258
260
АВТОКЛУБМАСТЕРСКАЯ: КАПРИЗЫ ВПРЫСКАНЕИЗВЕСТНЫЙ ВПРЫСКАНАТОЛИИ ВАИСМАНИногда нас упрекают: слишком много внимания уделяете тонкостям системы впрыска, которые иным читателям не понятны. Не буду спорить: и карбюратор для многих на всю жизнь остается загадкой. И все же есть темы очень интересные если не для всех, то уж по крайней мере для половины читателей. Наш сервис далеко не всегда поспевает за изменениями в автомобильной технике, а тут еще и новые системы, появившиеся на российских автомобилях, не очень надежны. Впрыск (а речь прежде всего о нем) - дело тонкое. И, замечу, темное! Для начала примеры. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТАЙНЫ Молодой человек, приехавший к нам на «десятке», насторожил своим рассказом. Случай в самом деле не из рядовых. Представьте: машина отлично едет со скоростью 100-120 км/ч, а через четверть часа мотор начинает дергаться и затем глохнет. Минут десять разрешается подремать, покурить, с подружкой побеседовать - раньше мотор не заведешь. Потом он оживает - и можно снова ехать, пока все не повторится сначала.Владелец «десятки» посетил уже не один сервис, но причин странного поведения мотора там так и не определили. Из рассказа владельца можно было понять: остановки мотора скорей всего связаны с его максимальным нагревом. Но что конкретно при этом отказывает? Может, насос? Вряд ли. Он далеко - в бензобаке. Впрочем, проверим. Подключили к топливной рампе манометр, пустили двигатель, включили газоанализатор. Поддерживая повышенные обороты, наблюдаем... К сожалению, мотор «поет» без нагрузки - тормозных барабанов у меня нет, но все же не теряем надежду. Минут пятнадцать давление топлива на уровне 2 МПа, мотор работает ровно, а потом оно начинает медленно снижаться. При 1,6 МПа появились перебои, а еще через минуту мотор остановился. В этот миг газоанализатор показал крайне бедный состав смеси «лямбда» перевалила за 1,3. Почему же падает давление? Выждав какое-то время, повторили опыт, и когда давление стало снижаться, я на секунду пережал шланг обратки. Ого! Оно скакнуло до 5 МПа. Выходит, насос отличный, а «дурит» регулятор! Остается только его заменить. С новым, разумеется, вновь повторили все то же - теперь стрелка манометра стояла, как когда-то караул у Мавзолея. Не открою Америки: регулятор давления - устройство несложное, но какие-то тайны могут быть иу него. Или у его производителей! Через день удивительное совпадение: приезжает к нам ВАЗ-2115, владелец которого жалуется точь-в-точь на такие же фокусы машины, какие были у «десятки». Я, понятно, обрадовался: заезжай, дорогой, вмиг все устраним! Повесили на машину манометр, подключили газоанализатор, завели мотор. Все внимание на стрелку манометра. А она стоит как вкопанная. Нагревшись, двигатель аж заплясал, а давление в порядке! Но видим: углеводороды (СН) полезли вверх. В то же время Check Engine не горит, а компьютер ничегошеньки не замечает. Вот и верь прибору вслепую! Начинаем прикидывать: что еще может реагировать на нагрев? Не модуль ли зажигания? Рядом раскаленный блок. Подключили для пробы новый - пляска прекратилась (фото 1). Видно, производственные тайны есть иу тех, кто делает модули.«НЕПРАВИЛЬНЫЙ» ДМРВ BA3-21093i не подводил хозяйку тысяч до сорока, а потом постепенно стал «вянуть». По неопытности она приняла это за признаки износа двигателя. Тысячам к семидесяти ездить стало совсем противно - отправилась в сервис. Там машину проверили и сказали, что в первом цилиндре низкая компрессия, мотор, мол, пора «капиталить». Погрустив (деньги-то немалые!), женщина нашла мастера, который брался сделать это подешевле. Сделал, работа оплачена. А что толку? Мотор лучше не стал - «колотит»! Отмечу попутно одну деталь: проверяя компрессию, никто не догадался подлить в цилиндр масла скорей всего, «капиталить» не пришлось бы. Почти наверняка виноват был какойто клапан - и все! Капремонт после пробега в 70 тысяч нонсенс. Дама - к своему «спасителю»: почему, мол, мотор трясет? А он отвечает: «Вопрос не ко мне - я во впрысках не разбираюсь». И снова сервис, где, по ее наблюдениям, «целый день меняли все». Безрезультатно, не считая потерянных 1200 рублей видно, за приятное знакомство. Напутствовали словами: «В вашем двигателе чтото неправильно собрано!» Слушая ее рассказ, я вновь (в который уже раз!)Пробуем новый модуль зажигания. 258 За рулем 10/2004А что даст новый ДМРВ? АВТОКЛУБотметил для себя: не хотят в наших сервисах ни токсичность проверять, ни (тем более!) думать! Проще ремонтировать методом тыка авось, получится. . ..