В РОССИИ: ТЮМЕНСКИЕ АККУМУЛЯТОРЫЗНАЕМ МЫ ЭТОТ КАЛЬЦИЙ... Тюменский завод не делает новомодных кальциевых батарей! И пока что не хочет. А почему? Прежде чем разочарованно махать рукой, досчитаем до десяти и постараемся вспомнить азы теории. НеобслуПАЗ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТАЗ Когда пятьдесят подмосковных специаживаемые батареи - как гибридные, листов наконец добрались до здания так и кальциевые - имеют ряд несомбывшей пересыльной тюрьмы, то на бененных преимуществ перед «обыкнорегу Туры уже стояла баржа с четырьмя венными» сурьмяными коллегами: они дизель-генераторами. Оставалась суболее легкие, в них не нужно доливать щая ерунда - продолбить сибирскую зеводу, да и партия зеленых помалкивает. млю, проложить кабели и... и построКроме того, на их стороне стереотип ить на этом месте Подольский Аккумумышления: мол, если батарея без кальляторный Завод - ПАЗ. Точнее, уже не ция - значит, она никуда не годится. Однако же вспомним и другое: необслуПодольский, а Тюменский - ТАЗ! В 1941 году так все и было - тогда живаемые аккумуляторы до смерти маленькая Тюмень умудрилась ожибоятся глубоких разрядов... Две-три вить аж 22 эвакуированных завода. ночевки с забытыми «габаритами» И в том, что вермахт не взял ни Моски тю-тю. Кроме того, такие батареи вы, ни Подольска, есть и ее заслуга. очень чувствительны к величине зарядА потом, уже через четыре года выясниного напряжения - молчаливо сносить лось, что аккумуляторы теперь можно капризы регулятора они не будут. Да и делать и на ПАЗе, и на ТАЗе. Что, собстна морозе могут фортель выкинуть. венно, и происходит по сей день... - Где вы видели в американской арКстати, каждый третий выпускаемый мии кальциевые батареи? - тоном брив России аккумулятор - тюменский. гадного генерала вопрошает ГенеральТеперь самое время рассказать подный. - Нет их там, потому что серьезнадоевшую всем сказку про соответстная батарея на том же танке должна вие отечественных товаров лучшим заслужить не год, а семь или восемь! И зирубежным образцам. Начнем с привычмой, и когда угодно. И заряжаться должна без капризов, если понадобитного вопроса - итак, когда же мы... ся. Так и наши батареи - пластины толстые, коробления не боятся - протянут ДОГОНИМ КОРЕЙЦЕВ? - Да никогда! - неожиданно заявляет долго. Кстати, у меня же военпреды сиГенеральный. - Корейцев мы не догоним никогда! Вот такое услышишь нечасто - обычно говорят: мол, обогнали давно... А если что-то купить, кого-то пригласить продаться самим, наконец? - А все равно никогда не догоним, парирует директор. - Дело же не в технологиях - здесь у нас порядок. Если раньше мы отставали лет на 25, то сейчас - от силы на 7-8, и этот вопрос вполне решаемый - мы к нему еще верГендиректор ОАО «Тюменский аккумулянемся. Но не забывайте - в турциях торный завод» Александр Кореляков: «Не да Кореях всегда тепло! О какой конку- сделаешь сам - не сделает никто!»148 За рулем 8/2004МИХАИЛ колодочкин знав, что каждый сотрудник Тюменского аккумуляторного завода к Рождеству непременно получает в подарок гуся, да еще в фирменном пакете, я невольно почувствовал некую симпатию к предприятию, на котором никогда прежде не был. Действительно - местный электромеханический завод давно прикрыли, АТЭ тоже исчез, а здесь не только продолжают работать, но еще и собственную живность разводят... А вот и рояль в кустах - вернее, приглашение посетить завод. Как говорится, заодно и про батареи поговорим...ГУСИ, лоси И БАТАРЕИренции может идти речь, если им не нужно каждый год утеплять ворота, чинить теплотрассы и вставлять новые стеклопакеты? К тому же никакому корейцу не снились наши условия труда: рабочий день - всего 6 часов, отпуск аж 42 дня... Поэтому у них работают полтора человека, а у меня - 1639. Вот и прикиньте себестоимость...Удят! Армия, между прочим, берет только сухозаряженные - залитые там не нужны... Логика вполне понятна. Конечно, если батарея размещена в салоне машины, да еще с обилием современных электронных «наворотов», то выбор однозначен - берем только необслуживаемую и герметичную: читай - кальциевую... Если речь идет о каких-нибудь детских автомобильчиках - снова голосуем за кальций. Но когда на первый план тяжелой российской поступью вылезают низкая цена, длительный срок службы и, извините, привычная «дубовость» - вот тут-то тюменские аккумуляторы вне конкуренции. Отпускная цена на «пятьдесят пятую» батарею составляет 625 руб., примерный срок ее службы - 7-8 лет, глубокий разряд она со вздохом перенесет, а водичку всегда можно и подлить...Так отливают аккумуляторные решетки из низкосурьмянистого сплава - непривычное зрелище. СДЕЛАНО В РОССИИ: ТЮМЕНСКИЕ АККУМУЛЯТОРЫхозяйство - с гусями, свиньями, коровами, лошадьми и хлебопекарней. Завод пашет круглосуточно и без выходных при этом один раз в сутки рабочих кормят бесплатно. А это - полторы тонны мяса в неделю: вынь да положь... Заодно аккумуляторщики снабжают хлебом, молоком и поросятами все окрестные деревни - иначе откуда все это возьмется у сельского жителя? АМПЕР-ЧАСЫ, ПРОЦЕНТЫ И РУБЛИ Завод работает на вторичный рынок и выпускает более 4000 батарей в день для «жигулей», танков, тепловозов и чего угодно. Даже для иномарок: от «Альфа-Ромео» до «Вольво». В месяц производят 130-140 тысяч аккумуляторов емкостью от 44 до 210 ампер-часов. «Маленьких» батарей делают значительно больше, но по деньгам получается примерно поровну. Кстати, про деньги: средняя зарплата на заводе - 9-10 тыс.