146
148
150
ТЕХНИКАI III i Ш. ТВ ДАЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО АВТОРАif itl CbМЕЛОЧАМИ(Scania К94). Вместе с ним - проверенные силовой агрегат, мосты, рулевое управление, даже пара топливных баков на 465 литров. Не надо ломать голову над приводом «коробки», передачей управляющих воздействий от педалей. Скандинавы предлагают несколько отработанных конструкций: привод газа - электрический или электронный, у коробки передач - тросовый или электрический, тормоза - барабанные или дисковые. Российские инженеры готовы донести до потребителя любой вариант. Конечно, готовое шасси - еще не автобус. Конкурентоспособная машина, завоевавшая титул лучшего автобуса 2003 года в России, потребовала нескольких лет кропотливой работы конструкторского коллектива. Его богатый опыт в создании оригинальных кузовов позволил построить каркас, обладающий необходимой жесткостью и при такой же массе, как у современных европейских аналогов. Он изготовлен из низкоуглеродистой марганцовистой стали с высокой коррозионной стойкостью.ля автобуса, особенно туристического лайнера, понятие «серийный» - весьма относительно. Крупные производства ведут счет на сотни таких машин в год, средние - на десятки, но даже дюжина уже не мало. Хотя «Волжанин-5285» увидел свет в 2001 году ик сегодняшнему дню около 40 таких машин уже эксплуатируется в разных городах страны, формальный повод для встречи - начало серийного выпуска.МОДЕЛЬ 5285.01«ВОЛЖ АНИН-5285.01»• Туристический автобус дебютировал в 2001 году, к началу серийного выпуска в 2003-м был модернизирован. • С 2003 года вьЕпускается на шасси Scania К94 с 6-цилиндровым рядным дизелем 9 л, 221 кВт/300 л. с. и 7-ступеЕнчатой механической коробкой передач. • Производится вг Волжский Волгоградской области. До конца 2004 года должно быть выпущено 120 машин, в планах на предстоящий год - 250 Eur. Цена в ЕЕОЛНОЙ комплектаЕ^и - около $190 тыс.Конструкторы редко упускают возможность добавить что-нибудь к облику машины перед ее постановкой на поток. Как художники, они вносят в свою работу последние штрихи. Здесь обивочку поярче, там - подлокотничек пошире. Но бывает, мелочами не ограничиваются. При подготовке к производству «Волжанина» инженеры «слегка» поколдовали над кузовом, заменили шасси вместе с силовым агрегатом (!), создали новый дизайн приборной панели, переработали систему вентиляции, улучшили отделку салона, увеличили емкость багажных отсеков. Наверное, дальше продолжать не стоит. Понятно, что несмотря на знакомый внешний вид и прежний индекс (добавили лишь номер модификации «01»), перед нами, по сути, новая машина. На смену венгерским мостам «Раба» (Raba) пришло полностью укомплектованное самоходное (на нем водитель въезжает в цех) шасси «Скания-К94»146За рулем 9/2004 ТЕХНИКА«ВОЛЖАНИН 5285.01» • Общие данные Размеры, мм: длина ширина высотаНАШЕЗНАКОМСТВО:ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ12 000 2550 3500(с кондиционером)Вместимость, чел Объем багажных отделений, м 3 : без туалета и спального места с туалетом и спальным местом Полная масса, кг Макс, скорость, км/ч Расход топлива при скорости 90 км/ч, л/100 км • Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3МОЕЦНОСТЪ, КВТ/Л. С.469,5 7,6 18 500110около 33 Scania DC903, Euro IIIР6 128974 221/300 1900 1400 1100-1300при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин • Трансмиссия Приводна задние колеса, механический, с одним карданным валом Scania GR 801R, механическая, 7-ступенчатаяКоробка передач • Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Шинызависимая, пневматическая зависимая, пневматическая ZF с гидравлическим усилителем пневматические, привод Wabco барабанные или дисковые барабанные или дисковые Michelin, 295/80R22.5Дизайн новой комбинации приборов российский, начинка иностранная. Кресла водителя на выбор: немецкое «Граммер», турецкое «Пилот» или аналогичное им по конструкции «Павлове Сельхозтехника». Из недостатков можно отметить сдвинутый назад рычаг переключения передач. Из достоинств - удобное расположение органов управления вокруг водителя: основные - под рукой, второстепенные - далее по окружности влево или вправо.