80
81
ТЕХНИКАГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ НА ВАЗ-2110С ОБЛЕГЧЕНИЕМ!СЕРГЕИ МИШИНГидроусилитель для «десятки» появился на свет давно. Автомобиль еще не встал на конвейер, а для него уже готовился новый рулевой механизм. Немецкая фирма ZFLS (ZF Lenksysteme GmbH) по техническому заданию ВАЗа явила на свет «двойню» - механический и гидравлический рулевые механизмы. Многие их элементы - картер механизма, чехол рейки, крепеж - были общими, не говоря о тягах рулевой трапеции, а вот начинка, конечно, различалась. Механический вариант сегодня хорошо известен владельцам «десяток». Его отличительные особенности - четыре оборота от упора до упора и рейка с переменным передаточным отношением. В середине оно примерно1/43 оборота вала руля на миллиметр хода рейки, а «по краям» увеличивается до 1/32 - с тем чтобы при больших углах поворота колес снизить усилие, требуемое для поворота баранки. Гидравлический механизм - более «короткий»: всего 2,8 оборота. Максимальное соотношение теперь в центре, но оно близко к механическому варианту 1/45 об/мм, чтобы руль не был слишком острым. А при больших углах поворота его можно «укоротить», чтобы делать меньше перехватов. ведь усилие все равно останется небольшим. Поэтому на краях соотношение уменьшено до 1/54. Предполагалось, что механику и основную часть гидравлики будут производить на ВАЗе, а самые сложные и ответственные узлы (гидронасос, распределитель и т. п.) - закупать у ZFLS. Собирать узел должны были на ВАЗе. Стендовые и дорожные испытания ГУРа дали положительные результаты, но тогда гидроусилитель заводчане отложили в сторонку. доведя до конвейера лишь «механику».^^^^^^^^=^^*^*Ы~ 1^Рулевой механизм с гидроусилителем в сборе. Картер, тяги, чехлы, крепления, многие детали начинки унифицированы с привычной «механикой».СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Сколько вы готовы доп латить за гидроусилитель руля на «десятке»?450360 270 180 90 0 90 180 270 360 450 540 Угол поворота шестерни рулевого механизма, град|3%более $500обойдусь без усилителяИзменение отношения хода рейки к углу поворота рулевого колеса для рулевого механизма с гидроусилителем и без него. Несмотря на разный характер кривых, в центре они почти совпадают - чтобы обеспечить оптимальное чувство дороги на высокой скорости (при небольших углах поворота колес).В 2001 году работу над узлом возобновили совместно с ООО «Рулевые системы», у которого уже был опыт общего с ZF производства гидроусилителя для «Нивы». А к концу 2003 года «десятки» с ГУР прошли сертификацию. Тогда же появились первые 3,5 тысячи «десятых» усилителей, собранных на ZFLS. С ними усилие на рулевом колесе при повороте колес на месте составляло 30-35 Н. Автомобиль с восьмиклапанным мотором может быть укомплектован гидроусилителем или кондиционером, на выбор. Более мощный мотор ВАЗ-2112 допускает их симбиоз. Первые товарные «десятки» с гидрорулями изготовили в апреле этого года, а с мая объем их выпуска поддерживается на уровне 300 машин в месяц. Устанавливают ГУР не где-то на стороне, а непосредственно на сборочном конвейере АвтоВАЗа. Правда, пока себе в убыток: комплект обходится производителю в 500 евро, а отпускная цена автомобиля возрастает на 300. Впрочем, покуда машина дойдет до покупателя, «цена вопроса» наверняка поднимется до тех же пятисот. Вскоре планируется сборка усилителей в Тольятти (естественно, совместно с «Рулевыми системами») 5-10 тысяч штук в год. Впоследствии годовой объем80За рулем 8/2004 ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ НА ВАЗ-2110Исполнительный механизм....и насос - производства ZFLS.Насос в сборе с кронштейном и шкивом.производства составит 50-200 тысяч комплектов. Но это возможно лишь при тесном сотрудничестве АвтоВАЗа, ZFLS и «Рулевых систем». Например, рейку (весьма сложное изделие) дешевле делать на ВАЗе. PC отвечает за изготовление бачка, шлангов, установочного комплекта и сборку гидроусилителя. А производство прецизионных узлов (насос и распределитель) останется за «Цанрад фабрик». В этом случае стоимость одного комплекта упадет примерно до 300 евро.«Десятый» ГУР устанавливается на те же места, что и «механика». Единственное внешнее отличие - с правой стороны к механизму пристыкован рабочий цилиндр с упрятанным внутрь распределителем. Насос унифицирован с тем, что обслуживает ГУР «Шевроле-Нивы» и ВАЗ-2120. Бачок - тоже от «Нивы», оригинальные лишь шланги и трубопроводы. Правда, есть одна тонкость, отличающая «десятый» механизм от «нивовского». В первом нет «отключения» (отсечки или сброса)давления масла при крайних положениях баранки. Потому, когда она повернута до упора в любую сторону, жидкость продолжает «работать», из-за чего усилитель слегка шумит. На «десятке» баранка довольно тяжела, особенно при парковке. А вот с «гидравликой» - совсем другое дело. Крутануть руль от упора до упора одной рукой -легко! И все-таки кажется, что усилие на «десятом» гидроруле совсем не намного, но больше, чем на «Шеви». Впрочем, быть может, такое ощущение - из-за иной посадки. Как и было обещано, в крайних положениях баранки гидроусилитель сопит, несколько пугая непривычного водителя. В остальном же работает безупречно. Разве что самовозврат руля в положение «прямо» после поворота не так активен, как на «механике», но управляемость от этого не страдает. Ставить точку на этой теме мы не собираемся. На очереди - сравнительный тест «десяток» с электрическим и гидравлическим усилителями руля. •На правах рекламы•У ССКИIМ АШИНЫЛидер на рынке коммерческих Лидер на рынке автобусовавтомобилейЛидер на рынке строительно-дорожнойтехники аппаратурыЛидер в производстве тяжелых силовых агрегатов и топливнойКрупнейшая жспозиция в Москве на выставках "MOTOR SHOW-2004" (Центральная площадь, Павильон 1) и "AUTOTRANS-2004" в Крокус-Экспо www. ruspromauto. г иЗа рулем 8/2004 81