28
30
АКТУАЛЬНОПЕРСПЕКТИВЫ АВТОПРОМА2005 - ГОД ОБНОВЛЕНИЯИГОРЬ МОРЖАРЕТТОКто-то, наверно, помнит старый анекдот о японцах, посетивших Россию. Посмотрели они наши фабрики-заводы, познакомились с нашей жизнью и сказали: «Дети у вас очень красивые.... А вот все, что вы руками делаете, получается плохо». С этим трудно спорить, но назовите еще одну страну, где бы серийно выпускали автомобили по цене меньше трех тысяч долларов. Кто-то ухмыльнется: дескать, это же «Ока», а не авто! Но между тем ее ежегодно покупают больше 40 тыс. россиян! Добавьте десятки тысяч «классических» «жигулей» и «од» за 4-5 тысяч, «газелей», наконец. Пусть они нынешним требованиям к авто никак не удовлетворяют, однако расходятся на ура, причем не только в России. И все-таки это продлится недолго. Вряд ли людей начала нового века будут привлекать автомобили, разработанные 40-50 лет назад. Об этом говорят и итоги уходящего года.что, конечно, еще недостаточно. А вот самый большой прогресс - у производителей легковых моделей: за 9 месяцев с конвейеров сошло 839 052 машины ( + 13%). Отметим, что основной прирост дали более современные автомобили семейств «Самара-2» и «Лада-110», аа ТагАЗ и вовсе в5 раз! За 9 месяцев эти заводы вкупе собрали 92 тыс. автомобилей - почти в 2,7 раза больше, чем за то же время в прошлом году. Это, между прочим, ни много ни мало 11 % общего выпуска легковых автомобилей в России (в 2002 году всего 1,1%). В этом году старые иновые заводы планируют сообща выпустить 1,1 млн. легковых автомобилей, что может стать абсолютным рекордом в отрасли.НЕ «КАЛИНОЙ» ЕДИНОЙ...Событие номер один в новом году, безусловно, освоение на АвтоВАЗе серийной «Калины» (в 2005-м ее выпустят тиражом 50 тысяч!). Но это еще не все. К концу года сменит и внешний вид, и имя «десятка». Теперь это будет «Приора». А что на новых сборочных предприятиях? К концу весны запланировано начало серийного производства «Рено-Логан» на «Автофрамосе» (французская сторона, как известно, инвестирует в проект 250 млн. евро). Всеволожский «Форд» с мая приступает к выпуску обновленного автомобиля - «Фокуса2», ТагАЗ, кроме моделей «Акцент» и «Соната», приступит к сборке грузовичков «Хёндэ-Портер». И это далеко не все. На «Иж-Авто» смонтируют купленное в Корее оборудование, на котором в будущем году сварят, окрасят и соберут 8 тыс. автомобилей «Спектра». Не забудем, что наше ведущее СП «ДжиЭм-АвтоВАЗ» выпустит 75 тыс. (!) «Шевроле-Нива» (из них 30% - с двигателем «Опель») и 7,5 тыс. автомобилей «Вива». Это уже впечатля-«Шевроле-Вива» новинка российского рынка. РОССИЯНЕ КУПИЛИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2004-го: 16%подержанные иномарки 24% новые иномарк"УРОЖАЙ ЗА ТРИ КВАРТАЛАГибель нашему автопрому за последние 10 лет предрекали многие, а он вот - выстоял и даже набирает обороты! Во всяком случае, итоги 9 месяцев 2004 года настраивают на оптимистический лад: выпущено 1 053 667 разных автомобилей - на 12,1% больше, чем за три квартала прошлого года. Причем рост зафиксирован по всем позициям. За 9 месяцев собрали 156 462 грузовика (+10%), и впервые увеличение не за счет «газелей» и «соболей» (спрос на них на одном уровне), а среднетоннажных (типа ГАЗ-3308 и 3309) и большегрузных (КамАЗ) машин. А это показатель того, что экономика страны на подъеме. Автобусов выпустили на 5,6% больше - 58 153 штуки, 28 За рулем 12/2004российские автомобилитакже ГАЗ-31105. При этом потихоньку снижалась потребность в старой «классике». Главный же итог 9 месяцев - бурное развитие новых автосборочных предприятий, о чем мы уже не раз писали. Судите сами: Всеволожский «Форд» и калининградский «АвтоТОР» увеличили выпуск автомобилей в 1,9 раза, «ДжиЭм-АвтоВАЗ» - в 3,2 раза,РОССИЯНЕ ПОТРАТИЛИ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2004-го: 34% - на новые российские автомобили 18%-на подержанные иномарки ПЕРСПЕКТИВЫ АВТОПРОМА839 052ПРОИЗВОДСТВОАВТОМОБИЛЕЙ В РФ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2004 г., шт.няло выжидательную позицию - никаких специальных шагов по поддержке отрасли пока не ощущается, хотя вроде и не мешают (за что уже спасибо). Министерство сейчас разрабатывает технические регламенты.