IПРЕЗЕНТАЦИЯ: SKODA OKTAVIAНовую «Октавию» ждали давно. Ее предшественница позволила «Шкоде» занять достойное место в иерархии европейских марок, но было это в 1996 году. Тогда «Октавия» стала первым автомобилем, построенным на платформе «Фольксвагена-Гольф IV», и появилась раньше его на целый год. Но вот в 2003-м состоялись премьеры и второго «Ауди-АЗ», и пятого «Гольфа», а новую «Октавию», которая разделяет с «немцами» шасси и некоторые силовые агрегаты, пришлось ждать еще несколько месяцев.СТАРАЯ И НОВАЯ Опознать новую «Октавию» проще всего спереди, хотя и здесь, пожалуй, слишком много общего с предшест64 За рулем 9/2004венницей: характерная декоративная решетка радиатора, выступающая отштамповка по центру капота, линии бампера. Более смелой стала форма фар, получивших «хрустальную» оптику, удобнее проем задней двери, изменились капот и передние стойки. Основным недостатком прежней модели, особенно если учесть имидж «семейной» машины, считают тесное заднее сиденье. Пассажир выше среднего роста упирался головой в потолок, а при немаленьком водителе - еще и коленками в его кресло. Увеличенная колесная база и новые сиденья с более тонкими спинками позволили осуществить прежде немыслимое: двое ростом 190 см могут, пусть и безлишней свободы, уместиться друг за другом. Неожиданно порадовали бамперы - конструкторы «Шкоды», видимо, не без нажима покупателей, вернулись к отдельным нижним частям из черного пластика. Вероятно, даже в благополучной Европе, где высота бордюров меньше противотанковых эскарпов, было немало недовольных, кому пришлось раскошеливаться на дорогой бампер после неосторожной парковки. Резинки по контуру бампера тоже настоящие, съемные. Похвальный пример - даже на дорогом «Ауди-АЗ» их место занимают бутафорские пластмассовые выштамповки. «Шкода-Октавия» ныне представлена с пятью типами двигателей: тремя бензиновыми и двумя турбодизелями. Самый скромный 1,4литровый бензиновый мотор знаком по многим моделям «Фольксвагена». А вот в 1,6-литровом объеме сразу два агрегата: известный еще по прежней «Октавии» 75 кВт/102 л. с. с двумя клапанами на цилиндр и новый FSI с непосредственным впрыском 85 кВт/115 л. с. Маркетологи «Шкоды» утверждают: уже сегодня более 60% продаваемых машин оснащены дизелями, причем их доля постоянно растет. В связи с этим едва ли будет сюрпризом, что наиболее мощная «Октавия» - дизельная. Два двигателя с непосредственным впрыском оснащены турбонаддувом и насос-форсунками. Меньший, объемом 1,9 л, - с двумя кла- ПРЕЗЕНТАЦИЯ: SKODA OKTAVIA140-сильный турбодизель соединил несовместимое: экономичность микролитражки и динамику бизнес-класса.Бензиновый мотор FSI: непосредственный впрыск означает 10-процентную экономию топлива.панами на цилиндр; двухлитровый 140-сильный - с четырьмя. В общем, для дебюта набор достойный. Автору удалось познакомиться лишь с дизелями и наиболее мощным бензиновым... хотя как знать, может, именно они будут наиболее популярными на наших дорогах? «ЭЛЕГАНТНАЯ» И НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ Июльская Чехия встретила нас вовсе не летней погодой. Низкая облачность, непрекращающийся дождь и узкие горные дороги в окрестностях Либереца, на самом севере страны, у границы с Германией и Польшей. Автомобиль «первой пробы» - с мотором FSI ив комплектации «Элеганс». Руль с кнопками аудиосистемы обшит кожей, огромный цветной дисплей в центре приборной панели отдан навигационной системе, климатическая установка - с раздельным регулированием. А вот сиденья обычные, механические, и попытка отодви-нуться (автомобиль стоял на подъеме) привела к неожиданному замеру водительского места. Кресло стремительно уехало до упора, так что при росте 176 см я дотянулся до педалей лишь носками ботинок, а над головой осталось «два кулака». Мысленно прибавим по 15 см ногам и туловищу - даже водитель ростом за два метра не коснется головой потолка. Количество и диапазон регулировок сидений и руля оптимальны, долго искать «свою» посадку не приходит-«Шкода-Октавия» самый практичный автомобиль на платформе «Гольфа V».