148
149
150
151
152
153
154
ТЕХНИКАВЫСТАВКИ, САЛОНЫ: ГАННОВЕР-2004В ТИСКАХ СТАНДАРТОВАНАТОЛИИ ФОМИН. ФОТО АВТОРАВшестидесятый раз Ганновер устраивает салон грузовых автомобилей и автобусов. Среди выставочных столиц Европы этот немецкий город, как и Франкфурт, может похвастать огромными экспозициями - чтобы обежать все стенды, не хватает и целого дня. Традиционно в конце сентября по четным годам посетителей и журналистовпринимает «грузовой» Ганновер, по нечетным - «легковой» Франкфурт. Ознакомившись со статистикой продаж коммерческих автомобилей в Европе за последние три года, трудно проникнуться оптимизмом. С 2001 года продается все меньше и меньше грузовиков - на 2-4% в год. Львиную долю составляют машины полной массой от 2 до 3,5«Мерседес-Бенц Вито» выбран «Фургоном 2005 года». Выпускаемый с 2003-го, он, в противоположность большинству конкурентов, стал теперь заднеприводным. Заказчик может выбирать из двух вариантов по базе, трех по длине, двух по высоте крыши и полезной нагрузке и из пяти дизельных и бензиновых моторов мощностью от 88 до 231 л. с. ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ: ГАННОВЕР-2004 тонны - их уже более 56%. Немало и тяжелых грузовиков полной массой больше 16 тонн - почти 18%. А вот развозные пикапы и фургоны на базе легковых автомобилей, как и средние грузовики, стремительно теряют популярность - число поставленных на учет машин полной массой от 3,5 до 7,5 тонны упало почти в полтора раза. Транспортные перевозки становятся все более сложными и одновременно упорядоченными. По мере развития логистики на первый план выходят крупные склады и магазины за пределами городов. Их обслуживают тяжеловозы, а для местных нужд вполне достаточно автомобилей до 3,5 тонны, относимых к категории «В». НОРМЫ и ДИРЕКТИВЫ Характеристики тяжелых машин разных производителей будто написаны под копирку: двухосный седельный тягач и трехосный полуприцеп, полная масса 40 тонн, дизельный двигатель обычно от 380 до 520 л. с. Технически они похожи, как близнецы, хотя дизайнеры делают все возможное, чтобы даже прохожий, боже упаси, не перепутал «Вольво» со «Сканией», а «Мерседес» с МАНом.«Автобусом года» жюри автомобильных журналистов назвало «МАН-Лайонс Сити» - городской низкопольник. Оснащен семилитровым турбодизелем D 0836 LUH 40 мощностью 280 л .с/208 кВт (Евро IV) и автоматической четырехступенчатой коробкой передач Voith DIWA5. Среди вариантов исполнения также 15-метровый трехосный и 18-метровый сочлененный автобусы. «Скания тип R» отмечена жюри как «Грузовик года». Модернизированный автомобиль отличает улучшенная эргономика кабины, пониженный уровень шума и унифицированное семейство 5-, 6- и 8-цилиндровых двигателей рабочим объемом от 9 до 16 л. Новинку уже можно заказать во всех возможных вариантах - от магистрального тягача до полноприводного строительного шасси. ТЕХНИКАВЫСТАВКИ, САЛОНЫ: ГАННОВЕР-2004Темно-синий «Мерседес-Бенц Актрос 1848 Блютек» представляет двигатель, выполняющий Евро V. Помогли не только увеличенные степень сжатия и давление впрыска. Автомобиль оснащен нейтрализатором окислов азота SCR (Selective Catalitic Reduction). Владельцы таких машин с января 2005 по октябрь 2009 года будут экономить по 2 евроцента дорожного налога на каждом километре.«Мерседес-Бенц Спринтер» обзавелся гибридной силовой установкой со вспомогательным электродвигателем мощностью 70 кВт и никель-гидридной батареей емкостью 14 кВт-ч. На ее зарядку от сети уходит 6 часов. «Спринтер» может проехать до 30 км без включения дизеля или, напротив, служить генераторной установкой на 40 кВт; масса дополнительного оборудования - 350 кг. Легкий вариант гибрида оснащен электромотором в 40 кВт и батареей в3 кВт ч, не умеет подзаряжаться от сети и одолеет на электротяге только 4 км. 150 За рулем 11/2004 ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ: ГАННОВЕР-2004Новый «ИВЕКО-Траккер 350 4x4» для строительных работ в условиях плохих дорог. Автомобиль предлагается в 2-, 3- и 4-осном вариантах полной массой до 40 тонн, с шестицилиндровыми двигателями семейства «Курсор» мощностью 270-480 л. с.