310
311
312
ГОНКИ СЕРИИ DTMВ ГОСТЯХ У «НЕМЕЦКИХ МАСТЕРОВ»ЮРИИ ТЮРИН. ФОТО АВТОРАПолтора года назад Чехия вошла в Евросоюз. И не только открыла для европейцев границы, но и стала первой страной Восточной Европы, куда пришла одна из самых популярных европейских гоночных серий - чемпионат DTM. У РОКИ ПРОШЛОГО «Немецкий чемпионат» (Deutsche Tourenwagen Meisterschaft), как раньше расшифровывалась аббревиатура, ведет историю с конца 80-х. Нынче толкование буквы М несколько иное - Meisters («мастера») вместо Meisterschaft. «Немецкий» - это не только адрес прописки. Изначально в DTM участвовали только немецкие производители «Опель», «Мерседес-Бенц», БМВ и, не удивляйтесь, «Форд», чье европейское представительство и заводы тоже расположены в Германии. На старт в DTM допускают только автомобили, построенные на базе серийных, выпущенных в количестве не менее десяти тысяч экземпляров. То есть в гараже «дэтээма» привычные европейскому народу «Ауди-А4», «Мерседес-Бенц» С-класса, «Опель-Астра» и «Опель-Вектра». Первенство впервые провели в 1988 году, и, оказалось, его организаторы попали в яблочко. Популярность серии росла как на дрожжах - этапы показывали по ТВ, стартовали в них самые известные гонщики, а по числу болельщиков на трибунах «Дойтче ТуренНынешний DTM - чемпионат трех марок: «Опеля», «Ауди» и «Мерседес-Бенца».ваген» стал сопоставим с формулой 1! ФИА заволновалась - по крайней мере, в Европе DTM серьезно конкурировал с обожаемым федерацией «Большим цирком». Разогнавшийся локомотив кузовных гонок требовалось срочно притормозить - деликатно, но эффективно. И гениальный ход нашелся: в 1995-м DTM преобразовали в ITC - международную серию с этапами в Германии, Португалии, Великобритании, Финляндии, Италии, Бразилии и Японии. Поди плохо?! А через год чемпионат умер «своей смертью» - команды и стоящие за ними заводы не выдержали резко скакнувших расходов. ТОРМОЗА ПРОГРЕССА Возрождение готовили четыре года, и усилиями «Опеля», «Ауди» и «Мерседеса», скучающих по былым временам, чемпионат учредили вновь. Играть решили на новый лад: уроки не прошли даром, а потому в правилах теперь регламентировано решительно все, что касается устройства автомобилей, дабы не допустить «гонки вооружений» и неконтролируемого роста бюджетов. К примеру, по ходу сезона нельзя менять аэродинамику автомобиля. Естественно, до предела «удешевлен» и двигатель - объем не более 4 литров, восемь цилиндров, не более четырех клапанов на цилиндр, угол развала блока для всех - 90 градусов, с двумяобязательными шайбами на впускном коллекторе диаметром 28 мм (простейший способ ограничить мощность). А вообразите, какова надежность моторов, если на весь 11-этапный сезон автомобилю «отпущен» один двигатель! Перед стартом первой гонки его пломбируют судьи - какой-либо ремонт недопустим, в случае поломки мотор подлежит замене. Как ив формуле 1, пилот, воспользовавшийся запасным мотором, стартует с последних позиций. Строгие меры дают отличный результат: мощность двигателей нынеХайнц-Харальд Френтцен нашел пристанище в одной из «конюшен» «Опеля».ft*зюза рулём 1ттт ГОНКИ СЕРИИ DTMввввввввввввЪввввввшввввввввШввжПит-стоп не совсем «а'ля формула 1» - тоже по три механика на колесо, а вот дозаправка - из специальных баллонов.Солнцезащитный «плед» применяют даже в прохладную погоду.Матиас Экстрем - самый молодой чемпион за всю «современную эру» DTM. держится на уровне 470-480 л. с , вне зависимости от модели. Все «механические» и «электронные» пути увеличения мощности перекрыты. Кое-что могут сделать химики. Питер Дамбрек, пилот «ОРС Тим Феникс», утверждает, что переход на новое масло «Вальволин» добавил мотору 4 л. с. Но такой довесок не слишком ощутим на трассе и чемпионом в одночасье не сделает. Табун почти в полтысячи «лошадей» приводит задние колеса через опятьтаки стандартную для всех шестиступенчатую коробку передач. Колеса обуты в шины «Данлоп», одинаковые для всех по размерности и составу смеси. Цель достигнута - простора для бурного технического прогресса нет. В регламенте же прописаны и элементы шоу - обязательные пит-стопы для дозаправки и замены шин. Добро пожаловать на старт!