85
86
87
89
90
92
ЗИМНИЕ ШИНЫБАЛЕТ НА ЛЬДУЛ"""ННа сей раз мы дополнили испытания новыми упражнениями. Главное нововведение - ледяной круг диаметром 100 метров. По времени его прохождения оцениваем боковые сцепные свойства шин. Упражнение выполняем дваСЕРГЕИ МИШИН жды. Первый раз - на грани срыва в занос, второй - с боковым скольжением, когда автомобиль удерживается на нужном радиусе подачей газа, то есть пробуксовкой колес. Разница между результатами двух упражнений, если она есть, показывает, насколько падает боковое сцепление колес при скольжении относительно движения на пределе. Следующее дополнение - оценка курсовой устойчивости на заснеженной дороге и на чистом асфальте. Уж очень по-разному ведут себя на них некоторые шины. И самое, может быть, важное - мы модернизировали систему подсчета для участия в общем зачете. В каждом упражнении, связанном с замерами, начисляются баллы, по сути проценты от лучшего результата, принимаемого за 100 процентов или 10 баллов. В остальных (оценочных) упражнениях работает та же десятибалльная система, что и ранее. Таким образом, за любой лучший результат начисляется до 10 баллов, за остальные пропорционально меньше. Общий зачет определяется суммироКроме того, оценим удобство управванием полученных баллов, умножене зря говорят - гром не грянет, мужик не перекрестится. Вот ио зимления автомобилем в повороте на поных на коэффициенты значимости. них шинах у нас зачастую вспомикрытии снег-лед, разгон и торможеВ каждом упражнении он свой, а их нают лишь в «день жестянщика». ние в тех же условиях, плавность хода сумма для всех упражнений равна 100. А не лучше ли заранее подготовиться и уровень внутреннего шума, проходиВ итоге максимум составит ровно 1000. к надвигающейся зиме? Если ваш зиммость в глубоком снегу, курсовую усДля тех же, кого наша система общего ний комплект шин пора уже менять - тойчивость автомобиля при скорости зачета не устраивает, мы приводим все полученные результаты и оценки. D эта публикация поможет верно сориен90 км/ч. тироваться при покупке нового. ПредВремя разгона, с лагаем результаты наших испытаний Снег Баллы 14 комплектов зимних шин - отечестNokian HKPL-4 9,2 372 венных и зарубежных - самой массовой 38,8 в России размерности 175/70R13. На сей раз у нас большая коллекция 36.8 новых зимних покрышек разных цено36.8 вых категорий и, конечно, не забыты 35.6 хорошо известные модели. А в дополнение - сравнение шипованных и неши32,0 пованных. Разумеется, все шины про40.0 шли обкатку в щадящем режиме, а при35,6 мерять их будем на вазовскую новинку - «Лада-Калина». 35,2 Напомним наши традиционные уп38.4 ражнения. 32.8 Замеры: тормозного пути на льду и снегу со скорости 50 км/ч, асфальте с 25,6 60 км/ч, торможение на юз; разгона с 25,6 места до 50 км/ч на льду и снегу с про29.2 буксовкой, при которой разгон наиболее эффеЕ<тивен; скорости выполнения «переставки» на укатанном снегу; расI I ! . . I I ' ходов топлива при 60 и 90 км/ч. 15 25 20/1За рулем 9/200485 ТЕХНИКАЗИМНИЕ ШИНЫ« С евер » С-140 Производитель - Уральский шинный завод, РоссияNordman АМТЕЛ. РоссияTaganka Snow queen М-264Произволитепь Московский шинный завод, РоссияI Максимальная скорость -160 км/ч (индекс «О») I Глубина рисунка протектора - 9,0 мм I Масса шины - 7,3 кг I Количество шипов - 104 I Выступание шипов - 0,5-2,0 мм I Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 650 руб I Соотношение цена/ качество - 1,0 В Рисунок протектора этих покрышек напоминает «третий Гиславед», только плечевые шашки мельче. Вероятно, под действием боковых сил в повороте они будут складываться. В Ошиповка