«ИВЕКО-Дейли 35 С17 НРТ», как следует из индекса, рассчитан на полную массу до 3,5 тонны. 3-литровый четырехцилиндровый турбодизель мощностью 166 л. с. позволяет ему везти 1,5-тонный груз со скоростью более 170 км/ч!Магистральный тягач с независимой передней подвеской и реечным рулевым управлением? Немецкая фирма ZF уверена, что в скором времени такие компоненты машинам понадобятся. Кроме улучшенного комфорта и управляемости, независимая передняя подвеска с пневмоэлементами может обеспечить больший диапазон регулировок по высоте, чем обычная конструкция с цельной балкой. Виновники сходства - европейские стандарты, зажавшие фантазии инженеров в жесткие рамки. Впрочем, вероятно, вскоре падет глава «евростандарта» - директива № 96/53/ЕС, регламентирующая длину и массу автопоезда. Успешные эксперименты доказали, что с переходом на 25,25-метровые и 60-тонные составы потребное число рейсов снижается на треть, затраты на эксплуатацию тягача - на 23%, а расход топлива и вредные выбросы - на15%. Убедительные доводы, не правда ли? А как дела на пассажирском транспорте? После долгих дискуссий Европейский парламент в 2002 году своей директивой 2002/7/ЕС разрешил эксплуатировать трехосные одиночные автобусы длиной до 15 ми двухосные до 13,5 м. Длина сочлененных автобусов теперь может достигать 18,75 м. Однако проблема, как оказалось, вовсе не в длине, а во вместимости. Масса двухосного автобуса не должна превышать 18 тонн, хотя инженеры не видят технических проблем ис 19,5 тонны. Впрочем, во Франции ограничение установлено на уровне 19 тонн, а в либеральной Голландии даже 21,5 тонны. Естественно, это ставит производителей в неравные условия. Автобусы из Нидерландов могут обойтись без легких материалов и потому быть дешевле (хотя и тяжелее) при той же вместимости. У городских машин некоторые проблемы вызывает лишь компоновка салона, в котором теперь необходимо предусмотреть место для инвалидной коляски. В современных низкопольных автоЗа рулем 11/2004 151 ТЕХНИКАВЫСТАВКИ, САЛОНЫ: ГАННОВЕР-2004«Фольксваген-Транспортер» - сегодня на конвейере пятое поколение машины. А всего их было выпущено более 10 миллионов! Представленный вариант - самый крупный: с длинной базой и3 высокой крышей он берет 1,3 тонны груза объемом до 9,3 м .Так выглядит система снижения токсичности с нейтрализатором окислов азота с впрыском AdBlue для двигателей ИВЕКО. Расход реагента составляет 4-6% от расхода топлива в зависимости от режимов движения и требуемого уровня токсичности.«Мерседес-Бенц Виано Эктивити» - концепт-трак. Возможно, так будут выглядеть европейские аналоги пикапов. Комфортабельный салон со сдвижными боковыми дверями и грузовая платформа, длину которой можно увеличить с 1,5 до 2,2 м. Задняя стенка пассажирского отделения откидывается. бусах ее располагают напротив средней двери. Кстати, настоящих низкопольников с тремя дверями и ровным полом по всей длине машины выпускают немного. Двухдверные машины с приподнятым в задней части полом дешевле и вполне справляются с ненапряженными маршрутами. 152 За рулем 11/2004 ВАЖЕН РЕЗУЛЬТАТ! Усилия европейских бюрократов не проходят даром. Все больше внимания уделяется регулированию и налогообложению транспорта. Вот только много ли выигрывает экономика? Современные европейские грузовики отличают сложность и высокая стоимость. Вот, например, как даются достижения в области экологии. Победив монооксид углерода и несгоревшие углеводороды в Евро III, в четвертом стандарте взялись за сажу, потребовав снизить ее содержание впятеро. Теперь на очереди окислы азота бороться с ними труднее всего. Война идет на два фронта: увеличение рециркуляции отработавших газов и, как следствие, снижение температуры горения и образования окислов азота и нейтрализация выхлопа. Самый простой способ нейтрализатор, в котором оксид азота, взаимодействуя с аммиаком, превращается в безвредный азот и воду. ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ: ГАННОВЕР-2004Аммиак в чистом виде летуч Дальше упрощать его описаи токсичен (вспомните нание не рискну. Выходит, Вашатырный спирт), однако силий Алибабаевич из его вполне можно использо«Джентльменов удачи» был вать в виде других химичеосужден несправедливо... ских соединений. Например, Несмотря на не самый реагента AdBlue, который заблагородный состав, нейтраправляется в отдельный бак лизаторы с использованием и расходуется вместе с топAdBlue весьма эффективны: ливом. Это, по существу, водони могут снизить уровень ный раствор мочевины. окислов азота в выхлопе на95%. Моторы Евро III с их помощью уложатся по окислам азота в нормы Евро V (вступают в силу в 2008-м). А теперь - холодный душ. По данным федеральных органов Германии по охране окружающей среды за 2003 год, в реальной эксплуатации большинство грузовиков не подтверждают заявленных характеристик. Машины, сертифицированные по Евро II, не всегда «попадают» даже в Евро I. Но законодателей это нисколько не смущает - они только усиливают нажим на производителей, требуя все более «чистых» технологий. Экологически чистый транспорт - вещь, безуслов-9Я%ьРаздельная циркуляция охлаждающей жидкости в головке и блоке цилиндров - важная особенность дизеля МАН D20. Двигатель серии 020 Евро IV оснащен накопительным сажевым фильтром.МАН TGA 18.530 предлагает особо комфортабельную «пятизвездную» кабину. Двигатель этого тягача - 6 цилиндров, 12,8 л, 390 кВт/530 л. с , крутящий момент 2400 Нм при 1000-1400 об/мин - пока соответствует только Евро III. Автоматизированная коробка с прямой высшей передачей помогает экономить топливо.гл23ЕЙ.ТВСЯМК«Опель-Комбо Тур» - пока только концепт, трактующий популярный фургончик «Опель-Комбо» как автомобиль для активного отдыха. Если реакция покупателей окажется одобрительной, такая комплектация не заставит себя долго ждать. За рулем 11/2004 153«Мультикар» вырос. Автомобиль с колесной формулой 6x4 предназначен для сбора и транспортировки контейнеров со строительным мусором. Футуристическому дизайну кабины позавидуют и более именитые марки. Его полная масса 7.5 тонны - мал, а силен! ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ: ГАННОВЕР-2004но, полезная, и стремиться к нему необходимо. Но взяв высокий темп во внедрении все более жестких стандартов, европейские законодатели, похоже, вот-вот затонят своих производителей,Инженеры могут решить любую проблему, но какой ценой? Не случайно почти половина выставочных павильонов в Ганновере оказалась незаполненной, а продажи и производство коммерческихавтомобилей растут не в Германии, а в Юго-Восточной Азии. Конечно, это можно объяснить бурным развитием экономики региона, но издержки борьбы за «чистый воздух» тоже налицо.Будем надеяться, что европейские законодатели сумеют увязать все требования таким образом, что и завтра, и через двадцать лет грузовики будут делать свое дело - привозить то, что нужно людям.Неоплан-Стар лайнер" - новейший и самый шикарный автобус совместного производства МАН и «Неоплан». Трехосная машина длиной 13,9 м относится к престижному классу с пятью звездами на борту. Запоминающийся дизайн позволит безошибочно узнать его на дороге, а 14 м3 багажных отсеков вместят все пожитки пассажиров.Панельный фургон - это дешево и удобно, особенно когда водитель одновременно и экспедитор, и грузчик. Выходить на проезжую часть ему не нужно, что повышает безопасность доставки. «Пежо-Боксер Тикро К1» реализует американский подход в европейском варианте. 154 За рулем 11/2004«Сетра S415 GT» принадлежит к среднему классу междугородных автобусов, пригодных как для туристических целей, так и для пригородного сообщения. Его длина 12,2 м, в салоне 49 пассажирских кресел, уровень комфорта «три звезды». Прибавка 200 мм позволила сделать более удобным вход через переднюю дверь.