88
89
90
91
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯОПУСТЕВШАЯ ЛАБОРАТОРИЯЕсли разработка японской фирмы «Хориба» пойдет в серию, лаборатории, где тестируют автомобили, опустеют. В них не станет... людей. Оказывается, количество автомобилей, испытываемых на стенде для определения состава выхлопных газов, стремительно растет. Процедура совсем не проста: машину нужно выдержать неменее 12 часов при низкой температуре (замеры ведут от момента холодного пуска), затем быстро поставить на динамометрический стенд, подключить массу датчиков, посадить за руль испытателя, который постарается точно выдерживать режим «движения» на беговых барабанах в соответствии со стандартным циклом... Даже небольшие отклонения обернутся значительными погрешностями результатов. Вот и придумали японские инженеры роботизированный комплекс, в котором нажимать педали (руль крутить в ходе теста не нужно) доверено «автопилоту» ADS7000 (Automatic Driving System). Он может управлять любой коробкой передач, пригоден и для гибридных машин. Более того, накопление автомобилей в высотной башне-холодильнике, доставка очередного подопытного на стенд максимальноавтоматизированы. Оператор лишь задает программу на весь день испытаний, а компьютер сам выбирает нужную машину, опускает ее в лабораторию и даже... открывает капот, чтобы подключиться к диагностическому разъему. После установки в салоне «автопилота» и присоединения шланга к выхлопной трубе человеку остается лишь изучать результаты измерений, выдаваемые в режиме реального времени на монитор персонального компьютера.Внешний газоанализаторЛаборатория «Хориба» в разрезе. Справа - башня-холодильник, слева собственно лаборатория, в подвале - газоанализаторы.88За рулем 8/2004 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛАЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВС ПРИЦЕЛОМ НА ЕВРО VТаким требованиям отвечает впускной модуль фирмы «Пирбург». Он впускает в цилиндры не только свежий воздух, но и часть отработавших газов. В отлитом из алюминия компактном корпусе, кроме каналов, расположены электроуправляемые дроссельная заслонка, клапан рециркуляции, байпасный клапан, а также охладитель, снижающий температуру отработавших газов на 200°С. Благодаря этому уменьшаются скорость сгорания смеси и температура в цилиндрах, что снижает содержание окислов азота в выхлопе. А вот при пуске, когда нужно максимально быстро разогреть нейтрализатор, байпасный клапан позволяет обойти охладитель. Это, однако, не все. Во впускных каналах модуля установлены электроуправляемые заслонки, позволяющие в зависимости от режима работы нужным образом «завихрить» газовый поток. Это уже заявка на экономию топлива - утверждают, что применение модуля может сократить аппетит мотора на 3%. Важное преимущество конструкции «все в одном» - минимум стыков с неизбежными прокладками и возможными утечками воздуха. Остается надеяться, что модуль, начиненный электроникой и механикой, будет «вечным» - ведь ремонт такого агрегата слишком дорог.Внутри алюминиевого модуля спрятаны: 1 - клапан рециркуляции; 2 - заслонки управления потоком газов; 3 - дроссельная заслонка; 4 - ребра охладителя; 5 - заслонка байпасного клапана. Все заслонки и клапаны укомплектованы моторчиками и электронР ными блоками управления.Тем не менее, обратного пути от сложного к простому, видимо, не будет: создатели модуля нацеливаются на выполнение не только норм Евро IV, но и Евро V, введение которых ожидается в 2009 году. Торопятся? Но как раз сейчас идут дебаты о введении «европятерки» с 2006 года...