22
23
АКТУАЛЬНОСТАТИСТИКААВТОПАРК РОССИИ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУАЛЕКСАНДР АГИБАЛОВ, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОВтрех предыдущих номерах мы познакомили читателей с материалами из нашей книги «Россия за рулем» и дали представление о нынешнем «иномарочном» парке Москвы и СанктПетербурга. В этом и следующем номерах речь пойдет об автопарке всей сегодняшней России. Ныне Россия - один из самых динамичных и быстрорастущих автомобильных рынков мира. И не случайно. Начинать-то приходилось с уровня «ниже плинтуса», когда автомобиль для подавляющей части населения был недосягаемой мечтой. И тут вдруг -такие возможности...«БОЛЬШОЙ СКАЧОК»После распада Советского Союза парк легковых автомобилей России вырос более чем в 2,5 раза до 23,4 млн. штук в 2004 году. Темпы его роста составляли в среднем более 12% в год. Для сравнения: в22 Зарулем 10/2004странах Восточной Европы - 5,4%, а Западной - всего 2%. В результате такого «большого скачка» сложилась очень неоднородная региональная картина автомобилизации России. В некоторых регионах достигнут такой уровень, до которого общероссийский показатель доберется, дай бог, лишь к 2010 году: Москва 286 автомобилей на 1000 человек, Ханты-Мансийский АО - 247, Калининградская область - 235, Камчатская область - 231. Довольно близки к этим цифрам Московская область - 214 и СанктПетербург - 215. В среднем же по стране показатель куда ниже: 163 автомобиля на 1000 человек (в небогатых странах Восточной Европы около 300 автомобилей, в Западной - более 420). С ростом парка легковых автомобилей в России менялась и его структура, в первую очередь благодаря росту числа импортныхавтомобилей. Цифры здесь впечатляют. В 1993 году, согласно данным ГИБДД, в России было зарегистрировано всего 300 тыс. иномарок (без учета продукции ЗАЗа, который к тому времени оказался за границей), или 2,8%от парка. А вот к концу 2003 года этот показатель возрос до 4,3 млн. автомобилей (или 19,1%). Среднегодовые темпы роста парка иномарок последние пять лет составляют 10%, в отечественном сегменте-4%.Доля самых популярных иномарок3%1,5%0,09%•неточный СТАТИСТИКА РОССИЙСКИЙ ПАРК ЛЕГКОВЫХ ИНОМАРОК (НА 1 ЯНВАРЯ 2004 ГОДА)*Кол-во, ил. Марка автомобиля «Ровер» «Понтиак» «Саньён» «Линкольн» «Тальбо» «Лянча» «Донинвест» «Рейндж-Ровер» «Плимут» «Меркьюри» «Ягуар» «Вартбург» «Кадиллак» «Дачия» Кол-со, ШТ. 6347 5261 4445 4280 4233 3447 3292 2772 2529 2189 1975 1920 1824 1793 1637 1492 1296 1143 1005ВАЗ«Москвич»ГАЗ ЗАЗ«Тойота»10 927 787 2 232 460 1942 666 1 081159 1080 758 1003 924 589 748 420 953 361729 313 853 304 984 273 766 248 982 218 929 184 871 126 444 111205 104 370 85 333 82 910 62 717 51437 46 093 45 233 39 561 39 477 37161 33 342 27 545 23 066 21 961 19 386 12 299 11550 11 134 10185 7603 7560 6525 6448УАЗиж«Фольксваген» «Ниссан» «Опель» «Ауди» «Форд» «Мерседес» «Мицубиси»БМ6«Мазда» «Хонда» «Дэу» «Вольво» ЛуАЗ «Рено» «Шкода» «Хёндэ» «Субару» ФИАТ «Пежо» «Сузуки»GMC АРО«Порше» «Инфинити» «Бьюик» «Олдсмобил» «Остин-Ровер»ФСО«Трабант» «Игл» «Виллис» «Протон» «Гео» «Азия» «Воксхолл» «Бедфорд» «Акура» «Мини» «Юлон» «Сатурн» «Моррис» «Вандерер» «Хаммер» «Роллс-Ройс» «Олтсит» «Бентли»КИА«Исудзу» «Джип» «Шевроле» СААБ «Ситроен» «Дайхатсу» «Лексус» «Крайслер» «Альфа-Ромео» «Ленд-Ровер» «Додж» СЕАТ959 923 699 678 667 643 618 515 500 468 401 323 285 208 200 195 165 155 110 107 104почетное 5-е место, между ЗАЗом и УАЗом. Да и вообще «Тойота» по продажам своих новых автомобилей в России достигла рекордных высот. Можно смело предположить, что уже в 2004 году она переместится на 4-е место, опередив ЗАЗ. Увы, молодым наш автопарк назвать никак нельзя. Как свидетельствуют данные ГИБДД, 71% автомобилей в России - старше 7 лет, а почти 50% - более 10 лет. 8 региональном разрезе наиболее «молодыми» показателями обладают Москва (здесь доля новых автомобилей достигает 23%), Ненецкий АО (25%), Татарстан (22%), Ханты-Мансийский АО (23%), Ямало-Ненецкий АО (20%). Наиболее «старый» - Дальневосточный федеральный округ: парк его в основном - праворульные автомобили; доля новых машин тут не превышает 2%. Поскольку в Россию до недавнего времени ввозили в основном подержанные иномарки, для большинства регионов характерно: чем выше в нем доля иномарок, тем более старым парком он располагает.