ся. Даже модный подлокотник между сиденьями не мешает переключать передачи. Двигатель неплохо тянет уже с 1500 об/мин и заметно оживляется после трех с половиной тысяч. При этом, несмотря на выполнение экологических норм Евро IV,Сочетание относительно короткой базы с длинными свесами выделяло и прежнюю «Октавию» из ряда машин, построенных на одной и той же платформе. Нынешняя заметно пропорциональнее: колесная база машины выросла на 66 мм, а длина - только на 61. Автомобиль также стал шире и выше соответственно на 38 и 33 мм. Увеличенные габариты кузова означают и расширившуюся колею - на 29 мм спереди и на 36 мм сзади. Однако самое значительное усовершенствование ходовой части скрыто от любопытных глаз - сзади упругую поперечную балку сменила многорычажная подвеска.За рулем 9/200465 ТЕХНИКАПРЕЗЕНТАЦИЯ: SKODA OKTAVIA 1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯSKODA OKTAVIA • Общие денные Размеры, мм длина ширина высота база Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг бремя разгона 0-100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км (EU 99/1001: загородный цикл городской ЦИКЛ ЯКузов 1230 15,5 1255 12,3 4572 1769 1462 2578 1,4 МП 1.SMP1 1.6 FSIUTDI2ЛТ015,41265«U1981320 11,81355170АИ-92/621901929,6 208АИ-95-98/62дизельное/625,5 9,55,7 9,85,4 8,7 хэтчбек4.2 6,44,6 7.2Качество материалов плюс богатство оснащения - даже без кожаной отделки «Элеганс» выглядит богато.Количество дверей Число мест Объем багажника (VDA), л •Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мо1Цностъ, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин •Трансмиссия Привод Коробка передач • Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза. передние задние Размер шин Системы бензиновый5 5560/1350 дизельный стурбонаддувом161390 55/75 5000 126 330081595 75/102 5600 148 3800Р4 161598 85/115 6000 155 400081896 77/105 4000 250 1900161968 103/140 4000 320 1750-2500на передние колеса М5Мбнезависимая, типа «Мак-Ферсон» многорычажная реечное, с усилителем дисковые вентилируемые дисковые 205/55R16 ABS.ESRTPMОгромный багажник - одно из весомых достоинств и прежней, и новой «Октавии». Его объем стал еще на 32 л больше и достиг рекордных в классе 560 л. Отметим полноразмерное запасное колесо 205/55R16, а не блинчик-«докатку».моторы, но при этом общий уровень шума вполне в пределах комфортного. И все же динамика «Октавии» не вызвала шквала эмоций. Зато пресс-релиз утверждает, что расход топлива с мотором FSI ниже в среднем на 10%. Обутая в низкопрофильные шины «Бриджстоун-Потенца» 225/45ZR17, «Октавия» демонстрирует вовсе не «семейный» уровень боковых ускорений. Правда, до скольжений дело не дошло - дорожка шириной в две с половиной «Шкоды», изобилующая закрытыми поворотами и встречными автомобилями, к этому не особо располагала. Даже на мокром покрытии мощные шины не позвоЗеркало с указателем повороляют ведущим колесам прота: для оптимистов - красиво, скальзывать под тягой. Что для пессимистов - дорого! же касается работы тормозов он быстро реагирует на педаль газа и не доставляет неудобств при троганье. Лишь на холостом ходу мотор выдает характерное цоканье форсунок. Ничего не поделать - высокое давление системы впрыска порождает такую особенность. При интенсивном разгоне звук двигателя кажется излишне жестким, напоминая гоночные66 За рулем 9/2004неплохо трогается, отлично разгоняется, если... Если не знать про автомобиль с красной буквой. После него возвращаться к 105сильной «Октавии» не хочется. И дело вовсе не в лишних