34
35
36
АКТУАЛЬНОЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮкиоджиIТАКЕНАКА:1 ВЕРЮ В ПОЛНЫЙ ПРИВОДСреди автомобильных фирм японская «Субару»: ет особое место. Она массово выпускает полноприводные машины с горизонтально оппозитными двигателями. И вот такие технически совершенные автомобили становятся все популярнее в России. Однако разговор главного редактора Петра Меньших с Киоджи Такенака, президентом генеральным директором компании «Фуджи хэви индастриз», производящей «Субару», начался не с техники. ло внимания семье, а сейчас и совсем не остается для нее времени. Изменения замечает жена, которой я очень благодарен за отношение и ко мне, и к делу, которым я занят. Я не изменился, но соседи смотрят на меня как на президента "Фуджи хэви индастриз". Поэтому раньше я гулял с собакой в чем мне удобно, а теперь приходится повязывать галстук. - «Субару» - звездная марка, но она, наверно, не отрывается от земли? - Историю нашей компании вы, конечно, знаете. Сейчас ей идет пятьдесят первый год. Ранее она называлась «Накаджима Эйркрафт» и занималась самолетостроением. Когда создавалась автомобильная «Субару», в нее пришли авиаинженеры и свои авиационные идеи стали реализовывать здесь. У авиа- и автостроения оказалось много общего. Самолет взлетает, преодолевает расстояние и приземляется, при этом резко меняются внешние условия, техника работает в разных режимах, но главное - безопасно достичь места назначения. Эту авиационную философию мы применили и для наших автомобилей. - Россия первой запустила человека в космос, но свои космические технологии не может применить к автомобилю. Наверное, это нереально ? - Из компаний, которые раньше одновременно занимались и авиа-, и автомобилестроением, мы теперь единственная. Взаимное проникновение технологий в последнее время особенно заметно - все больше внедряются компьютеры и электронные устройства. Это находит отражение в системах управления и навигации как самолетов, так и автомобилей. С помощью спутников навигации, если заложить определенные данные, автомобиль может двигаться по заданному маршруту под управлением собственного компьютера. Еще одна область соприкосновения - новые материалы. Мы уделяем большое внимание углепластикам, которые используются в авиастроении, в частности, изго-- В вашей биографической справке ничего нет о семье. Вы придерживаетесь японской традиТАКЕНАКА ции «не неси работу в дом»? (Kyoji Takenaka) - Мое поколение росло в годы бурного экономичеРодился в 1946 году, по образованию инжеского развития Японии, и работа для нас - главное нер, окончил городской в жизни. Вскоре после моего рождения началась мотоуниверситет Осаки, ризация Японии, появился огромный интерес к автомов «Фуджи хзви индаст- билям, и я счастлив, что работаю в автомобильной прориз» работает мышленности. с 1969 г., в 1999 г.исполнительный - В июне 2001 года вас необычно быстро вознедиректор, с 2001-го сли в скопление звезд компании «Фуджи хэви президент-генеральиндастриз» - указывать путь.* Теперь вы кто ный директор «небожитель» или остались человеком, как компании. прежде? - Мой приход в президенты - исключение для японских правил, у нас по служебной лестнице поднимаются постепенно. Я сразу перепрыгнул через несколько ступенек, но, став президентом, не изменил своим правилам. Как и прежде, хорошо отношусь к своим сотрудникам, к друзьям. К сожалению, и до президентства уделял ма-киоджи*«Субару» - э то скопление звезд, по-японски «указывающая путь». 