могла бьпъ лучше - после обкатки разброс выступания шипов над протектором составил от 0,5 до 2,0 мм. • Продольные сцепные свойства шин - среднего уровня, но слабоваты проходимость и торможение на снегу При 40 км/ч на зимней дороге автомобиль проходит поворот по заданной траектории на пределе сцепления. •Ледяной круг на грани скольжения «Калина» на этих шинах держит неплохо, но стоит добавить газ, начинает рыскать это следствие некоторой податливости боковых шашек. То же самое происходит и на укатанном снегу при выполнении «переставки». • Комсрорт посредственный, в противовес - неплохая курсовая устойчивость на ассЬальте, средний расход топлива. О Неплохие разгон на снегу и курсовая устойчивость на асаильте, лучшее в тесте соотношение цена/качество 9 Самые низкие тормозные свойства на снегу, скромные боковые сцепные свойства на зимней дороге, никудышная проходимость^I Максимальная скорость - 190 км/ч (индекс «Т») I Глубина рисунка протектора - 9,9 мм I Масса шины - 6,8 кг I Количество шипов - 112 намеченных отверстий I Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 900 руб. • Соотношение цена/качество -1,34 В .(Северянин» в нешипованном варианте вряд ли соответствует своему названию. Со снегом еще кое-как справляется, но на льду просто беспомощен. Троганье, разгон, торможение и прохождение поворотов в гололед - проблема для этих шин. В На ассральте из достоинств только умеренный расход топлива и неплохой кома>орт Торможение требует аккуратности - при срыве в юз тормозной путь самый большой среди всех участников теста. Ш Неплохой показатель цена/качество справедлив лишь для неошипованной версии. С шипами же он может существенно измениться в ту или иную сторону. • Надеемся, что ошипованными эти покрышки поведут себя лучше А без «когтей» их лучше не использовать, поскольку исключить гололед зимой в средней полосе России довольно трудно. «2 Высокая курсовая устойчивость на заснеженной дороге, хорошие боковые сцепные свойства на снегу и топливная экономичность. 9 Плохие «тормоза» на асфальте, очень низкие сцепные свойства на льду, слабое управление торможением и разгоном.I Максимальная скорость - 190 км/ч (индекс «Т») I Глубина рисунка протектора - 9,1 мм I Масса шины - 6,5 кг I Количество шипов - 120 намеченных отверстий I Особенности - направленный рисунок протектора 1Цена в Москве - 1000 руб. I Соотношение цена/качество -1,35 • Новая «снежная королева» выполнена из более мягкой, чем прежде, резины По нашим ощущениям, это дало неплохие результаты - «Калина» хорошо управляется на снегу и льду. К тому же легко дозировать разгон и торможение Еще в активе - хорошая курсовая устойчивость на заснеженной дороге, средние показатели на снегу и бережное «отношение» к бензину. В Кроме того, «снежная королева» - самая легкая среди участниц теста шина. Это отчасти объясняет очень хорошую топливную экономичность. В Тем не менее, проходимость - один из наиболее востребованных показателей зимних шин за пределами больших городов и федеральных дорог - довольно слабая 8 Шины весьма шумные - гудят даже на небольших скоростях Но самое слабое их место - поведение на льду Оно и понятно - шипов-то нет Считаем, что потенЕЕиал у «королевы», если ее грамотно ошиповать, есть. J Неплохая курсовая устойчивость на заснеженной дороге, высокая топливная экономичность, хорошая управляемость автомобиля на зимней дороге. 9 Самые слабые «тормоза» и боковые сцепные свойства на льду, низкая проходимость, повышенный уровень шумаТормозной путь (50 - 0 км/ч), м Снег Mokiati HKPL-4 Баллы 90 Лед Nokian HKPL A Lommenia Winter Viki bis avi-.i Nord Frost 3 Баллы 93Тормозной путь (60 - 0 км/ч), м Асфальт Nokian HKPL-4 connnentai Winter Vikino 1 BSEaverj Nord Frost 3 Баллы 72.0 70,4 73,6 75,2 71,2 68,8 72,8 70,4 68.8 80,0 75,2 72,8 68,8• Север» C-14071,2 81.