234
236
МАТЕРИАЛЫ: СВАРОЧНЫЕ СТЕРЖНИОГОНЬКА НЕ НАЙДЕТСЯ?ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВПять лет назад мы опробовали способ сварки, не требующий специального оборудования - стержнями «Оксал» (ЗР, 1999, № 2). Технологии не стоят на месте, появились новые разработки. Теперь подобными способами можно надежно соединять не только черные, но и цветные металлы, а также нержавеющую сталь. Конечно, если под рукой всегда есть ацетиленовая горелка, никакие сварочные карандаши не нужны. Ну, а как нет? Кроме «Оксала», российское предприятие «Велд Форс» выпускает стержни «Шквал» - меньших размеров, но достаточно эффективные. В зависимости от используемых присадок можно получить шов на основе «синтезируемого сплава» двух видов - МЕЗДно-никелевого (белого) или медно-железного (оранжевого).Стержень - бумажная трубка диаметром 11-15 мм и длиной 100-150 мм, заполненная термитным составом, оксидами металлов и флюсами. Картонную упаковку используем как держатель стержня при сварке. Во время термической реакции оксиды восстанавливаются до исходных металлов и смешиваются с расплавом соединяемого металла под флюсом. После остывания образуется прочноеСтержни «Шквал» - меньшие, «Оксал» - побольше. 234 За рулем 9/2004Зажигательное начало. МАТЕРИАЛЫ: СВАРОЧНЫЕ СТЕРЖНИСтальной лист толщиной 0,8 мм внахлест.Оранжевый шов - на «троечку».Полоса, рассеченная резаком «Оксал-2у».соединение типа твердой пайки для стальных деталей или сварки для цветных металлов. Несомненное преимущество такой технологии - простота. В дополнение к стержням нужны только спички или зажигалка, темные очки (достаточно плотных солнцезатдитных) и рукавицы.ОПРОБОВАННЫЕ СВАРОЧНЫЕ СТЕРЖНИ нм стержня • «Шквал» 1110 - пайка - сварка стали толщиной 0,8-2,0 мм, сварка меди (медно-железный шов) 1150 - пайка - сварка стали толщиной 2,0-4,0 мм, сварка меди (медно-железный шов! 2110 - пайка - сварка стали, нержавеющей стали толщиной 0,8-2.0 мм (медно-никелевый шов) 2150 - пайка-сварка стали, нержавеющей стали толщиной 2,0-4,0 мм (медно-никелевый шов), возможна ззделка трещин в чугунных деталях • «Оксан» 5156 («0ксал-2у») - резка металлов: стальных пластин толщиной до 10 мм, прутка диаметром до 20 мм 2115 - пайка-сварка стали, нержавеющей стали толщиной 1,0-1,7 мм (медно-никелевыйиюв) в упаковкеРУ«.Зшт.170Зшт190Зшт.190Зшт2001 шт.1201 шт.120Недостаток - обилие дыма, за которым скрывается место сварки. Зажгли и тут же образуется непроницаемая дымовая завеса! Стержень сгорает за 15-20 с, выделяя весь запас скрытой теплоты: чуть «не угадал» - получишь непровар шва или прогорят соединяемые детали. Вот почему при выборе стержней необходимо учитывать мощность термического состава и подбирать их сообразно толщине соединяемого металла - от 0,8 до 4 мм. Длину шва, по мере обретения навыка работы, можно довести до 100 мм. Нам опыт прошлых лет помог мало: при экспериментах с новыми типами стержней первый блин вышел комом. Пытаясь соединить два стальных уголка 40x40 мм, неправильно наклонили стержень и за дымком очень быстро превратили 200 руб. в «слезы» (фото 4). Повторили попытку (фото 5) на ветру - только теперь получилось хорошо. Стальные листы толщиной 0,8 мм соединяли внахлест (<J>OTO 6). Начали работать медно-никелевым составом «за здравие», закончили... прогаром металла. Тонкий лист, как это случалось и раньше, при остывании шва сильно покоробило. А вот болт к листу приварился весьма убедительно. Огненную струю стержня направляли в основном на головку болта.На фото 7 показано соединение деталей медно-железным сплавом. Шов оранжевый. Но отсутствие навыка и избыток дыма вылились в типичную ошибку: часть шва не получилась. В заключение мы проверили эффективность стержней для резки металла «Оксал-2у». Энергии, выделяющейся при горении такого стержня, достаточно для резки стального листа толщиной 10 мм или прутка диаметром 20 мм. Мы легко перерезали стальную полосу толщиной 8 мм и шириной 30 мм, причем стержня хватило бы еще миллиметров на 10. Хороший результат. Но такое качество резки вызвало и опасение у коллег - ведь этим стержнем можно срезать замки и петли на дверях гаража! Наши выводы: сварочные стержни не панацея от всех поломок машины или иных хозяйственных проблем, но могут быть серьезным подспорьем при соединении деталей в полевых, походных условиях. Конечно, результаты работы зависят от навыков того, кто рискнет зажечь такой стержень. Не следует пренебрегать принудительной вентиляцией зоны сварки или помотцью ветра, как это и указано в инструкции. Резак «Оксал-2у» весьма эффективен. Но пользоваться им внутри автомобиля не рекомендуем: большой выброс расплавленного металла - опасность возгорания.236За рулем 9/2004