114
115
116
117
ТЮНИНГ: ВАЗ-21114Jft*?лЖ6У<6 5х 15"ТАКИХ НЕ БЕРУТ В ИНОМАРКИСЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВотите кондиционер - не проблема. Электроусилитель руля - пожалуйста. Антиблокировочную систему (ABS) - тоже возможно, только поспешите, фирменные изделия «Бош» в Тольятти заканчиваются. Примерно так начались наши поиски комплектующих для редакционного ВАЗ-2111. Поразмыслив, в этот раз мы решили не строить спортивное авто для себя любимого, а попытаться насытить обычную серийную машину всем тем, что отличает отечественный продукт от недорогой иномарки. И вот новенькая «одиннадцатая» отправляется на родину для воплощения задуманного. Увы, она едет не на завод - его позиция по поводу нужных нам причиндалов пока не определена. Все вроде бы испытано, но то ли там ждут освоения новых моделей, то ли благоприятной экономической ситуации. А пока внедрение инородных систем и агрегатов - неплохой бизнес для всевозможных фирм, пригревшихся под крылом АвтоВАЗа. Почему Тольятти, а не Москва, где многое можно заказать? Да потому, что доводку лучше проводить в непосредственной близости от разработчиков. Так надежнее. Наконец автомобиль снова в строю. На первый взгляд в нем ничего не изменилось. Надводная часть айсберга - это всего лишь кнопка с символом снежинки да надпись «ABS», появившаяся на пеХредней панели «одиннадцатой». Однако, если открыть капот и присмотреться, взгляд натолкнется на компрессор, непривычно мощные трубопроводы - фреоноводы. Непременно отметит «доморощенный» кронштейн генератора и «черный ящик» блока управления ABS, опутанный проводами и тормозными трубками. Ну а нагнувшись к рулевой колонке, даже непрофессионал заметит непривычный «нарост» махачкалинского электроусилителя с силовыми проводами в палец толщиной. Но и это еще не все - только досконально изучив привычный, казалось бы, автомобиль, можно оценить тот колоссальный объем переделок, который он претерпел. Однако вынести вердикт всем новшествам позволяет лишь насыщенный цикл испытаний в зимних и летних условиях. ПОЛНЫЙ ТОРМОЗ На скользких зимних покрытиях «антиблок» весьма наглядно демонстрирует превосходство даже над мастерством эксперта. Чем ниже коэффициент сцепления шин с дорогой, тем проще и безопаснее управлять замедлением. Водитель просто давит на педаль тормоза так, как ему хочется, и под мерный стрекот антиблокировочной системы «одиннадцатая» послушно замирает на заданной отметке, демонстрируя довольно стабильные результаты.Лишь на укатанном снегу шансы «с ABS» или «без» практически уравниваются - заблокированная зимняя шина довольно эффективно «вгрызается» в дорогу зубастым протектором. На льду же отключение помощника резко снижает кучность результатов, требуя прямо-таки ювелирного обращения с автомобилем. Вдоволь поэкспериментировавБлок ABS «Бош 5.3». Место для его внедрения в подкапотное пространство «одиннадцатой» находится без проблем.114За рулем 7/2004 в зимних условиях, мы принимаем новшество, хотя что-то в работе «антиблока» слегка настораживает. То ли велико усилие на педали, то ли инертна работа привода тормозов. Словом, нашей «одиннадцатой» даже зимой явно не хватает быстродействия, этакой иномарочной легкости в первый, начальный момент замедления.Увы, летний эксперимент лишь добавил негативных впечатлений. Здесь «Его Величество усилие» выходит на первый план, огорошивая цифрами. Едва начав замеры на мокрой дороге, мы вынуждены были их прекратить, так как вместо положенных 30-50 кг усилие на педали зашкаливает за сотню. Пришлось переключиться на эксРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»ТОРМОЗА Покрытие Сухой асфальт 100-0 км/ч | Тормозной путь с ABS, мперименты с колодками, одновременно начав консультации со специалистами. Их вердикт неутешителен: без серьезного вмешательства в конструкцию автомобиля хороших результатов не добьешься. Хороших в смысле управления замедлением, ибо сами-то цифры тормозного пути выглядят весьма жизнерадостно, вновь подчер-Тормозной путь без ABS, м•»>«Ц > 47Мокрый асфальт 100-0 км/ч Щ Лед 50-0 км/ч Снег 50-0 км/ч ^IШ19Ш29I 30 IIII 40 50 I•м| Усилие на педали, кгсШ46Ш> 87••28I II11I1111111111111 80 30 40 50 60 70 80 90 60 70ПокрытиеУсилие на педали, кгс90Сухой асфальт 100-0 км/ч80В? 5 0800 > 3861Мокрый асфальт 100-0 км/чШшШ25 • 81 IIII111 10 20 30 40 50 60 70 80 11 90 100 (ШШ*Ц>12Лед 50-0 км/ч Монтажный комплект антиблокировочной системы. Согласитесь, упрятать все это в недра авто - задача не из легких.