Ш..!..1'11.|М!А,!1Д!ЯВЯ%1I ' 202530I 1520I 2586За рулем 9/2004 ЗИМНИЕ ШИНЫFalken HS-411 EurowinterПроизводитель Япония«Кама-218»Производитель Нижнекамский шинный завод. РоссияFalken Espia ЕР-01Производитель - Япония778,4 баллаМаксимальная скорость - 160 км/ч (индекс «Q») В Глубина рисунка протектора - 9,5 мм В Масса шины - 7,7 кг В Количество шипов - 90 В Выступание шипов - 0,7-1,1 мм В Цена в Москве - 1850 руб. В Соотношение цена/качество - 2,38 8 Шипы на «Фалкене» почти заподлицо с протектором, поэтому «японец» лед не любит. Троганье затруднено, скольжения затянуты. Во всех ледяных упражнениях позади разве что нешипованные, и то не все. Впрочем, и на снегу шина не блещет В На асфальте «Фалкен» хорош курсовой устойчивостью и тормозами. Не шумит, но на дорожных неровностях склонен к прыгучести. Такие шины подойдут для городских улиц, очищенных от снега и льда, и очень неспешного движения по зимникам. J Хорошая курсовая устойчивость на асфальте, малый шум. 9 Самое плохое торможение на льду среди шипованных шин, низкое боковое сцепление на зимней дороге, высокий расход топлива. I Максимальная скорость -190 км/ч (индекс «Т») I Глубина рисунка протектора - 9,4 мм I Масса шины - 7,2 кг I Количество шипов - 128 I Выступание шипов - 1,4 мм I Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве — 1100 руб. В Соотношение цена/качество- 1,39 ВВ торможении на льду «Кама» обыграла всех, но на скользком покрытии не все так безоблачно: в быстром повороте снос может смениться резким прогрессирующим заносом и тогда «поймать» автомобиль будет очень сложно. В Хорошее торможение на асфальте, зато на снегу- одно из худших. По остальным зимним показателям - средние значения, а проходимость и вовсе провальная. На асфальте «Кама 218» «плавает», гудит, да и расход топлива великоват. v) Самое лучшее торможение на льду и асфальте, хороший разгон на льду. 9 Плохая проходимость, низкая курсовая устойчивость на асфальте, очень высок шум, повышенный расход топлива. I Максимальная скорость -160 км/ч (индекс «Q») I Глубина рисунка протектора - 9,3 мм I Масса шины - 7,2 кг I Цена в Москве - 1600 руб. I Соотношение цена/качество - 1,99 В Эти японские шины создали здоровую конкуренцию известному земляку «Бриджстоун-Близзак» Выиграли у него разгон на снегу, но проиграли торможение. На льду позеоляют небольшую пробуксовку, что не характерно для таких шин. В Зато оказался лучше своего шипованного родственника: заметно экономичнее, лучше по боковым сцепным свойствам на снегу, а главное, на льду! В А вот на асфальте заметно проиграли «шиповкам» по торможению и курсовой устойчивости. Впрочем, чудес не бывает, такие недостатки традиционны для хороших нешипованных покрышек. J Хорошая топливная экономичность, низкий уровень шума, интенсивный разгон на снегу. 9 Слабые торможение и курсовая устойчивость на ас фальте.УЗНАЙ АДРЕС БЛИЖАЙШЕГО МАГАЗИНА777-48-48 WWW.RALF.RU ЗИМНИЕ ШИНЫMichelin Ivalo (2)Производитель Франция«Медведь» Я-670Производитель Ярославский шинный завод, РоссияBridgestone Blizzak WS-50Производитель Япония804 баллаI Максимальная скорость - 160 км/ч |индекс «Q») I Глубина рисунка протектора - 9,5 мм I Масса шины - 8,2 кг - самая тяжелая! I Количество шипов - 90 I Выступание шипов - 1,3 1,5 мм I Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 2400 руб. I Соотношение цена/качество - 2,98 В Обновленная модель «Ивало», что так и не отмечено в названии. Довольно ровные по всем показателям шины (за исключением слабого продольного сцепления на снегу), но со своеобразным характером. В На чистом льду держатся заметно уверенней, чем на слегка припорошенном снегом или ледяной крошкой. На грани скольжений работают гораздо надежнее, чем при проскальзывании. 