260
262
АВТОКЛУБДОВОДИМ:БЕНЗОБАК «ВОЛГИ»ЗАДРАИТЬ ЛЮКИ!ВЛАДИМИР АРБУЗОВем дороже бензин, тем сильнее хлипкие замочки, встраиваемые в пробкто-то хочет его украсть. Владелец ку бензобака или крышку лючка, мы вынужден обороняться, порой возсейчас отставим. Кому понравится при вращаясь к уже забытым было, каждой заправке искать запропастива ныне востребованным решениям. шийся ключ или ломать его, пытаясь воВедь и дешевый бензин когда-то вороткнуть в замок, уже кем-то поврежденвали, если «плохо лежал». Помнится, ный! Ведь злодеи запросто расправляютодно время в заправочную горловину ся с таким замком, вбив в него отвертку «волговского» бака вставляли сетку - («свертку»). К тому же нежный мехапри всем желании слить топливо шланнизм очень страдает от пыли, грязи, согом было невозможно. Потом сетку анли, воды, а установленный на крышку, нулировали - а зря! Мы восполним этот зимой может замерзнуть. Мы закроем пробел на нашей машине. лючок более основательно. Сначала изготовим язычок, показанНапример, поставим «рассекатель», показанный на рис. 1. Заправке не меный на рис. 2. Его прикрепим «холодшает, а шланг не всунуть. Кстати, не обяной сваркой» изнутри к крышке лючка зательно делать деталь из цельного кус(фото 1), сохранив ее товарный вид. ка металла - кому-то проще спаять ее из Отверстия в основании язычка увелипроволоки и т. п. Но наша хороша тем, чат прочность соединения. Краску в мечто вор не пробьет ее монтажкой или стах нанесения клея зачистим до мечем-либо подобным. Правда, кроме воталла. Это - подготовка. А склеим чуть ровства, известна и другая российская позже, после того как установим в бабеда: хулиганы-вандалы могут налить гажнике электрозамок (фото 2). В проили насыпать в бак разной дряни, а садаже таких полным-полно - рублей мые злобные могут и поджечь. Да мало от 80 и выше. Наш обошелся в 120 руб. ли что еще они могут! Вот почему запраНо как теперь его закрепить, чтобы не вочную горловину постараемся надежсверлить отверстий в крыле? но запереть. Кстати, когда-то на «Волге» Понятно, что в багажнике замок буи лючок запирался, однако изящные, но дет хорошо защищен как от стихийных,Чтак и антропогенных воздействий. Но висеть в воздухе все равно не должен нужен прочный, но простой в изготовлении кронштейн. Вооружившись картоном, карандашом, ножницами, мы довольно быстро пришли к конструкции, показанной на рис. 3. Кронштейн из листовой стали толщиной 1 мм закрепим изнутри багажника заклепками к стенке ниши заправочной горловины - на ней будет сам электрозамок. Такую работу лучше всего выполнить специальным инструментом - «заклепочником»: он позволит установить кронштейн на стенке, доступа к которой с обратной стороны нет. Применить здесь винты сложно (саморезы крайне ненадежны, от вибраций и повторяющихся нагрузок ослабнут - учтите!), так что достойной альтернативы клепке нет. «Холодная сварка» возможна, если удалить часть обивки, - решайте сами, что лучше.Лючок с язычком.Рис. 1. «Рассекатель» (устанавливаем в горловину бака): 1 - горловина бака; 2 - рассекатель; 3 - резиновый рукав; 4 - заливная горловина.СкруглитьСверлить после сгибаРис. 2. Язычок запорного устройства.260 Яя nunpu 11/9ППЛРис. 3. Кронштейн крепления электрозамка. АВТОКЛУБДОВОДИМ:БЕНЗОБАК «ВОЛГИ»ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ• Я - новичок. В прошлом году купил «шестерку», выпущенную еще в 1997 году. И вот загадочный случай. Пришлось отдать ее в ремонт на СТО (замена втулок в головке блока), а потом, уже дома, заметил, что прогретый мотор не хочет работать на холостых. Опытный сосед предложил отсоединить шланг вентиляции - мотор сразу заработал ровно. Присоединили - заглох! В общем, пришлось снова ехать к мастерам. Они опять снимали головку, что-то делали... Сейчас все в порядке, но мучают сомнения: что же это