• • ШШ Среднее по результатам замеров • • Начало срабатывания ABS , ^Ш На чало блокировки••I IIIIiIiii 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100За рулем 7/2004 115 ТЕХНИКАТЮНИНГ: ВАЗ-2111УПРАВЛЯЕМОСТЬ. ПРЕДЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИ ПРИ МАНЕВРЕ «ПЕРЕСТАВКА», км/чна сухом асфальтеш ашия шшшшшшшш,*з2УМЛАШШШШ aaaaajf»i iiii 85 i85,3от.i ' ' 1 90i 80Крутануть баранку от упора до упора теперь легко, даже стоя на месте.уступали место извилистым загородным маршрутам, чувства автомобиля оказывалось маловато - усилитель просто мешал. Лишенный нужной информации, водитель судорожно нащупывал правильную траекторию, часто ошибаясь в выборе углов поворота. Зимой и вовсе беда: чуть увлекся в скольжениях, перекрутил - найти потом прямолинейное положение колес очень трудно. Так что же, вновь сомнительный результат? Видимо, да, а истина где-то посредине, хотя категорически «за»кивая некоторое преимущество электронного помощника. Однако полученное такой ценой, оно весьма сомнительно. ОТ УПОРА ДО УПОРА Легкий руль, наверное, мечта любого водителя. Согласитесь, когда авто послушно управляется одним пальчиком, не требуя от вас серьезных трудозатрат, - это здорово. Тем не менее, не зря при оценке управляемости мы уделяем так много внимания нарастанию стабилизирующего усилия - той самой обратной связи, что позволяет чутко контролировать углы поворота колес. Без нее водитель словно лишается одного из органов чувств. Конечно, в обыденных ситуациях это не столь заметно. В конце концов, машиной упраУСИЛИЕ НА РУЛЕ ВРАЩЕНИЕ НА МЕСТЕ (АСФАЛЬТ)вляют даже люди с плохим зрением или слабым слухом. Но стоит увлечься скоростью и серпантином «заводной» дорожки, как чувство автомобиля становится, пожалуй, главным. В нашем случае электрический помощник оказался слишком усердным. Вне зависимости от времени года и состояния дорожного покрытия вмешательство усилителя тут же делало баранку если не невесомой, то настолько малоинформативной, что о качестве обратной связи лучше было не вспоминать. Правда, все поездившие на машине в обычных условиях в один голос заявляли, что к слишком легкой баранке в общем-то приспособиться можно. Им больше мешала многооборотистость руля из-за «длинной» десятой рейки. Но как только городские улицыПохоже, не ABS, усилитель руля и кондиционер надо адаптировать к автомобилю скорее наоборот.электроусилитель проголосовали цифры, полученные на «переставке». Очевидно, что снижение нагрузки при экстренном вращении пошло на пользу и водителю, и автомобилю. ТЕПЛОВОЙ УДАР +35°С Испытания в климатической камере АМО «ЗИЛ» (методика изложена в ЗР, 2004, № 6) заставили всерьез задуматься о целесообразности установкиДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ R=20 МЭУР подключен и - 2,6 1,890116 За рулем 7/2004180270 Угол поворота, град.40 50 Скорость автомобиля, км/ч ТЮНИНГ: ВАЗ-2111Установка кондиционера потребовала оригинального крепления генератора.ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В САЛОНЕ ВАЗ-2111 В ЗОНЕ ГОЛОВЫ ВОДИТЕЛЯ Скорость, км/ч Время работы кондиционера,Распределениевоздушного потока20ВДД_ 27,5 30,84032,0 35,0Температура. °С50 9023,0 22,6Ветровое стекло, зона ногкондиционера. И дело тут отнюдь не в «слабом» восьмиклапанном моторе «одиннадцатой». «Энергетическая установка» как раз работает безупречно. Морозит и кондиционер, демонстрируя на дефростерах прямо-таки рекордные (из замеренных нами) температуры воздушных потоков: от 0 до +4°С. Однако в процессе испытаний выяснилось, что эти самые потоки не хотят перемешиваться в салоне! Ветерок из контрольных отверстий дует весьма ощутимо (3,6-4,0 м/с), но стоит совсем немного