164
165
166
167
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ,ИЗОБРЕТЕНИЯТРИ СЕКУНДЫ - И ЗАГЛОХГруппа «Пежо - Ситроен» представила «Ситроен-СЗ» с системой «Стоп энд старт», предназначенной специально для городских условий. О подобных системах, выключающих мотор при остановке на светофоре или в пробке, мы писали неоднократно, но тогда речь шла или о гибридных автомобилях, или о машинах, оборудованных стартер-генератором, совмещенным с маховиком. В общем, отнюдь не о массовых моделях. В этом смысле система S&S действительно новинка, кстати, поступающая в продажу. Для начала инженеры выяснили, много ли топлива нужно, чтобы пустить двигатель. Оказалось, ровно столько, сколько сгорает на холостом ходу за 3 с. Так определили временной порог, за которым выгоднее останавлиСОг 14В гТак устроен «Стоп энд старт»: 1 - компрессор кондиционера; 2 - шкив коленчатого вала; 3 - реверсивный натяжитель; 4 - стартер-генератор.Механическая коробка передачАвтоматическая Автоматическая коробка коробка передач передач и система -стол-старт-Расход топлива и выброс С02в смешанном цикле для автомобиля «Ситроен-СЗ» с двигателем 1,4 л, 16V с механической коробкой, коробкой «Сенсодрайв», а также с коробкой «Сенсодрайв» и системой S&S.вать мотор. Но заглушить-то это просто, а как завести? С этим всего за 0,4 с справляется навесной стартер-генератор фирмы «Валео». Единственная проблема - как натягивать приводной ремень: ведь его тянущая и свободная ветви теперь поочередно меняются местами. Пришлось разрабатывать реверсивный блок натяжения. Интересен алгоритм работы системы. Она автоматически деактивируется, если включены мощные потребители или кондиционер, если батарея чрезмерно разряжена или на улице мороз ниже -10°С, если водитель маневрирует задним ходом. В остальных случаях «Старт энд стоп» экономит 10% топлива в городском и 6% в смешанном циклах.Внешне систему выдает шильдик сзади (а), в салоне при ее работе загорается сигнал ЕСО (б).МЕДНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТНадо ли говорить, как важна нынче мощность генератора? Ведь энергию «высасывает» все больше потребителей, однако постоянные пробки и работа на холостом ходу не дают увеличить зарядный ток. Все, тупик? Оказывается, пределы совершенства генераторов еще не достигнуты. Фирма «Бош» поколдовала над своим Т1, предназначенным для установки в автобусы и грузовики, и подняла мощность генератора на 10%. Чем же отличается «Т1-Мультипауэр» от предшественника? Прежде всего, удалось увеличить так называемый коэффициент заполнения обмотки статора. Проще говоря, в том же объеме разместили больше меди (уменьшены неизбежные воздушные164 За рулем 11/2004промежутки между витками). Соответственно пересчитали и оптимизировали обмотку ротора. Итог: когда роторГенератор «Т1-Мультипауэр» не оставит вас без энергии даже в ночных зимних пробках.вращается со скоростью 1500 об/мин, «Мультипауэр» выдает в нагрузку солидные 78 А. Ну а при 6000 об/мин и все 155 А. Габариты же и присоединительные размеры генератора не изменились. Встроенный регулятор измеряет напряжение прямо на клеммах аккумулятора - батарея всегда будет заряжаться «правильно». Более того, при возникновении некоторых неисправностей в регуляторе он все же будет из последних сил поддерживать нужное напряжение, но даст водителю сигнал наподобие привычного уже «Check Engine». Кроме «мастеров-медников», над генератором поработали и другие специалисты. Так, замена типа подшипников и ревизия щеточного узла увеличили ресурс изделия, а измененная форма лопаток у крыльчатки охлаждения уменьшила шум генератора. НОВИНКИ. ИССЛЕДОВАНИЯ. ИЗОБРЕТЕНИЯКУДА ХОЧУ, ТУДА ВЕРЧУТак мог бы сказать о себе водитель автопогрузчика «Сайдвиндер» (Sidewinder), оборудованного колесами «Эйртрекс» (Airtrax). Впрочем, вертеться-то машине теперь необязательно - достаточно просто ехать в лю-Автопогрузчик «Сайдвиндер» сможет работать в самых тесных и неудобных местах.