8 скользком повороте переднеприводная «Калина» ведет себя традиционно: легкий занос, переходящий в срыв всего автомобиля Если добавить газ при буксовании, наступает снос передка, а в рыхлом неглубоком снегу возникает резкий занос. В Отметим хорошее поведение на асфальте при движении с высокой скоростью. Плавность хода хороша лишь на малой скорости, при ее увеличении автомобиль начинает прыгать на неровностях Средний шум на асфальте заметно увеличивается при езде накатом и торможении - видимо, в такие моменты ламели раскрываются и «поют» во весь голос J Высокие поперечные сцепные свойства на льду при дни же нии внатяг, относительно ровная по всем показателям шина. 9 Малы продольные сцепные свойства на снегу, невысокая проходимость, слабые «тормоза» на асфальте.827,7 баллаI Максимальная скорость - 160 км/ч (индекс «Q») В Глубина рисунка протектора - 9,7 мм В Масса шины - 7,7 кг В Количество шипов - 128 В Выступание шипов - 2.0-2,2 им В Особенности - направленный рисунок протектора В Цена в Москве - 1200 руб. В Соотношение цена/качество -1,45 В Этот «Медведь» очень неплох на снежной дороге, еще лучше на льду - в боковом направлении цепляется лучше всех, причем одинаково уверенно на грани скольжений и при интенсивной пробуксовке. «Калина» на нем в скользких поворотах ведет себя вполне предсказуемо, заноса почти нет. Глубокий снег лучше преодолевает с разгона или с пробуксовкой пюбой интенсивности. Но зто - особенности шин. В А замечания касаются, в основном, асфальта. Шины шумят, правда, чуть тише, чем «Кама», и машина на них «плавает», требуя постоянного подрупивания. Кроме того, высок расход топлива. Тем не менее, эта ярославская шина - чемпион в трех упражнениях: разгон на льду, время прохождения ледяного круга внатяг ис пробуксовкой лучшие среди всех участников нашего теста. К тому же соотношение цена/качество весьма привлекательно. Шины больше подойдут тем. кому приходится ездить по снегу и льду чаще, чем по асфальту. 9 Отлично держатся на льду, хорошее продольное сцепление на снегу. 9 Нет должной курсовой устойчивости на асфальте, излишний шум, высокий расход топлива.836,5 баллаI Максимальная скорость - 160 км/ч (индекс «Q»l I Глубина рисунка протектора - 10,0 мм I Масса шины - 6,7 кг I Количество шипов - нет I Цена в Москве - 1880 руб. I Соотношение цена/качество - 2,25 В «Близзак», как водится, вплотную приближается к хорошим шипованным покрышкам. Более высокие места в нашем тесте достались исключительно «шипам», к тому же существенно более дорогим и уступающим «Близзаку» ценой/качеством. В продольном направлении (торможение на юз и разгон) шины даже на льду выгпядят весьма достойно. Хотя наиболее эффективны, как и все нешипованные, на грани блокировки. В Слабое место - скромные боковые сцепные свойства на льду, ухудшающиеся при переходе в скольжения. В На заснеженной дороге поведение вполне пристойное, за исключением глубокого снега - в нем машина идет не совсем уверенно. В Курсовая устойчивость на асфальте - без замечаний, хорошая реакция на повороты руля, несмотря на наличие многочисленных ламелей на шашках протектора. Ахиллесова пята шин - интенсивное торможение на асфальте При блокировке колес тормозной путь замелю увеличивается 0 Очень хорошие тормозные свойства на снегу, высокая топливная экономичность, хорошая курсовая устойчивость на асфальте. 