сместить измеритель скорости потоков, как он вдруг оказывается в зоне полного штиля. Результат сконцентрированные зоны холодного и теплого воздуха, не желающие перемешиваться. Зиловские инженеры тут же начали грешить на производительность вентилятора отопителя, ведь добавленный в схему испаритель увеличил сопротивление. Однако, если вспомнить склонность к запотеванию автомобилей всего «десятого» семейства, особенно в холодное время года, рискнем предположить, что причина не только в этом. Вероятно, необходима серьезная переделка всей системы вентиляции - в рамках тюнинга онаСТОИМОСТЬ ОБОРУДОВАНИЯ ВМЕСТЕ С УСТАНОВКОЙ, РУБ. (Тольятти)Злектроусилитель руля, Махачкала Днтиблокироеочная система «Бош 5.3» Кондиционер 000 «Фрост» 15 300 28 000 27 000вряд ли осуществима. Похоже, с кондиционером (хотя сам-то он вполне работоспособен) не получилось. Несколько понизить температуру в салоне машины, конечно, удается, но добиться комфортного микроклимата однозначно нет.П ЕРВЫЙ БЛИН...Помните, у Райкина: «Кто шил костюм?». Впрочем, прочь шутки - деньги (причем немалые) потрачены, результаты получены. И пусть они во многом спорные, а иногда даже негативные. Теперь по крайней мере понятно, почему ВАЗ не торопится внедрять все эти «игрушки» в серийное производство. Похоже, не ABS, усилитель руля и кондиционер надо адаптировать к автомобилю - скорее наоборот. Вариант «купил-поставил» здесь не проходит. Что же, тюнинг оставляет свободу действий - постараемся все-таки подтянуть нашу «почти иномарку» до желаемого уровня. D На правах рекламыSPACE STAR 2004СЕМЕЙНЫЙ ПО ПАСПОРТУ, СВОБОДНЫЙ ВНУТРИКомпактвзн Mitsubishi Space Star - оптимальный выбор для современной городской семьи. Стильный дизайн, легкое управление, высокий, просторный салон, вместительное багажное отделение, безопасность и комфорт. Богатое стандартное оснащение Вас также приятно удивит. Уникальное предложение - «автомат» с ручным режимом 1.6 Family 1.6 Comfort 1.6 Comfort AT 1.8 Sport 1.8 Sport AT от $ от $ от $ от $ от $ 15 9SQ 16 990 18 250 19 490 20 490Действительно в отношении автомобилей, произведенных до 30 июня Официальные дилеры MITSUBISHI MOTORS: Москва: Рольф-Центр (095) 780-7700. Ропьф-Юг (095,1 788-6262, Рольф-Дгамакт [095] 780-7788 Рольф-Восток [095] 780-9000; На Таганке (095) 792-5733 На Золоноламке (095] 133-5061. На Б Серпуховской (095) 109-9651 На Пресне [095) 255-0707, На Коломечсной (095) 116-2022. В Нрылатскои (095) 505-9796. На Соколе 1095) 721-ЭОЗО, Санкт-Петербург: Рольф-Нэолайн [8121 32СЮ020, Радуга-Аато (812) 1103242; Архангельск. Мартен-Авто [81ВЗ) 28-0395. Великий Новгород: Еаропа-Авто ;В1622) 7-2215 Волгоград: Арконт (8442I 42-6472 Вологда: Мартен-Авто 18172; 21-5327; Воронеж: Мартен-Авто (07321 39-8492, Екатеринбург: Сита Моторс (343) 37-00-132. Онами Моторс [343) 224-01-14. Иваново: Риат [0932) 30-7771; Ижевсн: Ижавтогаз [3412) 75-6798: • Иркутск: Россо-Моторс [3952) 42-7282. Казань: Раиф-Цеьтр (8432) 64-3204. ПС [8432] 184318 Кемерово: Автосфера 13842) 25-942 1 . Киров: Мотор ,8332] 51-5555. Краснодар: Модус (86121 604160; Красноярск: Медее» (3912) 46-0562 Набережные Челны: ТТС [8552) 39-2525. Нижний Новгород: Центротех [9312) 24-1801; Новосибирск: Автэленд (3832) 722-000; Омск Автоцентр Барс (3812) ' 50-2040 Оренбург: Автосалон 2000 (3532) 65-3192 Пенза: Сура-Моторс (8412) 49-7254 Пермь: УралАвтоИмлорт (3422) 90-2900 Петрозаводск: СТН (8142] 79-7ССО. Ростов-на-Дону. Модус (8632) 71-2232 Рязань: Шест [0912] 34-5960 Самара: Самарские Автомобили (В462) 57-1536 Саратов: СарМоторс (8452) 52-7658. Сочи: Сочи АТО (8622) 59-4018: Ставрополь: Модус [8652) 28-2828 Сургут: Сибнар [3462] 23-02-02 Тольятти: Ориент-Мо-орс IB482] 35-7806. Томск: Автодонтор [38221 66-0177 Тула: Ав-окласс [0872] 36-6362 Тюмень: Спецавтоцентр Антипино I3452] 39-7333; Ульяновск: Мотом [8422] 69-1969 Уфа: Сити-Мотарс-Уфа (3472) 52-3027. Челябинск: Зегиьас 13512] 94-8616. Рольф-Прокат, Москва 1095) 788-6888. Рольф-Лизинг, Москва 10S5] 785-'972Гарантия - 3 года или 100000 км SPACE STAR RU WWW.MITSUBISHI-MOTORS.RUЗа рулем 7/2004 117