фиксации кресла на платформе, как правило, в четырехшести точках. Платформами грузоподъемностью 300-350 кг можно управлять с дистанционного пульта или с места водителя. В салоне тоже все продумано: широкий проход (вернее - проезд), фиксаторы для колясок, удобные поручни. Причем все это почти без ущерба для вместительности. «Вито» берет на борт до семи пассажиров на колясках! Но машины приспосабливают не Низкопольныи «Спринтер» в версии «Шаттл» способен присесть в поклоне. Высота только для «пассивного» передвижеподножки в этом случае - 25 см. ния: почти любой человек с ограниченными физическими возможностями Die SL-Klasse. может занять и место водителя. Для переоборудования, конечно, берут машину с автоматической трансмиссией. Затем, исходя из пожеланий и возможностей заказчика, педали тормоза или управления дроссельной заслонкой дублируют рычагами под рулем. Например, «Форд» отдает предпочтение системам «Веллс-Энгберг», чем-то схожим с органами управления мотоциклом. Газом и тормозом управляют при помощи одной поворотной рукоятки. Штатные педали тоже функционируют, так что машиной без труда может пользоваться и здоровый родственник владельца. Переоборудование салона включает установку вращающихся кресел, обычно с электроприводом, для водителя и часто - пассажира. Но это далеко не все! По заказу устанавливают удлинители рулевой колонки, боковые двери «Мерседес-Бенц SL» без руля не пошел в серию, но это - не макет, а ходовой прототип. с электроприводом, панорамные каме-Возможно, совсем скоро так будут выглядеть органы управления и панель приборов серийных автомобилей.Подрулевая ручка максимально упрощает езду без педалей. За рулем 7/2004 111 «Форд-Фокус ZX3» предназначен для инвалидов, но способен обставить на трассе многих конкурентов.ры заднего вида, парктроники с круговой зоной действия, системы контроля за давлением в шинах «Смарт-Тайр» и компрессор подкачки «Райд-Райт», щетки стеклоочистителя с автоматически включающимся обогревом, чтобы не примерзли к стеклу, и многое другое. В самых совершенных моделях многими системами водитель командует с помощью единого электронного центра управления. Он отвечает и за телефонную связь, и за спутниковую навигацию, позволяет даже управлять подъемными лифтами голосом! «Инвалидки» нередко превосходят большинство серийных машин не только количеством электронных «наворотов». «Форд-Фокус ZX3» создан не просто для удобного передвижения, но и для активных молодых людей», - подчеркивает президент североамериканского департамента развития «Форд» Крис Теодор и добавляет: «Автомобиль доказывает молодым людям, что ониВ этой городской машинке в качестве водительского сиденья используют само инвалидное кресло. 112 За рулем 7/2004тоже могут прочувствовать удовольствие от вождения спортивно-настроенной модели, ощутить себя свободными и независимыми». Машина, действительно, «заводная»: 2 литра рабочего объема, 130 «лошадок», 17-дюймовые колеса, спортивный дизайн. Развитие электроники и внедрение в автомобильную индустрию авиационной технологии управления по проводам (Fly-by-Wire) открывает перед конструкторами и будущими водителями невиданные возможности. Еще несколько лет назад «Даймлер-Крайслер» показал концепт-кар F200 с джойстиком, заменяющим сразу педали газа, тормоза и рулевое колесо. Для ускорения и торможения водитель отталкивал или тянул рычаг на себя, рулил «кивками» влево-вправо. Система, созданная фирмой «Фоккер контрол системз», весила 18 кг и была довольно громоздкой: 400x200x210 мм. Недавно «Фоккер» представил второе поколение устройства, более компактного, легкого и удобного. Конечно, до массового внедрения «компьютерного» управления еще предстоит решить массу проблем: эргономика, безопасность... Но ведь каких-нибудь сто лет назад человечество не знало антибиотиков, а премудрости управления тяжелыми рычагами и педалями неуклюжих самобеглых колясок далеко не каждый здоровый мужчина осваивал с первого раза. D