226
227
АВТОКЛУБПРОВЕРЕНО: КОНДИЦИОНЕРЫ МЕТАЛЛОВПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭЛИКСИР МОЛОДОСТИВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВСнедавних пор у многих на слуху непривычное словосочетание - «кондиционеры металлов». Что за ним кроется? По заявлениям производителей, средство. можно сказать, от всех болезней машины. Значительно снижает трение в двигателе и агрегатах трансмиссии, резко уменьшает износ, исключает задиры трущихся поверхностей, иными словами, делает машину почти вечной. Чтобы самим понять, на что в действительности способны такие кондиционеры металлов, мы опробовали уже известные на российском рынке синтетические составы американский SMT2 (Syntetic Metal Treatment 2nd Generation) и два российских - Fenom и Fenom Triadys (фото 1и табл. 3).фрикционного запаса надежности рекомендуют повторять обработку при каждой смене Наши тоже не лыком шиты: Fenom Triadys «реализует тройную антиоксидантную защиту масла в зоне трения». Значит, надо понимать, масло будет служить дольше. Утверждается, что состав продукта химически нейтрален, а его содержание в масле не больше 3-6%, следовательно, на основных смазочных свойствах масла он не сказывается. И еще: SMT2 и Fenom работают только в парах трения с хотя бы одной железосодержащей (стальной, чугунной) деталью, в то время как Fenom Triadys пригоден для самых разных комбинаций металлов и сплавов. Но что со всего этого покупателю? Даже залив «кондиционер», он не может опреде-лить, вырос ли ресурс двигателя. С чем сравнивать? А вот отметить рост мощности двигателя и снижение расхода топлива, уменьшение токсичности отработавших газов, ослабление шума - вроде бы проще. Именно под этим углом зрения мы и проверили эти эликсиры вечной молодости агрегатов. Лабораторными «установками» послужили два автомобиля ВАЗ-2111. У серого пробег 52 тыс. км, у зеленого - 15 тыс. км. Моторы 2111 - восьмиклапанные. В двигатель серого залили Fenom Triadys, а в коробку передач - Fenom. Для зеленого и туда, и сюда - SMT2. Все составы жидкие, светлые, но дозировать проще американский: флакон прозрачный, с разметкой, только фасовка великова-—2и./ 59 mL—3<н./ 88,5 mlЬ-^4Кондиционеры металлов последних поколений Послушаем, что говорят сами разработчики. Благодаря включенным в состав компонентам (последние - секрет фирм), в зоне трения образуется некая «самовосстанавливающаяся» защитная пленка из преобразованных частиц продуктов износа и распада смазки. Пленка появляется только при высоких показателях давления и температуры в пятне контакта, то есть как раз в условиях, характерных для современных высоконагруженных моторов и агрегатов трансмиссии. Далее, продолжают авторы ноу-хау, коэффициент трения в обработанных «кондиционером» парах может снизиться на 10—30%, а износостойкость вырасти в разы. По исследованиям. на которые ссылаются разработчики SMT2. такие детали могут длительно и без повреждений работать даже в условиях масляного голодания. Отсюда следует, что и однократной обработки препаратом хватит на несколько смен масла. Правда, для анти226 За рулем 9/2004 Удобна разметка на флаконе! ПРОВЕРЕНО: КОНДИЦИОНЕРЫ МЕТАЛЛОВТАБЛИЦА 1токсичн ОСТЬ ВЫХЛОПА НАХОЛОС :том ходуСерый СО, % СН, млн •' Зеленыйсо,%СН, млн •' 170/174 65/66-^4&ГIF1500 2500I3500 4500 5500 6500 Обороты двигателя, об/минXX2500 об/мин0,15/0,12* 350/230 0,15/0,16 0,19/0,19 110/90 0,18/0,17"В числителе - исходные данные, в знаменателе - после добавки кондиционеров металлаТАБЛИЦА 2 СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ РАЗГОНА АВТОМОБИЛЕЙ, ССерый 0-40 км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 60-100 км/ч на IV передаче 80-100 км/ч на V передаче Зеленый 3,3Стало ли свежее дыхание?