бом направлении по желанию оператора. Да и слово «колеса» не вполне подходит для описания нового движителя, запатентованного в Швеции и реализованного в США. Колеса как бы есть, но вместо шин на них под углом установлены бочонкообразные катки, каждый из которых вращается вокруг своей оси. В общем, под словом «колесо» будем понимать всю систему, установленную на ступицу. Движение транспортного средства с «Эйртрексом» целиком зависит от соотношения угловых скоростей и направлений вращения отдельных колес. Если они синхронно крутятся в одну сторону, машина едет вперед или назад. Если передние и задние вращаются «в противофазе», то «Сайдвиндер» пойдет... боком. Есть возможность поиграть скоростью вращения каждого колеса - они снабжены индивидуальными гидростатическими моторами. Тогда можно ехать в любую сторону, разворачиваться на месте и вообще маневрировать произвольным образом. Это,в колесах «Эйртрекс».конечно, надо видеть в движении. При случае посмотрите видео на сайте www.airtrax.com - впечатляет! Разумеется, для управления «Сайдвиндером» обычная баранка не годится. Вместо нее в правой руке оператора нечто вроде джойстика. Куда его отклонить, туда машина и пойдет параллельно самой себе. Хотите повернуть - вращайте рукоятку, как ручку газа на мотоцикле. Электронные «мозги» уловят желание водителя и дадут команды двигателям, чтобы движение «Сайдвиндера» точно соответствовало направлению и величине отклонения рукоятки. Проще, как говорится, не бывает. Но сколько умных голов поработало, чтобы добиться этой простоты!На правах рекламы года:GilletteшишДЛЯ БОЛЕЕ ГЛАДКОГО И КОМФОРТНОГО БРИТЬЯС 7 октября по 30 ноября 2004ГелиGillette SERIESиспытай О - мерные ощущения!Полные правила акции по бесплатной«горячей линии» 8 800 2004 404 и на сайте www.gilletteseries.ru ТЕХНИКАНОВИНКИ. ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯПремию за лучшее новшество года на прошедшей во Франкфурте выставке «Автомеханика2004» получили фирмы «КонтиТех» (ContiTech) и «Литенс Отомотив Труп» (Litens Automotive Group), придумавшие... овальную шестеренку. Речь идет о ременном приводе распредвалов, потеснившем сегодня цепную передачу. Гибкий зубчатый ремень всем хорош, еще увеличить бы срок его службы, чтобы вовсе исключить замену из перечня сервисных работ. Исследования показали, что причина преждевременного износа ремня - колебания, вызванные неравномерным сопротивлением распредвала. Когда кулачок начинает открывать клаОВАЛ ШЕСТЕРНИпан, усилие на ремне возрастает. Для компенсации рывков неплохо бы в этот момент «притормозить» коленчатый вал, что, увы, нереально. Зато можно замедлить движение зубьев ведущего шкива, если сделать его... овальным. Такой «умный» шкив «Смарт Спрокет» (Smart Sprocket) и запатентовала фирма «Литенс». Результаты превзошли ожидания: усилия на ремне снизились на 40%! Появилась возможность либо сделать его на 1/3 уже, либо, при той же ширине, «вечным». Разумеется, овальный шкив потребовал изменить и конструкцию натяжного устройства, и строение самого зубчатого ремня. Этим уже занимались разработчики «КонтиТех».dтлваУШSLiKYКгШНовая система на двигателе внешне почти не отличается от обычной. Схема привода «КонтиТех» - «Литенс»: 1 - овальный шкив; 2 - модернизированный натяжной ролик.Премьера нового привода кулачковых валов состоится под капотом «Ауди» на двигателях TFSI (турбонаддув + непосредственныйвпрыск бензина). Такие моторы должны выполнить нормы Евро IV и Евро V, а их ременная передача станет необслуживаемой.РЕЗИНОВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТНа выставке грузовых автомобилей в Ганновере фирма «Сименс VDO» показала интеллектуальную систему контроля шин Tire-IQ-System. Хотя основное предназначение устройства - контроль давления воздуха, возможности его значительно шире. Начнем, однако, именно с давления. Подобные системы становятся обычными в автомобилях. Но TIQS стоит среди них особняком. Здесь датчик никак не связан с вентилем, а заварен в рези-ну покрышки. Скорее даже «зажарен» - ведь температура вулканизации достигает 185°С при давлении 28 бар! Тем не менее, тонкое электронное устройство выдерживает эти адские условия в течение получаса. Далее, в датчике нет источника питания, необходимая энергия наводится