316
317
318
СПОРТИ ТЮНИНГТЕХНОЛОГИИ ФОРМУЛЫ 1II.£#••Iл ВАДИМ КРЮЧКОВ."4 ФОТО АВТОРА И,«МАК-ЛАРЕН»ля бывалых рыболовое не секрет, из какого материала делают самые современные снасти. Дорогие удилища это процентов на восемьдесят углеволокно. Но при чем, спрашивается, здесь формула 1? Да при том, что нынче шасси гоночных болидов «Большого цирка» на 85 процентов тоже из углепластика. Подобно упомянутым снастям, они обладают, казалось бы, несовместимымн свойствами - прочностью и хрупкостью. О некоторых «тайнах» постройки формул мне уда316 За рулем 11/2Слось узнать в британском городе Уокинг, где расположен открывшийся весной этого года «Мак-Ларен Текнолоджи Центр». ВЫТЕСНЯЯ МЕТАЛЛ Какими же несерьезными, нежными кажутся многие детали при ближайшем рассмотрении! Взять хотя бы защитные щитки и стенки воздуховодов охлаждения тормозной системы - они не толще картона. Между тем в основе этих деталей из композита - нити углеволокна перекрестного плетения. Выглядят как обычнаястеклоткань, только черностеклоткань, только черного цвета. Даже один слой таго цвета. Даже один слой такого углепластика необыкого углепластика необычайно прочен и легок. Что чайно прочен и легок. Что уж говорить об узлах и детауж говорить об узлах и деталях покрупнее. Монокок лях покрупнее. Монокок (основа формулы, к кото(основа формулы, к которой кренится все остальрой кренится все остальнос), рычаги подвески, тяги ное), рычаги подвески, тяги и даже тормозные диски и даже тормозные диски сделаны из одного и того же сделаны из одного и того же материала. Как бы его ни материала. Как бы его ни величали - графитом, карвеличали - графитом, карбоном или иначе - суть не боном или иначе - суть не меняется. У нас этот матеменяется. У нас этот материал принято называть углендастиком. Вспомним телерепортажи с трасс формулы 1. Вотодна из машин заезжает на пит-лайн, где механики в мгновение ока меняют носовой обтекатель с антикрылом. Смотрится он довольно массивным, но на наших глазах деталью манипулируют так, будто она невесомая. Обтекатель лишь кажется монолитом. На самом деле он легкий и сделан но принципу сэндвича: соты из алюминиевой фольги посередине, а сверху и снизу тонкий углепластик. 'Гот же принцип в основе многих элементов подвески. Сочетание продольных или сплетенных нитей утле- волокна снаружи и соты из алюминия или несгораемого материала «номекс» внутри. Мало того, в изготовленную таким образом деталь вклеивают еще и металлические сферические шарниры - в подвеске гоночного автомобиля не место резиновым втулкам и сайлентблокам. Конечно, при изготовлении шасси используется и металл, но, как правило, не сталь. Во всяком случае, «Мак-Ларен» применяет в основном титан и сплавы наоснове магния или алюминия. Колеса, ступицы, корпусные детали коробки передач из углепластика пока не делают. Впрочем, конструкторы уверены: чем дальше, тем меньше и меньше будет металла. Например, одна из перспективных разработок «Мак-Ларена» (возможно, она появится уже в будущем году на модели МР4-20) - коробка передач с корпусом... из углепластика. Говорят, технические проблемы решены, дело лишь в цене. Сейчас коман-да покупает корпуса коробок из алюминиевого сплава у фирмы «Илмор» по 14 тыс. фунтов за штуку. С переходом на углепластик стоимость возрастет до... 100 тыс. фунтов! Учитывая, что на сезон требуется 25-30 коробок, несложно подсчитать, в какую копеечку обойдется переход на ультрасовременные материалы, Как шутят сами инженеры, парадокс в том, что сначала они добиваются облегчения болида любой ценой, а потом догружают его балла-стом, дабы соответствовал техническим требованиям. Н ОВЫЙ ШТАБ Еще один парадокс - сал технологический центр именитая команда оказа лась в роли догоняющей Казалось бы, все надо вкла дывать в совершенствова ние болида, но нет: автомо биль модернизируется по степенно в ходе сезона, a or ромные средства уходят н; завершение строительства В результате у «Феррари» • лучшие достижения в гонВ новом центре серийно производят эксклюзивный «Мерседес-Бенц SLR».Даже руль болида выполнен из композита.Ступица из титана, тормозной диск и рычаги из углепластика.•~<е \За рулем 11/2004 317 СПОРТИ ТЮНИНГТЕХНОЛОГИИ ФОРМУЛЫД1ках, а у «Мак-Ларена» - лучший в формуле 1 технологический центр. Говорят, это сделано ради стратегической выгоды - капитальные вложения начнут приносить команде дивиденды в виде высоких мест в гонках уже следующего года. До переезда в новую штаб-квартиру производство «Мак-Ларена» было разбросано по семи различным зданиям. Собрав все силы под одной крышей, рассчитывают на куда больший эффект. Ультрасовременный комплекс выполнен в стиле хайтэк. Только площадь остекления - 43 тыс. м 2 . В центре занято 950 человек. Здесь гоночное отделение, производство электроники, служба маркетинга, автомобильное отделение (выпуск эксклюзивного «Мерседес-Бенца SLR»). Гоночное включает несколько производств. Одно специализируется на изготовлении металлических деталей, другое - на сборке коробок передач. Отдельно расположен строго засекреченный цех - тут в автоклавах выпекают монококи и утлепластиковые детали. В аэродинамической трубе доводят аэродинамику болидов, используя для этого как готовые автомобили, так и макеты масштаба 1:2. Продувка идет в разных положениях, имитирующих клевки при разгонах и торможениях. крены в поворотах. Всего отрабатывается около 40 позиций. Короче говоря, в здании. называемом «Парагон», сосредоточено все для проектирования, производства, испытаний и доводки гоночных автомобилей.! |В этом автоклаве выпекают детали из углепластика.Не так давно, во времена господства «Мак-Ларена» и «Вильямса». итальянцы предсказывали скорое возрождение былой славы «Феррари». Искренне верили - и не ошиблись. Может быть, нечто похожее происходит сейчас в Британии? Английские аналитики считают, что у «Скудерии» вскоре появится достойный конкурент в лице «МакЛарена». Не последнюю роль в этом призван сыграть новый технологический центр. Не об этом ли говорит выход команды из кризиса в конце нынешнегоуховод охлаждения тормозов - из углепластиковои ткани рестного плетения.Колесный диск ENKEI из легкого сплава. За ним видны элементы крепления карбонового тормозного диска.MEN?bile318З а рулем 11/2004