Обладая самым сильным мотором, «Вектра» не вполне удалась с точки зрения аэродинамики, что сказалось на результатах. Л ЮДИИ МАШИНЫ Дорога в DTM открыта не только немецким производителям, а, по сути, любым - был бы подходящий базовый автомобиль. Но пока «чужие здесь не ходят». Первый сезон возрожденной серии прошел в борьбе «Мерседеса» и «Опеля». Чемпионом-2000 стал пилот «Мерседеса» немец Бернд Шнайдер, спустя год он повторил успех. Затем уступил корону гонщику «Ауди» французу Лорану Айелло, после чего в 2003-м вернул ее обратно. В нынешнем чемпионате стартовали 10 команд на машинах трех марок. Среди пилотов: недавние звезды формулы 1 Жан Алези и Хайнц-Харальд Френтцен, многократные победители «24 часов Ле-Мана» Том Кристенсен и Франк Биела. Громкие имена - гарантия зрительского интереса. А вот фан дам автогонок лавры и звания, добытые ранее, никаких гарантий в DTM не дают. Алези, выступающий здесь третий год, на подиумах весьма редкий гость. А дела новичка Френтцена совсем никудышные - никак не приспособится вице-чемпион мира 1997 года к управлению «Опелем-Вектра». На первых ролях в этом году отнюдь не «немецкие мастера» - голландец Кристиан Алберс, британец Гари Паффетт и швед Матиас Экстрем. По ходу турнира «Инголыптадтский экспресс» раскатился настолько, что у мерседесовцев Алберса и Паффетта перед гонкой в Брно остались разве что математические шансы догнать Экстрема. А «Опель», увы, «отбывал» кризис, откуда только-только начал выбираться. Питер Дамбрек считает, что у «опелей» однозначно лучший мотор, а проблема другая: «Мы никак не можем найти баланс автомобиля. «Вектра GTS» не За рулем 11/2004 311 ГОНКИ СЕРИИ DTMБолельщики кучкуются по интересам: это клан команды «Ауди-АВТ», за которую выступает Матиас Экстрем.очень устойчива в скоростных поворотах. Мало того, на прямых на большой скорости иногда приходится чуть сбрасывать газ, иначе рискуешь просто вылететь с трассы. Всему причина - аэродинамика, а вмешаться в нее можно будет только зимой». М Ы ВЫБИРАЕМ DTM ! Автодром «Масарик-Брно» - пять с половиной километров асфальта, петляющего по холмам и лощинам. Когда-то здесь проводили мотоциклетные Гранпри и кольцевые гонки фузовиков. Не всем пилотам незнакомая дорожка по душе. Ветеран формулы 1 Эммануэлле Пирро ворчит: «Трасса тяжелая - боль«Я с вами больше не играю!» Контактной борьбы в сражении легковых машин всегда хватает.шие перепады высот, сложные повороты. Вроде широкая, а обгонять почти негде». Театр начинается с гардероба, а гонки для зрителей - с кассы. Билеты вполне доступны даже по российским меркам. Самый дорогой - лучшие места на весь уик-энд, с пятницы по воскресенье - 75 евро. На подъездах к автодрому устроены кемпинги, сплошь заставленные автомобилями с домиками на прицепах - это болельщики, путешествующие с гонки на гонку. На премьеру чемпионата DTM в Чехии съехалось 35 тысяч зрителей. Никакой толкотни - широкие дороги и тротуары внутри трассы позволяют свободно перемещаться, не мешая работе «маршалов» и команд. Немецкий порядок - на каждую трибуну билет свой собственный, отдельно продаются билеты в паддок. Напротив трибун - огромные телеэкраны, где идет прямая трансляция с повторами наиболее важных моментов. DTM - главное зрелище дня. На гарнир знакомый российским любителям автоспорта Кубок «Поло», Кубок «Порше-Каррера», где стартует наш Олег Кесельман, формула 3и формула БМВ, в которой первые шаги делает сейчас Федерико Монтоя - 15-летний брат знаменитого гонщика-колумбийца. Чуда не произошло. Матиас Экстрем стартовал с первой позиции, обогнать себя никому не дал и роковых ошибок не совершил. Есть новый чемпион! «Опель» показал, что заметно подтянулся к лидерам: швейцарец Марсель Фесслер на финише был четвертым. Френтцен, также выступающий на «Опеле», шестой. Алези за рулем «AMG-Mepceдес» - девятый. В DTM полным ходом идет смена поколений. Ветеранов, в том числе экс-чемпионов Шнайдера и Айелло, мало-помалу вытесняет с пьедесталов молодежь. Новоявленному чемпиону - 26 лет. А его главные соперники Алберс и Паффетт, что сразятся теперь за оставшиеся призовые места, еще моложе. Все пришли в DTM из гонок младших формул, выбрав именно этот маршрут взамен считающегося более «правильным» и прибыльным: формула 3, формула 3000, формула 1. Как ни крути, а «туринговых дел мастера» опять начинают мешать «Королеве автоспорта». D«fcpV