индуктивным методом (примерно как в трансформаторе) через приемно-передающую антенну. Это всего-навсего проволочка, заложенная в том же слое резины по окружности колеса. В результате вращение колес никак не сказывается на процессе обмена информацией с установленным вблизи колеса приемо-передатчиком. Теперь о других возможностях системы. Поскольку датчик навсегда связан с шиной, он не только передает бортовому компьютеру данные о типе, размерности и дате изготовления покрышки, но и запоминает такие подробности, как пробег, перестановки колес и т. п. В итоге водитель загодя узнает об окончании ресурса, а если колесо окажется вдруг на другом автомобиле, оно не будет ошибочно принято за новое и отсчет пробега просто продолжится. Само собой, вся эта система применима и на легковом автомобиле - с грузовиков начали потому, что для магистральных перевозок с их огромными пробегами и бесчисленными колесами на автопоезде она актуальнее.Этому дальнобойщику не надо заботиться о состоянии шин: 1 - приемно-передающий блок автомобиля; 2 - датчик; 3 - антенна датчика; 4 - дисплей водителя с информацией о самочувствии шин. 166 За рулем 11/2004 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВМУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДВЕСКАПри упоминании аудиосистем «Боус» (Bose) возникают четкие ассоциации с великолепным звучанием и немалой стоимостью. Теперь, однако, этот имидж может претерпеть изменения. Нет, не в худшую сторону, просто «Боус» плавно подошел и к... активным автомобильным электроподвескам. Мы уже знаем про пневмо- и гидроподвески. Но, видимо, в погоне за мощностью своих усилителей и громкоговорителей фирма достигла такого уровня, что может запросто раскачать (или успокоить) кузов автомобиля. Надо «только» вместо обычных стоек подвески поставить линейные электромоторы. В них роль вращающегося ротора играет якорь, поступательно движущийся в поле статора. Теперь задумаемся: так ли уж отличается такая система от динамика? В нем ведь тоже катушка движется вместе с диффузором, создавая колебания воздуха. И кому, как не специалистам фирмы «Боус» знать все о возбуждении или демпфировании этих колебаний? Вот и получается, что принципиальноПримерно так выглядит электрическая стойка Мак-Ферсона.кузов автомобиля можно уподобить диффузору динамика, который должен быть неподвижен относительно дороги при вертикальных перемещениях колес. Разумеется, чтобы погасить такие воздействия, требуются не ватты, а киловатты, но такие усилители и электромоторы уже созданы. Что ж, программисты разработали алгоритмы, электрики создали стойки с линейными двигателями, усилители уже были... Осталось поверить теорию практикой. И такая проверка прошла успешно. Экспериментальный лимузин, оборудованный подвеской BSS (Bose Suspension system), оставался невозмутим при самых резких маневрах поворотах, разгоне, торможении. Никаких кренов, клевков, приседаний, минимальные толчки от ухабов. Самое интересное, что упомянутые двигатели порой работали как генераторы, они гасили колебания, запасая энергию в буферной батарее суперконденсаторов. И на круг вышло, что новая подвеска потребляла энергии на 30% меньше, чем климатическая установка! По мнению разработчиков, для серийного производства электроподвеска созреет года через четыре. Тогда прощайте, амортизаторы!На правах рекламыудовольствиев движенииСФИНВАЛ Выможете позволить себе думать только одвижении .Официальные дистрибуторы продукции FinwhaleМОСКВа: 000 АМГ (095)748 5245/47. 000 КАМА-Авто' (095)550 6578/79/80: С аНКТ - П етербурГ000 000 АМГ'. Санкт-Петербургский филиал (812) 326 4242. ООО 'КАМА-Авто' (812)324 3606. "Планета-Авто" (812) 108 6630. 327 5463: В оЛГОГраД000 Лубритекс' (8442) 48 8467; _Е катеринбург : ООО АМГ (343) 243 3680. 370 9780. И жвВСК : ЗАО MAXIMA (3412) 609 690. 609Н ИЖНИЙНОВГОРОД : ООО Аетотехимпорт 18312)56 7043/52: Н оВОСИбирСК : ООО 'Сибоил" (3832)90 3885.90 3995: Р ОСТОВ - Н Э - Д ону ООО "РосАвтоПром ' (8632) 20 1807/08/09: С амара : ООО Русская тройка' (8462) 55 2102: У фа ЗАО "Тоско 13472)64 4290. 64 4784249:За рулем 11/2004 167