ЧТО МЕНЯЕТСЯСтруктура парка меняется из года в год. Снижается число автомобилей ЗАЗ и «Таврия» (за 10 лет на 500 тысяч, до 1,16 млн. штук), постепенно растет доля «настоящих» иномарок. В 2003 году прирост парка легковых автомобилей впервые за последние 10 лет на 57% был обеспечен за счет иномарок (за вычетом автомобилей производства ЗАЗ). Показательно в этой связи, что в Москве на протяжении последних 5 лет прирост идет преимущественно за счет иностранных автомобилей. В 2003 году в столице было зарегистрировано (впервые) снижение парка отечественных автомобилей - на 1,1%. В то же время рост числа иномарок достиг тогда 15,7%.'В список не включены марки, если число состоящих на учете автомобилей не превышает 100 штук.ИНОМАРКИ-ЛИДЕРЫВ российском парке иномарок самые популярные - автомобили немецкого и японского производства: соответственно 28 и 36%. Доля украинских автомобилей постепенно снижается и наначало 2004 года составляла 21 % парка иномарок. Всего на 400 (!) автомобилей отстает «Тойота», на долю которой приходится 4,8% российского автопарка (20% от парка импортных автомобилей) - ныне она занимаетЧЬИ ДОЛИ БОЛЬШЕРаспределение парка легковых автомобилей по федеральным округам пропорционально численности населения. 72,5% всех автомобилей зарегистрировано в европейской части России (до Урала). При этом на нее приходится 67,1% российского парка иномарок. В приграничных регионах -Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах наиболее высокий показатель доли иномарок, соответственно 67 и 37%. Они составляют более 81% парка легковых автомобилей Калининградской области и Приморского края. Небольшое число иностранных машин зарегистрировано в колыбели отечественного автостроения - Приволжском округе (лишь 12%), ну а меньше всего их в Ульяновской и Самарской областях (соотвественно 5,9 и 8,2%) и Республике Татарстан (9,3%). Примечательно, что по абсолютным показателям парк иномарок Дальневосточного федерального округа (980 тыс. автомобилей) занимает второе место в России, уступая только Центральному (1,7 млн. автомобилей) и немного опережая Северо-Западный (850 тыс.), причем в Центральном более чем на 50% сформирован за счет Москвы и области. На них, в свою очередь, приходится 71% парка иномарок региона. Доля праворульных автомобилей составила на конец 2003 года около 28% всех иномарок (за исключением ЗАЗов) или 1,18 млн. шт. По понятным причинам 89% этого парка приходится на Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. Доля праворульных здесь соответственно 95 и 75%. В европейской части России (до Урала) этот показатель в среднем около 2%. Отметим, что темпы роста парка праворульных существенно отстают от леворульных и наблюдается устойчивая тенденция к сокращению доли подержанных автомобилей из Японии. Исключением стал только 2002 год, когда количество праворульных выросло на 21 % против 12% леворульных, что было следствием ажиотажного ввоза подержанных иномарок в преддверии повышения на них пошлин. Продукция АвтоВАЗа традиционно доминирует в парках Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, где она превышает 54%. Приграничные территории, а также регионы за Уралом характеризуются, как было сказано, более высокой долей иномарок в парке и, соответственно, более низкой - продукции отечественных автозаводов. За рулем 10/2004 23