216
217
218
СПОРТГОНОЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ СШАмерика - своеобразная страна. Мили вместо километров, галлоны вместо литров, футболом называют малознакомую европейцам игру, а в ресторанах подают гамбургеры. .. Стоит ли удивляться, что и автоспорт здесь не похож на европейский? В Европе безоговорочно правит бал формула 1, а в Штатах несколько «королевских» гонок, каждая из которых досАтойна особого внимания: NHRA, IMSA, Indycar... Но, пожалуй, наиболее зрелищна, а потому и популярна у американцев все же серия NASCAR - гонки легковых автомобилей по овальному треку с профилированными виражами. Когда в конце 40-х годов в США возникла Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей (National Association for Stock Car Auto Racing -Jfc*f£*lHK Гонки - это не только спорт, но и шоу: фейерверк во время заезда на дрег-рейсинге NHRA.NASCAR), мало кто мог предположить, чем обернется эта затея спустя полвека. Само название подразумевало соревнования серийных машин, в общем ничем не отличающихся от тех, что продаются в автосалонах. Так это и начиналось, но постепенно гонки трансформировались до неузнаваемости. Когда-то заезды, в которых в разные годы стартовало до 75 машин, проходили по не слишком ровным трассам. Серийные авто не выдерживали нагрузок и буквально разваливались. Заниматься трассами не стали - нужны деньги, время, а разрешили чуть изменить конструкцию машин. Потом еще чуть-чуть и еще... В итоге сегодняшние автомобили NASCAR, которые несутся по ровному как стекло покрытию треков, схожи с серийными собратьями лишь внешне, да и то весьма отдаленно. Зато... практически копируют друг друга по конструкции. Постройка машин доверена всего нескольким фирмам, и те в обстановке строгой секретности готовят свои боли-216За рулем 7/2004 ГОНОЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ СШАКОЕ-ЧТО О СЕРИИ NASCAR• Первая гонка состоялась во Флориде в феврале 1948 года в присутствии 10 000 зрителей. • Команда механиков состоит из семи человек: переднего и заднего сменщиков и подносчиков колес, домкратчика, заправщика и подносчика канистры. В одном из этапов NASCAR - Craftsman Truck участвуют пикапы. • Масса заправленной машины с гонщиком должна составлять минимум 1543 кг. • Температура в кокпите достигает 60 градусов, а пилот теряет за одну гонку до 5 кг. • Ежегодно соревнования посещают более 6,5 миллиона болельщиков и смотрят 75 миллионов телезрителей. • Для ограждения трека требуется 15 000 т стали и 90 000 т алюминия. Столько алюминия ушло бы на производство 61 миллиона банок «Кока-Колы». • Масса одного колеса достигает 35 кг • В среднем гонка длится 4 часа, за которые пилоты «нарезают» до 500 кругов, преодолевая от 250 до 500 миль ,400800 км).Кокпит «Кадиллака CTS-V», подготовленного для гонок серийных автомобилей SCCA: эта машина разрешена к эксплуатации на обычных дорогах.ды. Первый этап - пространственная рама. Фирма закупает стальные заготовки прямоугольного и круглого сечения различной толщины у сталелитейных предприятий. «Капсулу» пилота, естественно, делают из самой толстой стали, ее передняя и задние части легче и просчитаны на прогнозируемую деформацию. Передняя часть каркаса к тому же обязана в случае удара направлять двигатель под пол, подальше от водителя. Когда основная клетка готова,ее перевозят в цех досборки. Здесь вваривают панели пола и так называемую «пожарную стену» - стальной щит, отделяющий моторный отсек от салона. Постепенно каркас обрастает крепежными узлами двигателя, подвесок, сиденья пилота... Производство собственно кузова и установка его на каркас отнимают у команды инженеров минимум десять рабочих дней. Эту работу творческой не назовешь: внешние параметры жесткоШлем пилота вместе с устройством для защиты шеи весит 1,5 кг, но на поворотах он становится впятеро тяжелее.Рама призвана спасти гонщика при аварии: обратите внимание на заваренные трубами дверные проемы.оговорены правилами NASCAR. Даже обтекаемость автомобиля можно изменить только «игрой» формы бамперовспойлеров да фальшрадиаторной решетки. Аэродинамика здесь очень важна - гонки зачастую проходят на кольцах длиной более мили, где скорости переваливают за 350 км/ч, при строго ограниченной мощности двигателя. Но об этом чуть позже. Форма каждого кузова обязана соответствовать 30 контрольным шаблонам - это пластины различной длины и формы, которые накладывают на уже готовые панели. Зазор между кузовом и шаблоном строго определенный. В зависимости от его допустимой величины вдоль края шаблона проводят линию определенного цвета. Например, зазор менее 1,8 мм отмечают красным маркером, если линия голубая - зазор должен быть до 6,4 мм, зеленая - 12,7 мм. Собственно дизайнерам остаются крошечные участки кузова после формирования жестко нормированного «тела». За исключением серийных панелей крыши, капота и багажника, остальные - плод кропотливого ручного труда. Сначала сталь вырезают по выкройке, а затем прокатывают на английском колесе - станке, который медленно сгибает металл и придает ему нужную форму. Потом панели соединяют друг с другом, многократно перепроверяя точность шаблонами. Здесь тоже не без сюрприза рулем 7/2004 217 СПОРТГОНОЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ СШАПит-стоп: в руках механика фактически обычная канистра, а вовсе не «формульный» заправочный аппарат за 30 тыс. долларов.