руб. Удалось заглянуть ив «гонорарную ведомость» за прошлый месяц: литейщик А. - 25 000, литейщик Б. - 11 000, уборщица В. 5200... Но молодые специалисты порой воротят нос: базовая ставка в 6000 их не устраивает, поскольку нефтяники за углом дают 9000. Впрочем, заводские инженеры в основном работают по договорам: сделал работу - получи свои пиастры... Между прочим, ТАЗ умудряется собирать по всей стране старые батареи! Да так активно, что удовлетворяет таким образом аж 90% (!) потребностей по свинцу и 70% - по пластику. За «бэушную» «пятьдесят пятую» дают примерно 80 руб. И еще немножко о цифрах. Внимательные читатели уже догадались, из чего сделана стела, изображенная на заставке... Отгадайте, сколько корпусов аккумуляторов пошло на ее изготовление? М ЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ Лета 7093 (1586) посланы воеводы с Москвы Василие Борисов Сукин, да Иван Мясной, да письменный голова Данило Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень июля в 29 день... Так когда-то начиналась история Тюмени и ее промышленности. Нет, надеть респиратор и поработать в литейке мне не захотелось. Специально искать для своей машины тюменский аккумулятор тоже не стану. Но все это не убавило моего уважения к современному российскому предприятию, самостоятельно зарабатывающему на жизнь, аНа правах рекламыЛАВР МЛ - 2 02 " новая жизнь двигателя!Когда возникают проблемы с двигателем. такие.как падение компрессии в цилиндрах. снижение мощности двигателя, плохой запуск. перерасход топлива и масла, увеличение токсичности отработавших газов, в большинстве случаев причиной этому служит закоксовывание поршневых колец и деталей топливной аппаратуры. Учитывая качество используемых топлив и масел, не удивительно. что ••болезнь» со временем только прогрессирует, а это уже грозит залеганием (затем пригоранием) поршневых колец, и в итоге их заменой, а подчас — переборкой двигателя. Напрашивается вопрос: "А есть ли альтернатива?" Да, есть. Причем, сопоставляя затраты как финансовые, так и временные.на переборку, или альтернативный вариант. здравомыслящий человек отдаст предпочтение последнему. Имя ему — жидкость для раскоксовывания двигателя "ЛАВР МЛ -202". Жидкость для раскоксовывания двигателя «ЛАВР» — средство два в одном, т.к. не только очищает поршневые кольца и канавки, но и удаляет вредные отложения с поверхностей деталей камеры сгорания, устраняя такие неприятные явления, как калильное зажигание и детонация. Обратите внимание на результаты независимого тестирования препаратов для раскоксовывания различных производителей. проведенного журналом «Потребитель. Автодела» (Ма 27/2003, № 5/2004). в результате которого раскоксовка «ЛАВР» продемонстрировала наилучшие результаты по повышению и выравниванию компрессии двигателей как отечественных, так и зарубежных автомобилей. Препарат «ЛАВР» прост в применении, и процедура занимает не более 1 часа, поэтому раскоксовывание может провести любой водитель. обладающий элементарными навыками обслуживания двигателя. n_^_j,Идет переработка «бэушных» батарей. Кстати, еще несколько лет назад это делалось вручную...Эту батарею - на «жигули», а вот ту на тепловоз! - Я не против соболиных воротников, - ворчит Генеральный. - Только не надо пришивать их к ватникам - смешно и глупо. Будет нужно - перейдем и на кальций: проблем нет. Но пока что не вижу в этом смысла. ОТКУДА ЛОСИ Так откуда на аккумуляторном заводе взялись гуси? Впрочем, сначала разберемся с лосями. Правда ли, что эмблему завода директор создал чуть ли не своими руками? - Эмблема? - смеется Генеральный. Было дело - пригласили этих, как их там - креативных дизайнеров... Говорю: медведей на других фирмах давно расхватали - лось нужен! Неделю думали приносят: треугольники какие-то, ни черта не разобрать... Спрашиваю: где мой лось? Обиделись - дескать, ничего не понимаете в искусстве, в общем дверью хлопнули. Ну, взял у внука книжку, нашел лося, вырезал - в общем, сами все сделали... Да мы давно здесь привыкли все сами делать - и аккумуляторы, и пленку термоусадочную, и антифриз. .. Только полиэтиленовые сепараторы закупаем за рубежом - их никто в стране пока что не производит. Теперь понятно, откуда взялись гуси. Привычка рассчитывать только на собственные силы побудила заводчан открыть в 200 километрах от Тюмени своеК омпания НПО «Поликом» Россия, г. Челябинск, тел./факс: (3512) 68-92-76, 68-92-78 E-mail:
[email protected] http://www.lavr.ru Представительства: Москва (095) 505-13-73. Нижний Новгород 89202535412, Тверь (0822) 44-63-52, Ижевск (3412) 75-85-15, Астана (3172) 238-328 За рулем 8/2004 149