было? Было, скорее всего, вот что. Из-за дефекта прокладки, или неаккуратной сборки мотора, или, того хуже, появления «свища» где-нибудь между полостью системы охлаждения и цилиндром «Тосол» уходил из системы, скапливаясь в картере. В контакте с горячим маслом вода из «Тосола» интенсивно испарялась, и по вентиляционной магистрали водяной пар поступал в корпус воздушного фильтра, а оттуда - в карбюратор и далее в цилиндры. Если пара слишком много, это сильно сказывается на рабочих процессах в цилиндрах: подмешиваясь к рабочей бензовоздушной смеси, пар затрудняет ее воспламенение. Мотор хуже работает или вообще останавливается на холостом ходу. В том, что это справедливо, легко убедиться. Во-первых, можно подставить руку струе газов из отсоединенного от воздушного фильтра вентиляционного шланга - она станет влажной. При этом вы наверняка заметите, что работа двигателя стала более стабильной. Кроме того, не исключено, что из-за этой неисправности шторка фильтрующего элемента «гармошки» из специальной бумаги пропиталась охлаждающей жидкостью и создает повышенное сопротивление потоку воздуха. Проверьте это. сняв крышку воздушного фильтра. Если при снятой крышке мотор заработал еще лучше, фильтрующий элемент надо заменить новым. Во-вторых, если дать машине постоять день-другой, то. отвернув затем сливную пробку картера, можно заметить, что сначала потечет «Тосол» (или вода), а потом уже масло. За время долгой стоянки смесь масла и охлаждающей жидкости успевает расслоиться, последняя - плотнее и скапливается внизу. В-третьих. обнаружится «увеличившийся уровень масла». Если оно не пахнет бензином, то объяснить это можно только притоком «Тосола». Последнее очень опасно: по смазочным свойствам «Тосол» не заменит масла! Вероятно, мастера сервиса устранили имевшийся дефект, не раскрывая вам своих ноу-хау. Честь мундира!Электрозамок.Горловина заперта.Электрозамок мы немного доработали, дополнив засовом, для чего удлинили тягу стальной трубочкой длиной 50 мм, внутренним диаметром 6и наружным 8 мм. В стенке ниши горловины разметили и просверлили отверстие диаметром 10 мм под наш засов с таким расчетом, чтобы он свободно, не заедая, двигался в обе стороны. Окончательно подбирая положение замка на уже установленном кронштейне, нужно об этом помнить. Очевидно, что в закрытом положении замка осевая линия тяги-трубочки должна пройти через центр отверстия уже описанного язычка, который мы приклеим к крышке лючка. Следовательно, некоторой возни при подгонке по месту не избежать! Тут не спешите: семь раз отмерьте, смоделируйте в пластилине и т. п., чтобы не оставить некрасивые следы неаккуратной работы. Мы, например, окончательно закрепили «холодной сваркой» язычок, уже установив на место замок с кронштейном. Что касается схемы питания, замок лючка подключили параллельно элект-розамкам дверей. При постановке машины на охрану лючок тоже блокируется. Вам по душе решения попроще и подешевле - например, тросовая тяга из салона? Как говорится, имеете право. Но мы свой вариант считаем более удобным и прогрессивным - конечно, при условии, что все собрано на совесть и не откажет ненароком. Другой вариант защиты бензобака от воров - на фото 3и рис. 4. Крышка лючка здесь не закрывается на замок и при попытке взломать защиту горловины ее, возможно, не изуродуют! Горловина же надежно заперта показанным устройством. Закрепленная шарнирно скоба у нас из стали толщиной 2 мм - такую голыми руками не возьмешь. Основание устройства крепим заклепками к закраине вокруг горловины, которая как будто специально оставлена для этого. Ну а скобу можно блокировать тем же электрозамком, что описан выше. Аналогичные устройства несложно изготовить и для других машин - например, «десятки» или ИЖа.Рис. 4. Запорное устройство горловины 262 За рулем 11/2004