126
127
ТЕХНИКАИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗОВПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУМАКСИМ САЧКОВ ФОТО АВТОРАИспытатели «Джурид»: «Мы учим... тормозить!»Городок Папенбург в северной части Германии славится судостроительной верфью, ведущей свою историю с 1795 года. Неподалеку еще одна достопримечательность. вызывающая интерес уже автомобильных специалистов. Это полигон, построенный в конце 90-х годов прошлого века на месте торфяных разработок. Сюда немецкая фирма «Джурид» (Juries) - крупный производитель тормозных колодок для легковых автомобилей, грузовиков, скоростных поездов и самолетов - пригласила журналистов на испытания своей продукции.РАЗГОН-ТОРМОЖЕНИЕКраткое знакомство с полигоном, инструктаж по технике безопасности - «пожалуйте в автомобиль». Тест-пилот настраивает измерительное оборудование, просит пристегнуться... и за окнами «семерки» БМВ замелькали километровые столбы скоростного овала. Стрелка спидометра пересекла отметку 250. Скорость почти не чувствуется, только ограничительный барьер пугающе маячит в нескольких метрах от бокового окна. Машина заходит на вираж - правильно рассчитанный профиль освобождает водителя от работы рулем. Пилот убирает ногу с педали акселератора и плавно тормозит до 110 км/ч. По экрану ноутбука забегали цифры - температура тормозных дисков резко поползла вверх. Опять разгон до «максималки» и плавное торможение. В конце второго цикла температура дисков на передней и задней осях достигла 450-500°С, появились небольшая вибрация и дополнительный шум. Наверное, не126 За рулем 9/2004сладко сейчас колодкам! Водитель обернулся и предупреждающе кивнул: мол, торможу «в пол»... От контактов с деталями интерьера удержали ремни, а в ушах стоял стрекот антиблокировочной системы и легкое повизгивание шин. Приборы подтвердили ощущения усилие на педали, ее ход, замедление машины остались в допусках, значит, эффективность тормозов не упала. Не давая деталям остыть, испытатель выполняет еще несколько плавных торможений с максимальной скорости. Температура дисков подскакивает до 700°С. но тормоза остаются цепкими. Тест пройден колодки допущены в серийное производство. Для машин попроще есть щадящая методика - при нас по такой программе испытывали «Мерседес» А-класса. Колодки должны выдержать подряд 10 торможений «в пол» со 115 км/ч.ДО ВЫХОДА В ТИРАЖНо полигонные испытания - это последний экзамен. Жизнь колодки начинается в заводских лабораториях примерно в двухстах километрах южнее, в небольшом городке Глинде, неподалеку от Гамбурга. Один из самых важных элементов тормозной колодки - накладка. Именно над ее составом специалисты колдуют большую часть времени в поисках совершенной рецептуры. Создавая новый материал, химики отбирают около 30 компонентов из 200 предложенных поставщиками. К современной колодке предъявляют три основных требования: безопасность, долговечность, комфорт. Перебирая различные материалы накладок, «Джурид», как и большинство крупных производителей, достигла высоких показателей по первым двум пунк-С помощью электронного микроскопа исследуют структуру и химический состав смеси. ИСПЫТАНИЯ ТОРМОЗОВНа накладку подают давление 160 бар. Если смесь твердая, при торможении появится вибрация, мягкая - не обеспечит нужной эффективности. там. Поэтому одна из серьезных задач на сегодня - снизить шум, возникающий при торможении. Все более строгие претензии выдвигают экологи - их стараниями из колодок исчезли асбест, свинец, кадмий. Состав утвержден, компоненты засыпают в бункеры. Автоматика четко дозирует их количество, разбавляя спиртосодержащими растворителями. Далее пресс-машина отмеряет нужный объем густой массы, необходимый для одной накладки, «выливает» на металлический каркас. Любопытно, что для термонагруженных тормозов применяют каркасы с покрытием Metlock, на которое накладка напрессовывается без клея и удержи-Один из заключительных этапов - автоматизированное оборудование устанавливает на колодки крепежные пружины и датчики износа. вается механически благодаря прочным связям между молекулами. В следующем цехе шлифуют поверхность накладки, чтобы свежеиспеченные колодки уже с первых километров обеспечивали эффективное торможение. В каркасах сверлят отверстия для крепления установочных пружин и датчиков износа. Колодку покрывают лаком, а на каркас наклеивают пленку, чтобы снизить шум и улучшить отвод тепла. Однако до полигона несколько комплектов из каждой партии проходят обязательные испытания на стендах. Кстати, многое из оборудования выпускают тут же, на заводе «Джурид» в Глинде. Новые модели колодокОрганический клей для соединения металлической части и накладки плавится при 400 С. Поэтому применяют каркасы с запатентованным покрытием Metlock. проверяют на износостойкость, работоспособность при высоких температурах, измеряют вибрации и шум. Относительно недавно появилось оборудование, на котором тестируют не только тормозные механизмы, но и подвески в сборе. Пропутешествовав полдня по заводским цехам фирмы «Джурид», я заметил, что ботинки остались чистыми. Вроде бы само по себе производство колодок далеко не стерильно - а пыли и грязи нет. На первый взгляд мелочь. Однако при изготовлении тормозных деталей как раз и важны мелочи - ведь именно из них и складывается безопасность. DНа правах рекламыдовольствиев движенииЗа рулем главное - удовольствие от управления своим автомобилем. Но опытный водитель всегда принимает во внимание и техническое состояние автомобиля.С "Финвал" Вы можете позволить себе думать только о движении.Продукция "Финвал" разрабатывается с учетом пожеланий активных водителей и выдерживает самые тяжелые нагрузки. Производство на ведущих немецких заводах обеспечивает соответствие продукции высоким стандартам качества.Официальные дистрибуторы продукции FinwhaleМ оСКВа : ООО "АМГ' (095) 748 5245/47, ООО "КАМА-Авто" (095) 550 6578/79/80, С аНКТ - П етербург ООО "АМГ", Санкт-Петербургский филиал (812) 326 4242. ООО "КАМА-Авто" (812) 324 8606. ООО "Планета-Авто" (812) 108 6630, 327 5463: В оЛГОГрЭД ООО ' Лубритекс" (8442) 48 8467:Е катеринбург : ООО "АМГ" (343) 243 3680. 370 9780: ИжвВСК: ООО "MAXIMA" (3412) 51 1100.51 1779:К азань : ООО "Автолидер" (8432) 41 2660; Н ИЖНИЙНОВГОРОД : ООО "Автотехимпорт" (8312) 66 7043/52; Н ОВОСИбирСК : ООО "Сибойл" (3832) 90 3885. 90 3995; Р ОСТОВ - Н Э - Д ону : ООО "РосАвтоПром" (8632) 20 1807/08Л»; С амара : ООО "Е>усская тройка" (8462)551102: У фа : З АО "Тоска" (3472)64 4290,64 4784 _UЗа рулем 9/2004127