На правах рекламыОфициальные дилеры MITSUBISHI MOTORS:М осш : Рольф-Юг (095) 788-6262: Рольф-Диамант (095) 7В0-7788. Рольф-Вослж (095) 780-9000. Рольф-Центр (095) 780-7700; На Таганке (095) 792-5733. На Волоколамке (095) 193-5061. На Б Серпуховской (095) 109-9851. На Пресне (095) 255-0707 На Коломенской (095) 116-2022. В Крылатском (095) 505-9796. На Соколе (095) 721-3030: Санкт-Петербург: Ролаф-Карлайн (812) 320-0020, Радуга-Авто (812) 110-3242 Архангельск: Мартен-Авто (8182) 28-0395 Великим Новгород: Европа-Авто (81622) 7-2215 Волгоград: Аркон' (8442) 42-6472: Вологда: Мартен-Авто (8172) 21-5327 Воронеж: Мартея-Авто (0732) 39-2492: Ьсатермьбург: Сити Моторс (3431 37-00-132. Огами Моторс (343) 224-01-14; И нною : Риат (0932) 30-7771: Ижевск Ижавтогаэ (3412) 75-8798 Иркутск: Россо-Моторс (3952) 42-7282 Казань: Раиф-Центр (8432) 64-3204. П С (8432) 17-2252, Кемерово: Автосфера (3842) 25-9421 Киров: Мотор (8332) 51-5555. Краснодар: Модус (8612) 60-4160: Красноярск; Медведь (3912) 46-0562 Набережные Челны: "ТС (8552) 39-2525 Нижний Новгород: Ценгротех (8312) 24-1801: Новосибирск: Автоленд (3832) 722-000: Омск: Автоцентр Барс (3812150-2040. Оренбург: Автосалон 2000 (3532) 65-3192 Пенза: Сура-Моторс 8412) 49-7254. Пермь: УоалАвтоИмпорт (3422) 90-2900: Петрозаводск: СТК (8142) 79-7000 Ростов-на-Дону: Модус (8632) 71-2232. Рязань: Фест (0912) 34-5960. Самара: Самарск/е Автомобили (8462) 57-1536. Саратов: СарМоторс (8452) 52-7658; Сонм: Сочи АТО (8622) 59-4018: Ставрополь: Модус (8652) 28-2828, Сургут: Сибкар (3462) 23-02-02; Тольятти: Ориент-Моторс (8482) 35-7806 Томск: Автодоктоо (3822) 66-0177: Туга: Автокгасс (0872) 36-6362. Тюмень: Спецавтоцентр Антипино (3452) 39-7333: Ульяновск: Мотом (8422) 89-1969; Уфа: Снги-Моторс-Уфа (3472) 52-3027; Челябинск: Регинас (3512) 94-8616. Рольф-Прокат Москва (095) 768-6888 Рольф-Лизинг Москва (0951 785-1972Гарантия 3 года или 100000 кмDRrVEALIVE.RUwww.mrisubiahl-motors.ruЗа рулем 8/200489 ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯКАРАНДАШ СТРЕЛЯЕТ... ИСКРОИВосьмицилиндровыи двигатель «Порше-Кайенна» оснащен специально для него разработанной системой зажигания на основе «карандашных» модулей (Pencil-type). Целью было, прежде всего, разгрузить контроллер от множества выходных каскадов, в каждом из которых выделяется довольно значительная мощность. Силовые транзисторы решили перенести прямо на катушки зажигания, которые, в свою очередь, «сидят» непосредственно на свечах. Сложность заключалась в том, что двигателисты заложили в головке свечные колодцы диаметром всего 26 мм, а электрики настаивали на увеличении энергии искры минимум на четверть по сравнению с аналогами. Нынче не принято вести подобные узкоспециальные разработки самостоятельно. На то есть «профи» - например, фирма «Беру», которая и получила заказ. В результате появился необычный «стреляющий искрой карандаш», который герметично вставляют в отверстие клапанной крышки. Самое замечательное - на «Кайенне» с таким мотором замена свечей или модулязажигания становится простейшей операцией. Судите сами: достаточно отвинтить прямо снаружи единственный болтик Мб, и модуль можно вытащить. А за ним и вывернуть саму свечу. Правда, как утверждают на «Порше», делать это вряд ли придется - модуль и свечи супернадежны. Что же касается полученных параметров, они таковы: при токе в первичной цепи 15 А модуль развивает 31 кВ, длительность разряда 1,85 мс, ток искры 80 мА и ее энергия 65 мДж. Из такой искры пламя просто не имеет права не возгореться!