Рис. 1. Изменение уровня шума в салоне автомобиля при равномерном движении на третьей передаче с различными оборотами двигателя. Нижние границы - после обработки кондиционерами металлов. 1 оО83,4 6,911,0 18,2 16,7 27,76,711,4 16,1 16,7та (фото 2). После обработки коробки передач не у дел оказалось около 50 мл препарата Fenom. Хранить его во вскрытой таре фирма не рекомендует, а выбросить жаль. Так же и SMT2. Скажем, при первой обработке двигателя уйдет весь флакон, а при повторной только половина. И для коробки 70 мл оказались лишними. Расфасовка помельче (например, по 50 мл) была бы удобнее. Но главное - что же все-таки дала обработка? Начнем с токсичности выхлопа. Содержание СО и СН проверяли при минимальных и повышенных оборотах холостого хода (см. табл. 1). На обоих автомобилях токсичность с учетом погрешности измерений осталась «в допуске». Влияние «кондиционеров», если оно и было, неуловимо. Повторили замеры через 50 км - картина та же. Уровень внешнего шума стоящего автомобиля при работе двигателя на оборотах 4000 об/мин (75% оборотов номинальной мощности) после вмешательства «кондиционеров» не изменился - гораздо заметней разница между самими автомобилями: более «молодой» (зеленый) рычал на 1,5-2 дБА громче. Внутренний шум измеряли при равномерном движении на третьей передаче с различными оборотами двигателя (рис. 1). Здесь, пожалуй, есть некоторая тенденция к снижению уровня шума, но, опять-таки, соизмери-!253i 7«Гсо„*-*"•"ТАБЛИЦА 3 КОНДИЦИОНЕРЫ МЕТАЛЛАПрепарат, разработчик, страна-производитель SMT2, Hi-Gear, США Fenom для механической трансмиссии. Лаборатория триботехнологии, Россия Fenom Triadys, Лаборатория триботехнологии, Россиямаслаg 6с:О\^<^'Г"7-»»"""-,.|;*г**^|5Расфасовка, млЦена, руб. 450-510г"60-- 180 100 120 Скорость автомобиля, км/ч236250 125320-380414Рис. 2. Влияние кондиционеров металлов на расход топлива.Примечание. Препараты добавляются при каждой сменемая с погрешностью измерения. При дальнейших испытаниях, проходивших на зеленом автомобиле уже по другой программе, внутренний шум, по субъективным оценкам экипажа, несколько смягчился. А как сказались «кондиционеры» на мощности двигателей? Решили оценить это по динамическим показателям автомобилей, ведь и коробки передач обработаны! Не так уж важно, в каком месте снизить трение - важен конечный результат. Вот он - в табл. 2. Это средние (по нескольким замерам) значения времени разгона автомобилей в заданных условиях, с кондиционерами и без них. Подчеркнем: эти показатели у обоих автомобилей нисколько не изменились.Что ж, проверим расход топлива. Его измеряли при равномерном движении с различными скоростями на четвертой передаче. Результаты - на рис. 2. Оказалось, что при скорости 120 км/ч обработка кондиционерами на расходе не сказалась, но при меньших показателях некоторый эффект есть, расход топлива чуть-чуть снизился. И за что же берут деньги? Проверенные нами кондиционеры металлов разочаруют того, кто ждет от них немедленного и явного результата. Возможно, положительный эффект проявится при пользовании ими в течение длительного времени, когда автовладельца интересует износ машины и ее ресурс, но это. похоже, из другой области - веры и внушения. глНа правах рекламы• свобода150 years •движенияторные мосла motul SffUм асла Technosynthese® Motul вложил все свое мастерство и знания создания синтетических масел. Motul предлагает масла на базе синтеза, соответствующие самым последним международным стандартам (ACEA/API) и самым требовательным омологациям производителей, чтобы удовлетворить самых требовательных автомобилистов.мотшMOTULН АЛЬНПредставительство: (095) 443-0494, 443-1084, e-mail: info^motul.ru, www.motul.ruС ОТРУДНИЧЕСТВУРЕГИОЗа рулем 9/2004 227