зов: двери наглухо заварены! Вместо бокового стекла нейлоновые сетки - они не позволяют рукам пристегнутого водителя вываливаться из окон, когда машину начинает крутить или переворачивать на бешеной скорости. Хитрости буквально во всем: например, у машин NASCAR нет фар, вместо «глаз» рисованная бутафория. А ветровое стекло сделано из нескольких слоев податливого и чрезвычайно прочного материала лексана, покрытого тремя тончайшими слоями защитной пленки. Если стекло забрасывает частицами резины или грязью с трассы, внешний слой просто... отрывают, и стекло опять прозрачное! Конечно же, мотор - самая ответственная часть. Однако мало-мальски знакомый с американской техникой автомобилист будет очень удивлен, заглянув под капот современного гоночного автомобиля NASCAR: двигатели, по сути, те же V8, что стояли на серийных «дредноутах» 60-х годов прошлого века! Конечно, блоки и головки отливают по заказу, но конфигурация моторов осталась без изменений. Двигатели безнаддувные, рабочим объемом 5,87 л. Система газораспределения изменена: впускные клапаны открываются раньше и на большее время, чем у серийных двигателей. Это позволяет мотору «дышать глубже», особенно на высоких оборотах. В выпускной системе нет глушителей и каталитических нейтрализаторов. Но самое удивительное система питания. Никакого впрыска! Старые добрые карбюраторы льют топливовоздушную смесь рекой. Бак объемом 22 галлона (83,3 л) изготовлен из218 За рулем 7/2004ПОЛОЖЕНИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ NASCAR NEXTEL CUP СЕЗОНА 2004 Г. ПОСЛЕ ПЯТИ ЭТАПОВМесто Водитель Очки Победы Призовые гонщика, $ 1 23456789 10 Дейл Эрнхард Джимми Джонсон Джефф Гордон Мэтт Кенсеф Курт Буш Кевин Хэрвик РайенНькмэн Тони Стюарт ЕоббиЛабонте Эллиот Сэдлер 1453 1428 1426 1357 1316 1316 1299 1284 1265 1250В отличие от моторов формулы 1, которые раскручивают до 15 000 об/мин, американские «восьмерки» развивают максимальную мощность на 6000 об/мин.2 1221000012 967 552 2 313747 1 975 172 1 891 939 1754 234 1 733 274 1 599 747 1589 534 1 512 893 1 470 662Примечание. Баллы начисляются по сложной системе бонусов за количество кругов в роли лидера и множестве других факторовнескольких слоев. Внешняя оболочка стальная, внутренняя - пластиковая. В баке находится специальное вспененное вещество (некое подобие «мочала» в бензине), которое в случае пожара «душит» огонь, предотвращая взрыв. Система зажигания программируемая: параметры искрообразования можно плавно изменять, добиваясь максимальной мощности. Все вспомогательные узлы - насосы охлаждающей жидкости, масла, гидроусилители руля (да-да, у этих машин есть усилитель!) - сконструированы с учетом работы на повышенных нагрузках. Сборку мотора ведут особо тщательно - все вращающиеся части балансируют, зазоры многократно выверяют, поршни подбирают с точностью до сотых долей грамма. Конечно, многим не терпится узнать мощность двигателей. Извольте: около 800 л. с ! Но для коротких и длинныхтрасс требования к машинам разные. В последнем случае мощность снижают до 450 л. с. Делают это до смешного просто: между карбюратором и впускным коллектором ставят алюминиевую пластину с четырьмя отверстиями, ограничивающими поступление смеси в цилиндры. Мелочей в гонке не бывает. А уж шины и подавно можно причислить к ключевым компонентам. Они радиальные, как и на серийных собратьях, но внутри не воздух, а азот, который содержит гораздо меньше влаги, чем атмосферный воздух. При разогреве покрышки влага испаряется, заставляя расти давление в шине. На высоких скоростях даже минимальное изменение давления способно критически повлиять на управляемость. Еще одна хитрость - двойные покрышки. Если длина трека превышает 1 милю, а значит, гонка сверхвысокоскоростная, Правила требуют дополнительной «внутренней» шины. По сути, это еще одна миниатюрная покрышка, «спрятанная» внутри основной шины. В случае если внешняя взрывается, внутренняя должна спасти жизнь гонщику. Симбиоз высоких технологий и нарочитой простоты конструкций полувековой выдержки дает удивительные плоды. Но миллионам фанатов, которые, затаив дыхание, ждут, когда ярко раскрашенные монстры с ревом сорвутся с места, это не столь важно - они жаждут умопомрачительного зрелища. И они его обязательно получат. Шоу должно продолжаться! а