9 Вялый разгон на снегу, недостаточное торможение на асфальтуВремя прохождения ледяного круга внатяг, с(Время прохождения ледяного круга с буксованием, с Скорость при «переставке» на раскатанном снегу, км/чЗа рулем 9/200489 ЗИМНИЕ ШИНЫPirelli Winter CarvingПроизводитель ИспанияGoodyear Ultra Grip 500 Производитель ТурцияGislaved Nord Frost 3Производитель ГерманияI Масса шины - 6,8 кг I Количество шипов - 90 I Выступание шипов -1,2-1,3 мм I Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 2175 руб. I Соотношение цена/качество - 2,60 • «Карвинг» несколько противоречив: отличные разгон на снегу и курсовая устойчивость на снегу и асфальте, но скромные продольные сцепные свойства на льду и невысокий уровень комфорта 8В скользком повороте «Пирелли» срываются неожиданно резко, долго скользят, а затем очень резко восстанавливаются. Считаем эти покрышки предпочтительней для асфальтово-снежных условий. J Отличный разгон и хорошая курсовая устойчивость на снегу, превосходная на асфальте. 9 Жесткие и шумные, резкие срывы в скольжениях и еще более резкое восстановление, слабое торможение на асфальте.I Масса шины - 7,2 кг I Количество шипов - 90 I Выступание шипов - 1,0-1,3 мм I Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 2260 руб. I Соотношение цена/качество - 2,66 ВУ «Гудьира» отменное торможение на любом покрытии, хорошее сцепление в ледяных и снежных поворотах Однако уверенный разгон на снегу и льду возможен только внатяг. • На льду и снегу резкие срывы и восстановления. Зато на уплотненном снегу «Калина» на них понятна и предсказуема. 8 На снежной каше и рыхлом снегу автомобиль заметно рыскает - ощущения не из приятных. На асфальте вялые реакции на руль, хоть и небольшой, но назойливый шум. J Экономичная, хорошо противостоит боковому скольжению на льду, обладает хорошей проходимостью. 9 Рыскает на заснеженной дороге, недостаточно эффективный разгон на снегу, шум неприятной тональности.I Масса шины - 6,8 кг I Количество шипов - 90 I Выступание шипов -1,7-1,9 мм I Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 2320 руб. I Соотношение цена/качество - 2,69 В «Третий Гиспавед», в свое время лидер среди зимних шин, все еще остается очень сильным конкурентом. • У шины, как иу любой, свой характер. На снегу поворачивает чуть лучше, чем разгоняется и тормозит, на льду же более уверенно останавливается и меняет курс, чем разгоняется. 8 На асфальте на этих шинах вполне комфортно, шипы слышны при скорости ниже 60 км/ч, хорошая плавность хода, руль слегка вялый, расход топлива - средний. J Хорошие боковые сцепные свойства на снегу, курсовая устойчивость на заснеженной дороге и плавность хода. 9 Вялый рупь на асфальте, посредственная экономичность.На правах рекламы90За рулем 9/2004 ТЕХНИКАЗИМНИЕ ШИНЫContinental Winter Viking 1Производитель - ГерманииNokian Hakkapeliitta 4Производитель - Ф инляндияРасход топлива на V передаче60 км/ч, л/1 00 км 90 км/ч, л/100 км Баллы 19,6 19.4 19.1 20 18,91М• 18,4 19,1885,9 баллаI Максимальная скорость- 160 км/ч (индекс «Q»| • Глубина рисунка протектора - 10,0 мм Ш Масса шины - 7,0 кг Ш Количество шипов - 90 Ш Выступание шипов - 1,3-1,4 • Цена в Москве - 2320 руб. I Максимальная скорость - 190 км/ч (индекс «Т») I Глубина рисунка протектора - 9,1 мм I Масса шины-7,0 кг I Количество шипов - 9020 18,6 '18.2 1W 19,6 19,1ммI Выступание шипов - 1,6-1,8 мм I Особенности - направленный рисунок протектора I Цена в Москве - 2600 руб. I Соотношение цена/качество - 2,89 • Почти по всем показателям только отличные