только родом из Калиниет. Но не исключено, что в сентябре 2005 года на конвейере СП в Тольятти появится и третья модель. Ну и, наконец, очередной брэнд (уже четвертый после КИА, БМВ и «Джи-Эм») готов прописаться на заводе «АвтоТОР» в Калининграде. Все это - из числа новостей ожидаемых. А теперь о новостях, еще обсуждаемых. ПРОЕКТЫ - ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ! В течение года не прекращались разговоры о создании новых сборочных производств в России, называли при этом и самых перспективных кандидатов - «Тойоту» и «Фольксваген». Обе компании своего интереса к нам не скрывают, ведут какие-то исследования на этот счет и время от времени «подтверждают намерения». Но ни о каких конкретных решениях пока нет информации. Вместе с тем неожиданно активно повели себя две другие фирмы. Корейская «Хёндэ мотор», обогнавшая в России по продажам всех своих конкурентов, похоже, спешит закрепить успех: по некоторым сведениям, переговоры с холдингом «Северсталь-Авто» об организации сборочного производства микроавтобусов «Старекс» и вседорожников «Терракан» на площадях УАЗа идут достаточно интенсивно. Мощность нового за30 За рулем 12/2004ЕСТЬ ЕЩЕ И ПОКУПАТЕЛЬ С некоторой поры отечест156462 венные производители - как «старые», так и «новые» - не 58153 столько озабочены тем, как произвести больше автомобилей, сколько тем, как привлечь покупателя. А он стаГрузовые Автобусы Легковые новится все более требоваавтомобили автомобили тельным... Еще три года назад, по вода составит 100 тыс. автов 400-500 млн. долл. Во-втомобилей в год, и заработать рых, «АвтоТОР» тоже близок данным социологических исон может уже в конце 2005 к подписанию договора с следований, проведенных по года, при том, что две легко«Джи-Эм» об организации в заказу АвтоВАЗа, на первом вые модели «Хёндэ» успешно Калининграде сборки диместе среди предпочтений зельных двигателей для легклиентов при покупке автособирают в Таганроге... Не менее серьезную заявковых автомобилей и легких мобиля была низкая цена. ку сделал «Ниссан» - второй грузовиков (объем выпуска - Сейчас приоритеты поменяпо величине японский про250 тыс. агрегатов в год). Еслись. На первом месте - наизводитель. Его руководители два эти проекта будут реадежность, далее соотношели не ограничиваются общилизованы, отечественный ние цена/качество, безопасми фразами о намерениях. автопром получит полную ность, защита от коррозии, Как сообщил вице-президент гамму вполне современных комфорт водительского мескомпании по европейским двигателей и вместе с этим - та, управляемость. «Классиоперациям Патрик Пелата, «второе дыхание» для далька» этим требованиям не соответствует, и основная «Ниссан» всерьез прорабатынейшего рывка наверх. вает несколько вариантов, Кстати, наше правительборьба за потребителя идет среди которых строительстство тоже озаботилось создауже в сегменте от 8 до 10 тыс. во завода «в чистом поле» нием собственного дизельдолл. («десятки» и самые «наили кооперация с «Рено» на ного двигателя. Заместитель родные» иномарки - «Дэу», московской площадке «Ав- директора департамента «Хёндэ», «Рено»). В ближайтофрамоса». промышленности Минпром- шие 3-5 лет «поле битвы» А теперь, пожалуй, о саэнерго Николай Сорокин соскорее всего сдвинется в диамой значимой новости, пообщил, что выделено 0,5 пазон «от 10 до 12 тыс.» - авка, правда, официально не млрд. руб. Заволжскому мотомобили, даже самые масподтвержденной, но проветорному заводу для разработсовые, совершенствуются и ренной нами по всем канаки гаммы моторов объемом при этом, как правило, доролам, - создании в России 2,2-3,4 л, что, по его словам, жают. двух новых моторных произ«позволит уже с 2005 года наИсходя из того, что самые водств! Во-первых, завершачать выпуск современных популярные свои модели ется работа над договором двигателей». Что ж, будем на(«десятки», «калины») Автоо строительстве в Тольятти деяться и на Заволжье... ВАЗ намерен все-таки позизавода бензиновых двигатеВ остальном же правиционировать в диапазоне лей и трансмиссий «Опель». тельство в отношении род«от 8 до 10», заводские марЭтот проект оценивается ного автопрома, похоже, за- кетологи полагают, что «Лада» сможет к 2008 году сохранить до 40% рынка (сейчас ВАИП РОДАЖ УСРЕДНЕННЫЙ ПРОГНОЗ ПРОИЗВОДСЛ чуть больше 50%). А вот деТ.* ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ. ГЫС. Ш 1 шевых «жигулей» к тому вре2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. мени, видимо, не будет, и 1020 1040 Российские автозаводы 1010 1140 1180 1200 доступная машина класса С Заводы с участием иностранцев 54 100 210 320 350 400 обойдется никак не меньше 280 Импортные автомобили 180 330 350 370 400 6 тыс. долл. Столько сегодня 400 Ввоз подержанных иномарок 350 350 400 350 310 1750 Итого 1594 1980 2210 2250 2310 стоят требования по безопас'По оценке ОАО •АСМ-Холдингности и экологичности... D