292
293
АВТОКЛУБКУРЕНИЕ ЗА РУЛЕМДЫМ ОТЕЧЕСТВАМИХАИЛ колодочкин «На Западе курят все меньше, потому что хотят жить дольше. У нас иная задача».Семен АльтовКурение - это красиво! Заявляю как лицо абсолютно некурящее и потому незаинтересованное. Речь, конечно же, не о задымлении оплеванного тамбура. Красиво - это когда с мягкими креслами, приглушенным светом, изысканными манерами и эксклюзивными портсигарами. Например, вот такими - от «Мерседес-Бенца» начала прошлого столетия... Вообще, автомобиль и курение удивительно дополняют друг друга - эдакийтомобильная» трубка, в которой передняя часть бочки имела возвышение и препятствовала выдуванию табака с последующим попаданием на физиономию... Табачно-автомобильная тема оказалась настолько неразделимой, что в 1914 году сэр Данхилл даже выпустил собственный автомобиль ну очень шикарный... А почти через столетие после этого именитая фирма «Астон Мартин» построила для не менее именитой «Альфред Данхилл» эдакую машинуТрубочка для курения в открытом авто. Думается, она предназначалась все-таки не водителю, а пассажирам...нельзя курить за рулем по всей Туркмении? Замечу также, что в Германии объявления о продаже подержанных машин частенько содержат пометку NR - дескать, не волнуйтесь: прежний хозяин не курил. Современные автопроизводители относятся к курильщикам по-разному, однако наметившаяся тенденция борьбы с зельем прослеживается четко. Даже изобретатели автомобильных пепельниц - американцы - нынче вообще отказались от них: во многих моделях они не предусмотрены даже как опция. Впрочем, давайте немного отвлечемся и ознакомимся с любопытными фактами... ВОКРУГ БЫЧКА 27 сентября 1905 года в НьюЙорке арестовали некую даму. Нарушение закона состояло в том, что задержанная. .. курила в автомобиле! В 1999 году в США 10,3% аварий со смертельным исходом были вызваны тем, что водитель отвлекался от управления - прикуривал сигарету, занимался макияжем и т. п. Письма типа «Не курите в автомобилях «Порше» получили в свое время все владельцы родстеров Porshe Baxter. Причина - возгораниестранный симбиоз корабля и рыбы-прилипалы. Более того - прилипале уделяется внимание как VlP-персоне: при лошадях такого не было. Даже Альфреду Данхиллу, будущему основателю одноименной табачной империи Dunhill, на заре карьеры не приходило в голову выпускать набор курильщика для всадника. Седло или сбрую пожалуйста, но травить никотином лошадей - фи! Однако с появлением первых авто он быстренько освоил новую продукцию - шлемы, очки, меховые перчатки: грех не воспользоваться тем, что машины-то открытые... А чуть позднее он своевременно прислушался к сетованиям любителей трубок вот, мол, за рулем неудобно курить! В результате была изобретена специальная «ав292 За рулем 11/2004для любителей сигар - Aston Martin DB7 Alfred Dunhill Edition. Надо ли говорить, что комплектация машины подразумевала дорожный набор «от Данхилла» - сигарную зажигалку, каттер-гильотину для сигар и хьюмидор «под старину» (это, грубо говоря, такой дорогой домик для сигар)... Потому что Автомобиль, как и Курение это не столько средство для достижения какой-то сиюминутной цели, сколько Ритуал. Градации типа «курящий некурящий», на мой взгляд, вообще некорректны - куда правильнее делить людей на воспитанных и, скажем так, на остальных. Согласитесь, последние встречаются чаще и изрядно всем поднадоели иначе с какой стати было запрещать курение на улицах того же Токио? И почемуТакие портсигары «Мерседес-Бенц» производил для своих наиболее обеспеченных клиентов. Это правильно: негоже солидному человеку пользоваться чем попало... КУРЕНИЕ ЗА РУЛЕМдвигателей у нескольких экземпляров данной модели. Причиной пожаров послужили дымящиеся окурки, затянутые в боковые воздухозаборники моторного отсека, расположенные позади дверей. Кстати, прямой отечественный аналог «Порше» по этой части - наш ушастый «Запорожец»! Самый крутой экранный автомобилист - Джеймс Бонд - после «Лицензии на убийство» с Тимоти Далтоном уже не курил в кадре. Машины или женщины - это пожалуйста, а с табаком ни-ни. А в настоящее время из голливудских звезд чаще других на экране дымят Леонардо Ди Каприо, Шарон Стоун и Джон Траволта. Пора намекнуть на нескромный вывод, который так и напрашивается сам собой... Священнодействие с зажигалками, прикуривателями и портсигарами отвлекает от управления машиной куда сильнее, чем Плакаты на московских улицах: «Не бросай руль!» Кому как, треп по сотовому телефону, а мне особенно жалко некурящий столб - ему-то за что досоднако же вне закона у нас талось? объявлен именно мобильник... Но что-то не верится, чтобы наш процент вышеупомянутых аварий был ниже американского. Конечно, если курильщику наплевать на собственную безопасность, то это его проблемы, но почему вместе с ним должен буду страдать я? Ведь мало того, что он в меня стукнется, не дотянувшись в повороте до прикуривателя, - он же, чего доброго, и загорится, если зажженный бычок упадет не туда! А если при этом сработавшая подушка безопасности вдавит сигарету или трубку в чью-то физиономию, то рассчитывать на адекватное поведение курильщика мне уже точно не придется - бррр... Несерьезно все это, скажете вы? Да яи сам понимаю, что никуда, как говорится, «не достучусь»... Но можно все превратить ив поПорше Бокстер- и «Запорожец» - найдите отличия... Во всяпытку неуклюже пошутить ком случае, «дышат» они одинаково, а потому моторному отседескать, мультипликационку приходится по совместительству работать пепельницей... ный Волк докурился до того,что уже много лет стабильно попадает в аварии на любых видах транспорта. Только воспитанный Крокодил Гена не лезет за руль - дымит себе потихоньку и травит окрестных Чебурашек... А вообще-то, наши люди не зря говорят, что низкооплачиваемая работа все-таки вреднее алкоголя и курения. Куда уж денешься от дыма отечества...ИЗ ИСТОРИИ «ДЫМА ОТЕЧЕСТВА»Россию по части курения всегда «колбасило». Первым закурил Архангельск, причем по вине «транспортников» британские моряки угощали наших. Зелье понравилось, но затем Кремль заняли непредсказуемые Романовы - после очередного московского пожара Михаил Федорович повелел применять к курильщикам... смертную казнь! Однако уже его сын монополизировал продажу табака пусть, мол, государство обогащается... Но с его же подачи курильщиков вскоре начали лупить батогами, клеймить и ссылать на уборку снега в Сибирь. С воцарением Петра Первого добровольнопринудительно закурила вся страна, но затем вновь наступила пауза - аж до Екатерины Второй. Матушка возродила производство российского табака и ввела в моду сигарные банты, оберегающие белизну перчаток... Прошло чуть меньше столетия, и Москва вновь начала бороться с пожарами от брошенных папиросок - курение на свежем воздухе запретили. Но Александр Ш вскоре опять разрешил дымить на улице ив общественных местах. Последний император также был заядлым курильщиком. А лет через семьдесят на пачках сигарет появились знаменитые надписи Минздрава, вызванные, впрочем, не столько заботой о ближнем, сколько дефицитом зелья. С началом нового тысячелетия маятник вновь качнулся в сторону здоровья... Надолго ли? •За рулем 11/2004 293