34 За рулем 9/2004 ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮтовляем из них емкости для топливных элементов или сжиженного газа автомобиля, - У вас на лацкане значок «Субару». Из шести звезд одна крупнее других. Какая из компаний в составе «Фуджи хэви индастриз» лидер? - Пятьдесят один год назад в «Фуджи хэви индастриз» объединились пять компаний: автомобилестроительная, самолетостроительная, еще две, производящие вагоны и автобусы, наконец, двигатели. Вместе все они и составили большую шестую звезду. Сегодня 90% реализации продукции приходится на автомобили, известные под маркой «Субару». Но до сих пор я придаю большое значение постройке самолетов, хотя их доля сейчас - около 6%. Думаю, именно это направление будет быстро развиваться и его удельный вес через 10-15 лет составит 15%. - Хорошо бы со всем этим багажом развернуться в России. Знаю, в этом году вы планируете продать у нас автомобилей даже чуть больше, чем в Латинской Америке. Насколько важен для вас российский рынок? - Мы ожидаем дальнейшего его роста. А если посмотреть на наши полноприводные «субару», то именно здесь, как мне кажется, они нужны по природно-климатическим условиям. Раньше такие машины делали для бездорожья, сейчас это полноценный транспорт и для автострад. Они очень практичны ив снег, и в дождь, но главное - обеспечивают безопасность. «Субару» - небольшая компания и не может позволить себе выпускать дешевые автомобили, мы делаем их для определенного круга людей. Достаточно, если из ста россиян десять полюбят «Субару» - наша задача удовлетворять вкусы именно этих десяти. - Получается, что «Субару» - это вроде религии, которую вы хотите распространить ив России?Audi Allroad 38% (363)Subaru Outback 32% (303)Subaru Outback 60% (489)Volvo XC70 30% (290)Audi Allroad 22% (178)Volvo XC70 18% (150)- Религия в данном случае не совсем точно, но автомобиль «Субару» находит покупателей среди одержимых, влюбленных в него. Энтузиастов нашей марки особенно много в северных странах, даже в Японии они более популярны на севере. - Многие читатели «За рулем» считают идеальным для России полноприводный универсал. Если подумать, то по своей идеологии это тот же «Субару». Можно ли рассчитывать на ваше участие в реализации этих ожиданий, возможно, даже в кооперации с российским автопромом, как это делает «Джи-Эм» с АвтоВАЗом? - Как вы знаете, «Джи-Эм» принадлежит около 20% наших акций, мы входим в группу «Джи-Эм». Кстати, совместными усилиями производим полноприводные СААБ 9-2 для американского рынка. Я не исключаю возможности нашего участия в совместных проектах АвтоВАЗа и «Джи-Эм». - Как развиваются ваши взаимоотношения с СААБом? - Сотрудничество расширяется. Начинали с продаж СААБов через нашу дилерскую сеть в Японии, а в этом году поставляем на рынки США и Канады компактный спортивный «СААБ 9-2Х Премиум», ведем совместные разра-Динамика российского рынка престижных полноприводных универсалов.Абсолютные лидеры продаж- «Форестер» и «Легаси». На их долю приходится почти половина продаваемых в мире автомобилей «Субару». А вот в России лидирует «Аутбек»." .:#ч АКТУАЛЬНОЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮботки по кроссоверу. До этого «Субару» разрабатывал свой образец. Теперь мы объединим усилия, учитывая наработки каждой компании. Автомобили будут выпускать на заводе «Фуджи хэви индастриз Лтд.» в США. - В вашей концепции развития компании мне запомнилось слово «смелость». Какой смысл вы в это вкладываете? - Мы живем в такое время, когда нам все труднее предсказывать будущее. В этом мы не можем подражать самым крупным фирмам. Нам важно сохранить индивидуальность, для чего нужны и инновационность, и смелость. «Главные достоинства наших двигателей: цилиндры располагаются в горизонтальной плоскости, что снижает центр тяжести автомобиля, и низкая вибрация. Но в производстве они несколько дороже рядных. Сегодня опыт в изготовлении горизонтально-оппозитных двигателей есть, действительно, только у нас и «Порше». Нам приходится вкладывать немалью деньги в их исследования и разработку, тем не менее мы останемся верны схеме наших двигателей, пока не появится что-то лучшее». Продажи «Субару» в 2003 году. Главные рынки Северная Америка и Япония. Россия в текущемгодуможет стать пятой в Европе. - Какую часть в объемах производства «Субару» занимает полный привод? - Все машины, идущие на экспорт, - полноприводные. Специально для японского рынка, с учетом налоговых льгот для такой продукции, мы еще делаем