Загнав «девятку» в бокс, мы начали как раз с токсичности. И сразу насторожило, что на минимальных оборотах СО - около нуля! Мотор, конечно, дергается, смесь беднейшая. А что с коэффициентом коррекции? Вижу, он девственно нетронутый: со дня выпуска машины токсичность никто, нигде, никогда не корректировал! Перепрограммировали контроллер - мотор заработал ровно. Дама удивилась: «В пять минут все сделали?» Но скоро только сказка сказывается. Пробная поездка показала, что мотор не тянет. Более того, даже без нагрузки не раскручивается выше 3000 об/мин. Проверим-ка свечи! Вывернули, а у них зазоры только по 0,5 мм (тот «мастер» постарался). Увеличили до 0,9 мм - машина пошла лучше. Но до нормы еще далеко. Проверим-ка токсичность на повышенных оборотах. Глянув на «инфракар», я прямо-таки остолбенел: СО снова обвалилось до нуля, зато СН - вдвое больше нормы: из выпускной трубы густой запах несгоревшего бензина! Нейтрализатора нет... Возможно, барахлит модуль? Не похоже... А в каком состоянии воздушный фильтр? Чистый. Тогда проверим ДМРВ. Подключили новый «массовик-затейник» (фото 2). И газоанализатор сразу показал то, что нужно. Конечно, коэффициент коррекции вновь изменили, подправили показатели токсичности. Любопытно, что ДМРВ оказался «неправильным»! С течением времени его характеристики изменились, но не в ту сторону, как обычно, а в противоположную. Бывает же! Хозяйка машину не узнала. Стала «лучше, чем была новая». Слышать такое от клиента - настоящая награда для меня. D260 За рулем 10/2004«НИВА»: ОТОПЛЕНИЕГЕННАДИИ ЕМЕЛЬКИН классического отопителя «жигулей» и «нив» конструкция вот уже десятилетия почти не менялась, а с ней - и его врожденные дефекты. Один из них тоже можно считать классическим: препротивнейший визг моторчика вентилятора. Представьте, прохладным вечерком в вашей машине милая спутница, завязывается беседа, но тут вы делаете непоправимую ошибку - включаете вентилятор отопителя. От душераздирающего визга девушка бледнеет. 0 чем тут говорить дальше? Чего только бывалые не предлагали - от периодической смазки подшипников моторчика до его коренной переделки! Но полумеры малоэффективны, а завод-изготовитель отмалчивается. Что же делать? Нам показалась привлекательной идея встроить в машину«СТОЯЛ ОКТЯБРЬ УЖ У ДВОРА»другой вентилятор, «восьмерочный» (фото 1). Осень в разгаре, а моторчик отопителя нашей «Нивы» ВАЗ-21214 уже повизгивает - нетрудно представить, что будет в морозы! Остатки смазки подсохли, а зимой задубеют... Новый вентилятор разместим в моторном отсеке. Самое подходящее место - пластмассовый воздухозаборник. Обрабатывать его несложно, но чтобы плюс не превратился в минус, сразу предупредим: прежде чем начинать пилить или резать, очень внимательно прикиньте, что и как будете устанавпивать, крепить и т. п. Спешка может только повредить. Итак, за дело. Снимаем пластмассовые решетку и козырек, после чего спокойно, расчетливо готовим место для установки вентилятора, выпиливаем под него паз, тщательно подгоняем по месту. Корпус вентилятора «Самары» немного больше, чем нам хотелось бы. Как его втиснуть? Удаляем штатные скобы крепления (все равно не понадобятся!), а железный щит, на который ляжет наш агрегат, несколько осаждаем ударами молотка. Здесь напомним, что устанавливаемый вентилятор не должен касаться двигателя автомобиля или ребер воздушного входа капота (в противном случае неизбежны шум, износ, поломки), препятствовать работе шторки подачи воздуха в отопитель и т. д. Подгонка - дело кропотливое. Ну а как вентилятор соединить с отопителем? Через адаптер, показанный на рисунке. (Размеров не указываем - сделайте по месту, как и мы.) Материал адаптера?.. Нет, не что угодно! Обычная фанера, например, не пойдет - довольно скоро размокнет. Металлический лист? На тонком вентилятор может неприятно вибрировать, а толстый тяжел. Наше решение - лист текстолита толщиной 5 мм. Вентилятор нужно правильно сориентировать - выходом «улитки» снизу, так он и должен быть закреплен на адаптере, а последний надо прочно соединить с корпусом отопителя (см. рис.). Но как? Мы применили для этого хитро (Г-образно) изогнутые винты МЗ длиной по 15 мм. Четырех точек крепления достаточно. Когда все собрали (фото 2), оставшиеся «технологические» щели, неплотности замазали черным герметиком. Проверили, не касается ли закрытый капот корпуса вентилятора - нет, все отлично. Сымитировав дождь, убедились в том, что через отопитель вода в салон не проникает. Электропитание? «Минус» отопителя соединили с «массой», «плюс» взяли от штатного моторчика (саму эту «визжалку» убрали). Вместо штатного резистора применили «десяточный» с трехходовым выключателем от ВАЗ21 08 (фото 3и 4). Теперь у отопителя три скорости вращения вентилятора. Мощности хватает, чтобы быстро продуть салон, просушить запотевшие стекла. аУСхема соединения корпуса вентилятора с адаптером и отопителем.Вентилятор отопителя «Самары»...Новые резистор и переключатель.,.и так он встроен в «Ниву».С новым переключателем.