284
285
286
«Лада-Революшн» - самая громкая премьера российского автоспорта. Этот ладный прототип на фоне европейских суперкаров, конечно, не чудо техники, но имя свое носит но праву. Только в силу иных, не связанных с конструкцией обстоятельств. О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ Нынешний автоспорт за рубежом - не просто многомиллиардный бизнес, а, если хотите, - составная часть национальной идеи. Кто не испытает гордости от того, что его страна строит самые быстрые и самые надежные автомобили! О производителях и говорить нечего - лучшую рекламу не придумаешь.284 За рулем 9/2004В лихие перестроечные годы нам*было не дорогой, достаточно быстрый кольцевой бодо того - ездили на чем бог послал. Но вре- лид, но такой, чтобы мог удовлетворить замена меняются, и вот АвтоВАЗ решил, нако- просы как неопытного, так и опытного нец, поддержать спортивную честь державы, спортсмена. Остановились на универсальЕсли все пойдет как задумано, то под «сере- ном шасси, которое без труда можно трансбряной ладьей» окажется не только подго- формировать в соответствии с подготовкой товка техники, но и новые соревнования гонщика. Предусмотрено три основные веробустройство гоночных трасс. Первым ша- сии: «Лада-Юниор» (RJ) с тюнинговым двигом после постройки в апреле этого года гателем ВАЗ-2112 мощностью 130л. с, «Ла«Лады» для кольцевых гонок стало создание да-Спорт» (RS) со специальной версией Национальной гоночной серии «Лада». восьмиклапанного 2111 в 160 л. с и «ЛадаСуперспорт» (RSS) с мотором 2112. заряРЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ женным до 215 л. с. Адаптация под конкретРазработку спортпрототипа вела группа спе- ный двигатель требовала соответствующих циалистов ОАО «АвтоВАЗ». Им предстояло регулировок ходовой, что и было заложено в «с листа» спроектировать современный, не- конструкцию. Таким был спортпрототип год назад. Современный автомобиль - на фото слева.Выставочный вариант кокпита (вверху) уступил место функциональному спортивному.Изобилие настроек в то же время создает золотой запас, который позволяет гонщику добиться преимущества над соперниками. как принято говорить, «при прочих равных условиях». Это тоже своего рода маленькая новация: аналогичные по цене моноклассы столь серьезных регулировок шасси не предлагают. В металл и пластик пока обращена лишь «промежуточная» версия RS, остальные - на листе ватманаДВИЖУЩАЯ СИЛАПосетители прошлогоднего Московского автосалона, впервые увидевшие тогда «ЛадуРеволюшн», наверняка отметят, что нынешние машины, сражающиеся на кольце, заметно отличаются от выставочного экземпляра. Причиной тому - рама, вернее, недочеты при ее проектировании. Выяснили это довольно быстро. Выставочное турне (Москва-Франкфурт-Лейпциг) спортпрототипа закончилось в октябре, когда российские кольцевые трассы уже погрузились в зимнюю спячку. Чтобы не потерять сезон, машину доводили на немецком «Нюрбургринге». Тест-пилот опробовал здесь болид в предельных режимах, и вот что выяснилось. Изза недостаточной жесткости рамы и несовершенной геометрии подвески машина нервно вела себя на прямой (в дальнейшем все это было подтверждено расчетами). Кроме того. форсированный «до предела» мотор оказался слишком мощным для данного шасси, а посадка пилота - чересчур высокой Вазовцы приняли меры - первый блин ведь всегда комом. Работы хватало: пришлось полностью переделать раму и подвеску, «зажать» двигатель. Рама потянула за собой изменения компоновки и внешнего вида Но старались не зря - в основном с недостатками удалось справиться. Окончательный вариант выглядит так. Основа автомобиля - пространственная рама из стальных цельнотянутых труб квадратного сечения. Это не только несущий элемент, но и каркас безопасности. Поскольку при омологации крэш-тест не предусмотрен, прочность конструкции подтвердили расчетами. За рулем 9/2004 285 СПОРТ итюнингТЕХНИКА ДЛЯ КОЛЬЦА: «ЛАДА-РЕВОЛЮШН»Подвеска колес с виду самая обычная: двойные поперечные рычаги спереди и «МакФерсон» сзади. Изюминка здесь - в обилии регулировок. Благодаря эксцентрикам, выкручиваемым опорам и элементам с изменяемой жесткостью подвеску можно настроить под любую трассу и стиль езды - хватило бы терпения и умения. Так называемую телеметрию (электронный комплекс, фиксирующий основные параметры работы) в базовой комплектации на машину не устанавливают - дорого. Однако места для крепления датчиков и размещения головного блока предусмотрены - плати и пользуйся. Как и было задумано, основная масса узлов и деталей на машине - отечественные. Исключение лишь те, что российские заводы не производят. Скажем, 17-дюймовые колеса - от тольяттинской фирмы «Слик», а покрышки на них - «Данлоп». В списке зарубежных комплектующих - тормозные механизмы, амортизаторы, сцепление, топливный бак, ШРУСы, руль, ремни безопасности, педальный блок и дисплей. Остальное делают в России - либо с нуля, либо на базе серийных изделий. Взять, к примеру, силовой агрегат. Здесь конструкторы использовали прежние наработки в постройке раллийных и кроссовых машин. Чтобы поднять обороты и снизить потери на трение, в двигателе заменили поршни, кольца и шатуны. Для лучшего наполнения цилиндров изготовили новый распредвал, доработали каналы в головке блока, увеличили размер тарелок клапанов, установили четырехдроссельную золотниковую систему управления впуском. Степень сжатия довели до 11,3. И это далеко не все. По причине возросшей теплонапряженности пришлось отказаться от прокладки головки блока (решение эффективное, но серийных перспектив пока не имеющее - слишком высокие требования к точности обработки поверхностей) и изменить систему смазки, добавив, в частности, форсунку для охлаждения днища поршня. Сама система - с сухим картером, исключающим масляное голодание. Разумеется, усовершенствовали и алгоритм управления двигателем. Результат- максимальная мощность 160-165 л. с, крутящий момент 168 Нм - впечатляет, но дается не даром. Стоимость готового мотора 5,8 тыс. евро, а ресурс до ревизии - порядка 700 км, то есть семь гоночных уик-эндов. Примерно столько же служит до переборки и коробка передач. Кулачковый секвентальный механизм (обеспечивающий последовательное включение) при грамотной эксплуатации весьма надежен. Теперь, наверное, самое примечательное: проба сил в разгаре. Гоночная «Лада» уже обживает российские трассы. В середине сезона на старте первого этапа чемпионата России было уже одиннадцать (!) машин. Революция началась!Предполагалось, что систему выпуска можно будет настраивать регулировочными шайбами. Но в варианте RS от этого отказались.Заднее антикрыло опустили ниже, сохранив тем не менее возможность регулировки.Зеркало заднего вида переместили на боковину кузова. Не столь красиво, зато практично.Шестнадцатиклапанныи ВАЗ-2112 планируют устанавливать в будущем, а восьми клапанный ВАЗ-2111 уже в деле. 286 За рулем 9/2004