Рядом с правойНесмотря на внушительный список импортных комплектующих - систему кондиционирования «Термо Кинг», мощные отопители салона «Эбершпехер» (в том числе автономный), пневматический привод тормозной системы «Вабко», многое доверили делать российским предприятиям. Стеклопакеты, привод дверей, часть светотехники, элементы приборной панели. Наконец, высококачественные материалы в отделке интерьера тоже наши, хотя некоторые и выработаны по зарубежной технологии. Особое внимание - комфорту. По желанию заказчика на «Волжанин5285.01» установят туалет, холодильник, бойлер, видеосистему, оборудуют спальное место водителя. Ну а индивидуальные климатические блоки над сиденьями, откидные столики и аудиосистема входят в стандартное оснащение. ТЕХНИКУ - ЛЮДЯМ Путешествуя по стране, нетрудно заметить, что основной междугородный авто148 За рулем 9/2004смиссионным то оторыи может п ляться вместе с шасси. Здесь тормоз гидравлического типа, имеет как автоматический режим включения (при отпускании педали газа), так и ручной.^чя•1гсКресла пассажиров умеют не только откидывать спинки. Они оборудованы полностью опускаемыми подлокотниками и при желании могут выдвигаться на 80 мм в проход. Одно из важных изменений в конструкции, подоспевшее к началу серийного выпуска машин, - пантографный механизм крышек багажных отсеков. Загружать трюм удобно, даже если автобус остановится близко к стене или к припаркованным у обочины автомобилям.АЯ ТЕХНИКАНАШЕ ЗНАКОМСТВО: «ВОЛЖАНИН-5285.01» Боковина кузова цельнотянутая (один огромный лист), но и мелких деталей хватает. Для «Волжанина» их раскраивают лазером - так точнее и отходов меньше.ЛШасси туристических и междугородных автобусов «Скания-К. . ву претендуют на титул самых популярных: с 1980 года по всему миру собрано тысяч лайнеров. Их комплектуют рядными 6-цилиндровыми двигателями рабочим объемом 9, 11 и 12 л мощностью от 300 до 420 л. с. с моторным тормозом или без него. На выбор несколько коробок передач: автоматическая 5-ступенчатая или механические 7- и 8-ступенчатые; с гидравлическим трансмиссионным тормозом (тормозной момент до 3000 Нм) или без такового. Механические коробки передач могут оснащаться системой автоматического переключения «Оптикруиз» (Opticruise). бус - «бэушный», импортного производства, как минимум 5-7 лет от роду. Он еще имеет неплохой остаточный ресурс, предлагает почти современный уровень ком<рорта, но главное - относительно недорог, как правило, менее $100 тысяч. В каком-то смысле это отправная точка для небогатых перевозчиков. На другом полюсе - несбыточная мечта: современный лайнер, топ-модель на европейском рынке. С независимой передней подвеской и почти идеальной развесовкои по осям, раздельным климат-контролем для пассажиров и водителя и электронно-управляемой пневматической подвеской, что умеет приседать (на нос или правый борт) для удобства посадки-высадки пассажиров. Уровень шума в салоне таких машин 65-67 дБ. Не каждый легковой автомобиль представительского класса может похвастать таким акустическим комфортом. Отменная аэродинамика обеспечивает расход топлива 22-25 л/100 км (при 100 км/ч)... А теперь опустимся с небес на землю. Цена таких автобусов может достигать $350—400 тыс. Даже для экономически развитых стран сумма великовата, поэтому в производственной гамме строителей автобусов всегда найдутся более приземленные модели - за $250-300 тыс. В самые крупные промышленные группы входят заводы стран Восточной Европы - их продукция еще доступнее.и«Волжанин-5285.01» заполняет брешь между старыми «иностранцами» и новыми европейскими машинами. Его сегодняшние покупатели - крупные российские компании, в том числе транспортные. Но маркетологи рассчитывают, что заводу удастся привлечь внимание и мелких перевозчиков. Для этого припасен еще один козырь. ФИРМЫ ГАРАНТИРУЮТ У нас уже собирают «Мерседес» и «Сканию», проявляет деловую активность «Ирисбус», хорошо известны входящие в эту группу «Кароса» и «Икарус». Складывается ситуация, когда не только иностранцы нужны нам, но и, наоборот, - наши производители нужны иностранным компаниям! Это весьма полезное обстоятельство помогло однажды ЗАО «ВАП «Волжанин» и фирме «Скания» найти друг в друге стратегических партнеров. Кажется, свершилось невозможное: автобус российского производства будет обслуживаться не только на собственном сервисе, но и на фирменных станциях «Скания». Их около двадцати в разных городах России, готовых выполнить любые (!) гарантийные работы, причем весьма квалифицированно. Но и это еще не все прелести сотрудничества. Через сбытовую сеть шведской фирмы автобус будет и продаваться. А это означает доступность фирменной лизинговой системы, способной в корне изменить подход небогатых российских перевозчиков к покупке машин. •tг.-. • t. 150,За рулем 9/2004