БЕЛАЯ И КРАСНАЯ 35 «лошадях». ДвухлитроСнаружи две дизельные «ок- вый 16-клапанный дизель тавии» отличаются только гораздо шире по диапазону, цветом буквы «I» - у одной она легче крутится и гораздо белая, у другой - красная. На меньше вибрирует. Конечделе различия куда заметнее. но, он тоже «вянет» ниже Автомобиль с белой «I» осна1500 об/мин, но за этой отщен восьмиклапанным мотометкой демонстрирует внуром и пятиступенчатой коробшительный крутящий мокой передач. Еще два-три года мент, легко проворачивая назад о его характеристиках передние колеса даже на можно было говорить только второй передаче. в превосходных степенях, но Шестиступенчатая коробсовременные дизели прогреска позволяет использовать сируют так быстро, что лидевсе возможности двигателя в ры меняются едва ли не раз в любом скоростном диапазополгода. «Белая» TDI прекрасне. На загородном шоссе часно тянет выше 1500 об/мин, то обращаться к ней не при-- замедление для мокрого покрытия впечатляющее, ABS срабатывает почти незаметно, когда кажется, что колеса уже скользят. Придраться трудно, даже если захочется. ТЕХНИКАПРЕЗЕНТАЦИЯ: SKODA OKTAVIAС любой стороны новую машину легко отличить от прежней, и в то же время не остается сомнений: перед нами именно «Шкода» и непременно «Октавия». Пока модель представлена с кузовом хэтчбек, позже появится универсал.дется - выше 80 км/ч можно смело ехать на шестой и позволять себе резвые обгоны. В городе же приходится изрядно орудовать рычагом: на малых оборотах машина «не едет», выше 3000 становится уж слишком чувствительной к малейшему движению педалью газа, заставляя пассажиров напрягаться. Так что автоматическая трансмиссия будет отличной парой любому из турбодизелей. Пока она доступна лишь с более слабым мотором. И какая трансмиссия! Та самая DSG, с двумя сцеплениями, знакомство с которой впервые произошло на «Ауди-ТТ» (ЗР, 2004, № 8). Думается, здесь она будет ничуть не хуже. Какой должна быть идеальная «Октавия»? Обсуждая этот вопрос с коллегами, собрали воедино то, что понравилось больше всего. Это мощный дизель плюс автоматическая коробка передач DSG, сочетающая в себе плавность работы «автомата» и эффективность «механики». Среди кузовов предпочтение отдали универсалу, дебют которого только ожидается. Насчет полного привода мнения разделились пополам. Комплектация? Это уже вопрос вкуса и финансов. На российском рынке новыеавтомобили появятся осенью. Можно прогнозировать, что «Шкода-Октавия» будет примерно на 10% дороже предшественницы. Что ж, имидж «Шкоды» как самого практичного автомобиля из построенных на единой платформе вряд ли удастся поколебать. Важно, что среди его достоинств немалое место занимает удовольствие от вождения: не только полезно, но и вкусно. пНа правах рекламыКАУЛА-ЕЦПОШины нового поколенияШины KAMA-EURO изготавливаются ОАО "Нижнекамскшина" по современным западным технологиям из высококачественного сырья. Шины обладают высокой устойчивостью и управляемостью на сухом и мокром асфальте, повышенной износостойкостью протектора. Шины KAMA-EURO по качественным параметрам не уступают лучшим зарубежным образцам. ООО "Кама-Центр", Москва (095) 945-71-08, факс 783-28-80. E-mail:
[email protected] ООО "Кама-Нева", Санкт-Петербург (812) 265-43-06. E-mail:
[email protected] ООО "Кама-Урал", Пермь (3422) 105-504; Екатеринбург (343)365-61-30 ООО "Кама-Агидель", Наб.Челны (8552) 33-30-40 E-mail:
[email protected] ООО "Кама-Татарстан", Нижнекамск (8555) 33-40-80 ООО "Кама-Поволжье", Тольятти (8482) 42-01-68; 42-01-69 ООО "Кама-Юг", Ростов-на-Дону (8632) 209-300; 209-301 ООО "Кама-Волга", Волгоград (8443) 55-00-55 ЗАО "Шина-Сервис", Красноярск (3912) 34-59-40 E-mail:
[email protected] ООО "Компания "Росшина", Москва (095) 191-08-92, 775-07-98 E-mail:
[email protected] 68 За рулем 9/2004