и хорошие результаты. Сбалансированные сцепные свойства, проходимость и топливная экономичность. «Калина» на этих шинах хотя и обретает склонность к легкому заносу, одинаково уверенно ведет себя на заснеженной, обледенелой и чистой асфальтовой дороге. • Недостатков практически нет, есть замечания. В поворотах отмечена несколько замедленная реакция автомобиля на поворот руля. При переходе в скольжение срывы слегка затянуты. На льду и снегу сцепные свойства на грани срыва выше, чем при буксовании или блокировании колес. Шум пульсирующий, наибольший при 80-85 км/ч. Ш Очень хорошая зимняя шина для любой зимней дороги, особенно заснеженной. <*Е Самые лучшие «тормоза» и боковые сцепные свойства на снегу, отличные проходимость и курсовая устойчивость на заснеженной дороге. в Для дорогой шины довольно средние комфорт (шум и плавность хода) и торможение на асфальте.• Соотношение цена/качество -2,62 • Особенность шин - в сочетании очень хороших «снежных» и «ледяных» свойств. Отличная разгонная и тормозная динамика на любой зимней дороге (исключение - относительно слабое торможение на ассральте!. Прогнозируемая управляемссть на любом, в том числе смешанном покрытии. Ш В рыхлом снегу и на асфальте «Калина», обутая в эти шины, слегка «плавает» на прямой, но руление не вызывает проблем. Тормозить на асфальте в аварийных ситуациях лучше на грани юза, иначе тормозной путь заметно увеличивается Комфорт почти без замечаний. • «Конти» обеспечат уверенное движение по любым зимним дорогам. Для потребителя шины просто находка: при ненаправленном протекторе нет нужды думать о левых и правых колесах, да и запаска подойдет на любую сторону. •J Самые высокие боковые сцепные свойства на льду и очень хорошие на снегу Лучшие разгон и управляемость автомобиля на снегу. в Весьма умеренные «тормоза» на асфальте, посредственная курсовая устойчивость на заснеженной дороге и асфальте1 4,75,7Вместе с автором испытания шин проводили Валерий ПАВЛОВ, Андрей ОБРАЗУМОВ, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Антон АНАНЬЕВ.Редакция благодарит за техническую поддержку толъяттинскую фирму «ВОЛГАШИНТОРГ», шинные компании «БРИДЖСТОУН», «ПИРЕЛЛИ», «ГУДЬИР», «НОКИАН», «МИШЛЕН», «КОНТИНЕНТАЛЬ», «ФАЛКЕН», «СИБУР-РУССКИЕ ШИНЫ», АМТЕЛ, «МОСКОВСКИЙ ШИННЫЙ ЗАВОД», «НИЖНЕКАМСКШИНА», а также сотрудников автополигона НТЦ ВАЗа.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ Какие шины вы планируете использовать предстоящей зимой?| ТАБЛИЦА ОЦЕНОКУправляемость автомобиля •а скользкой дороге Nokian HKPL-4 Continental Winter Viking 1 Gislaved Nord Frost3 Goodyear Ultra Gnp500 Pirelli Winter Carving Bridgestone BlinakWS-50 «Медведь» Я-670 Michelin Ivalo Falken Espia EP-01 «Кама-218» Falken HS-411 Eurowinter Snow queen M-264 Nordman Север» С-140 Коэффициент значимости 8 64 9 72 7 56 6 48 6 48 6 48 7 56 6 48 6 48 7 56 7 56 8 64 2 16 4 32 Управление тормо- разгоЖсННСМ ном 8 48 8 48 8 48 7 42 8 48 9 54 7 42 7 42 7 42 7 42 5 30 7 42 3 18 4 24 9 36 8 32 8 32 7 28 7 28 7 28 7 28 7 28 7 28 8 32 5 20 6 24 3 12 4 16 Комфорт шуи 6 18 7 21 7 21 7 21 5 15 9 27 4 12 6 18 8 24 398 24 5 15 7 21 5 15 плавность хода 6 12 8 16 8 16 7 14 5 10 7 14 7 14 6 12 7 14 6 12 6 12 7 14 7 14 5 10 Курсовая устойчивость Проходимость в глубоком на заснеженной н асснегу дороге фаяые 10 30 7 21 8 24 7 21 8 24 6 18 7 21 7 21 6 18 7 21 5 15 8 24 9 27 6 187 426 36 7 42 7 42 9 54 8 48 3 18 7 42 5 30 4 24 8 48 7 42 7 42 7 429 728 64 7 56 8 64 6 48 7 56 7 56 5 40 6 48 3 24 5 40 4 32 5 40 3 24шипованные зимние нешипованныеуниверсальные 3% буду ездить на летник864323S892За рулем 9/2004