Все очень просто и рационально. Но простота эта лишь внешняя. Внутри «карандаша», кроме «грифеля» помехогасящего резистора, масса деталей: 1 - втулка болта крепления; 2 - радиатор выходного каскада; 3 - электронный блок; 4 - сердечник катушки зажигания; 5 - первичная обмотка; 6 - замыкающий магнитопровод; 7 - демпфирующая шайба; 8 - помехогасящий резистор; 9 - силиконовый изолятор; 10 - вторичная обмотка.ИНОГДА ЛУЧШЕ ПАЯТЬ, ЧЕМ ВАРИТЬСправедливость этого тезиса, казалось бы, вызывает сомнения, когда речь идет о выпускном коллекторе. Однако фирма «Бойзен» освоила эту паяную деталь для автомобиля «Ауди» с 3-литровой наддувной «шестеркой» под капотом. Подтолкнул к такому необычному решению какраз турбонаддув. Дело в том, что внутренний сварной шов может иметь заусенцы, и если они оторвутся - повредят лопатки турбины, вращающейся с бешеной скоростью. Тогда ремонт влетит в копеечку! У коллектора фирмы «Бойзен» двойные стенки с воздушным проме-Конструкция коллектора: воздушный зазор между стенками труб нужен для поддержания требуемого температурного режима. 90 За рулем 8/2004Соединение с фланцами обеспечивает закладное кольцо из припоя (показано красным) и наружный паяный шов (зеленый).жутком. Соединение фланца и собственно трубы осуществляется, во-первых, с помощью кольца припоя, закладываемого внутрь при сборке. Заметьте, что припой не контактирует с выхлопными газами, но «схватывает» сразу обе стенки трубы. А, во-вторых, внешнюю стенку дополнительно припаивают к фланцу уже снаружи. Поскольку температура узла может достигать 700°С, речь о применении олова не идет, да оно и по прочности не подошло бы. Вероятно, используются составы на основе меди, но это только догадки - ноу-хау припоя держится в секрете, известен лишь результат. В этой технологической новинке интересны новые требования к точности изготовления деталей под пайку: допускаются отклонения не более ±0,1 мм! Немудреная с виду и не слишком ответственная деталь на деле совсем не проста и требует специальных технологий - такое нынче время! НОВИНКИ, ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯПомните сказку о том, как находчивый солдат сварил щи из топора? Нас в этой истории интересует сам топор, которому кипяток ничуть не повредил. Оказывается, в подобных условиях сегодня пытаются эксплуатировать... электронику. Более того, ее «жарят во фритюре» - ведь порой требуют устойчивости вплоть до 140°С! Примером может служить блок управления новейшей семиступенчатой коробкой передач «мерседесов», разработанный компанией «Сименс VDO». Раньше контроллер размещали гденибудь в салоне или в моторном отсеке. А значит, входные и выходные сигналы от коробки передач приходилось подавать через длинный многожильный кабель. Не забудем ио том, что коробка передач всегда несколько подвижна относительно кузова, поэтому жгут подвержен постоянным деформациям. Заманчиво разместить плату прямо внутри коробки (тогда число проводов изрядно сократится), где она надежно защищена от внешних воздействий. Кроме, конечно, масла, разогретого порой до тех самых 140 градусов. Ну и вибрации частотой до 300 Гц, и ускорение около 20g там тоже не редкость. Как же быть с пластмассовыми корпусами микросхем, ведь они выдерживают «лишь» 125°С? А никак, решили на «Сименсе», - оставим кремниевые кристаллы «голыми». И будем не припаивать их к алюминиевой основе, априклеивать особым клеем с добавками серебра. На пути разработчиков возникло немало трудностей и препятствий. Трансмиссионное масло, например, весьма агрессивно (тем более при высокой температуре) и охотно вступает в реакции со многими материалами электронных изделий. Тем не менее, задача решена - «электронная саламандра» уже доказала свою жизнеспособность.На правахрекламыСЛАБОАЛКОГОЛЬНЫЕ КОКТЕЙЛИ "ОЧАКОВО"КАПРИЗ*дЖИН* * * .тРЖАНИЕ АЛКОГОЛЯ 9% об.1шЗа рулем 8/2004 91