микролитражки (объем двигателя 660 см 3 ), из них только 30% с полным приводом. - В интервью «За рулем» председатель совета директоров БМВ Гельмут Панке назвал заднеприводную компоновку самой перспективной. Первый «Субару-360», как известно, тоже был заднеприводным. Вы исходите из идеи или технологии? - Поясню на примере тех же микролитражек. Их используют у нас в городе, где пробег весьма невелик. Здесь полный привод просто не нужен, достаточно на одну ось. Но, скажем, на острове Хоккайдо, расположенном севернее, все наши микролитражки с полным приводом. Также и за рубеж, как я говорил, поставляем только полноприводные «субару». Полноприводная симметричная трансмиссия распределяет крутящий момент равномерно между всеми четырьмя колесами и позволяет эффективно реализовать мощность двигателя. У БМВ привод на одну ось. Чтобы использовать мощность двигателя в полной мере, приходится думать о развесовке и прочем. Однако для мощных машин БМВ также задействует полный привод. Мы исходим из того, что нашим машинам нужны высокая стабильностьи безопасность в любых дорожно-климатических условиях, а это может быть реализовано только при наличии полного привода. - Значит, вы утверждаете, что перспектива за полным приводом и никаким другим? - Для тех десяти из ста, которые разделяют нашу философию, безусловно да. В мире ежегодно реализуется 60 миллионов машин. Мне представляется, что около 20% из них в будущем составят полноприводные. - В системе полного привода «Субару» не использует электронику. Это тоже идеология? - Передача крутящего момента от двигателя происходит механическим путем, но под контролем электроники. Это так называемая «мехатроника». Не исключено, что в будущем вращение колес станут осуществлять электромоторы в самих колесах - тогда электроника еще активнее вмешается в процесс движения автомобиля. Пропадут карданные валы, останутся только провода. - По дизайну ваши автомобили очень узнаваемы, но их не назовешь оригинальными. Будет ли в будущем меняться облик ваших машин? - 0 том, сколь важен дизайн для продукции автомобилестроительных компаний, говорить не приходится. Но, как ив случае с двигателями, нам хотелось бы сохранить выраженную индивидуальность и узнаваемость. Мне кажется, это хорошо удалось с новой «Легаси». Мы. конечно, стремимся к тому, чтобы наши машины были привлекательными. - В чемпионате мира по ралли «Субару» в числе лидеров, хотя в последних гонках несколько уступает французам. Как вы это расцениваете? - Участие в ралли - для нас не на словах, а в реальности возможность совершенствовать наши машины, отрабатывать технологии, которые затем идут в массовое производство. Не говоря уже о том, что это хорошая реклама. Один из этапов чемпионата мира 2004 года пройдет в Японии. Если бы он проходил в России, еще больше россиян обратило бы внимание на машины «Субару». В этом году 16 этапов. В Греции и Новой Зеландии мы были первыми, не исключаю, что и по итогам года мы тоже займем первое место. Правда, у французов<®SUBARUСеиввц I. ОиНйС* ' Impreza \ Forester \justy \Bccrv Outback 58000 Impceza 4! 400 Funster 64300 вага 203100-am 2900 ^"*J15800 17600 4100 45900t'<.'2ВШ"с SsЮжная Авврва Legacy 700 Outback 500 Impreza 1100 Forester 700 Всего 3000только две, так что, если говорить о вероятности везения, они нас опережают на треть. А вот по технике, мне кажется, мы их опережаем на столько же. Посмотрим.Jbi-Ж10НКЯ*l• ~ / ~ ' \v/О н BIB • Legacy 5800 Outback 5500 Impreza 9400 Forester 12900 I Прочие 1900 \Bcera 35500j% cw-.r- ^Legacy 61 100 Outback 4400 Impreza 23600 Forester 21600 Mini 133100 Прочие 1900 Всего 246 700- Ваши сыновья увлекаются автогонками? - Нет, но один мой сын сделал выбор все же в пользу полного привода - он занимается конным спортом. - Я понимаю это так, что он избрал свой путь, но все равно пришел к «полному приводу», в который так верит его отец. Побольше вам сторонников этой веры. Везения и удачи! В беседе участвовал В. СОЛОВЬЕВ>*».36За рулем 9/2004