228
229
юнингeegrcg«Г >ч«о»•После двух минут поездки Тони улыбается. а на пассажире лица нет.ДВЕ МИНУТЫ С ТОНИЯ - в Чехии, недалеко от Праги. Повод - показ модельного ряда лидером чешского автомобилестроения. В качестве острого соуса к основному блюду - редкая возможность познакомиться с боевым раллийным автомобилем, выступающим в чемпионате мира. Причем намного ближе, чем это можно сделать, стоя на обочине трассы. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ Новый раллийный болид «Шкоды» зовут «Фабия WRC». Прежде базой для гоночных экспериментов компании была «Октавия», но в связи со сменой модели и более удачной компоновкой донором для очередного WRC - World Rally Car стала «Шкода-Фабия». Впрочем, даже беглый осмотр убеждает, что от стандартного автомобиля остались «рожки да ножки». Да и то будет пре228 За рулем 12/2004 увеличением - раздутые колесные ниши, опущенный до самого асфальта передний спойлер, огромные прорези в капоте, через которые выходит воздух, охлаждающий интеркулер и моторный отсек. А еще - двухэтажное антикрыло, регулируемое по всем параметрам, внушительный воздухозаборник на крыше. Все это не причуды формы, а содержание, необходимое для того, чтобы соперничать с лидерами чемпионата мира. Начинка машины типична для раллийных монстров: двухлитровый мотор с турбонаддувом, шестиступенчатая полуавтоматическая коробка передач, привод на все колеса с тремя электронноуправляемыми дифференциалами повышенного трения. Хотя предусмотрена возможность переключать передачи обычным рычагом, для управления коробкой пилот, как правило, использует два «лепестка» справа и слева от руля. Правый переключает «вверх», левый «вниз». Между сиденьями рядом с рычагом переключения передач торчит еще один, не уступающий ему в размерах. Этот нужен для распределения тормозных сил. Пару качков назад - сильнее тормозят задние колеса, пару вперед передние. ХЛЕБ РАЛЛИСТА Вот и моя очередь прокатиться. Понятно, что не на левом сиденье. Надеваю шлем и комбинезон, усаживаюсь на место штурмана. За рулем - пилот заводской «шкодовской» команды Тони Гардемаистер. Застегиваю пятиточечные ремни, потуже подтягиваю верхние лямки. Механик спешит на помощь и затягивает ремни уже так, что ни охнуть ни вздохнуть... Тони выжимаетАНАТОЛИЙ ФОМИНсцепление и включает первую передачу, чувствуется резкий удар в трансмиссии синхронизаторов на гоночных коробках нет. Грохот стоит жуткий. Маршал безопасности берет в руку флаг - тут-то пилот и наступает на педаль газа. Гоночный мотор ревет и стреляет в выхлопную трубу - кажется, вот-вот оторвется выпускная система. Взмах флагом - старт! Мощнейший толчок в спину, первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая! Передачи включаются гораздо быстрее, чем вы успели об этом прочитать, а мы не проехали и полутора сотен метров! Асфальтовая трасса очень извилиста и изрядно полита дождем, так что гонщик выкладывается по полной. Четыре с половиной километра занимают чуть более двух минут. Но каких минут: если верить расшиф- СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖровке, за это время Тони 86 раз переключил передачу! Это я узнал потом, а пока просто полюбовался филигранной техникой управления. Ноги «играют» двумя педалями: правая - газом, левая - тормозом. Сцепление отдыхает: его педаль нужна лишь для троганья с места, а дальше вступает в действие полуавтомат переключения. Пальцы пилота непрерывно трогают тоодин, то другой рычажок у руля. А вот сама баранка поворачивается едва ли больше, чем на четверть оборота. Изредка правая рука Тони касается рычага распределения тормозных сил в мокрых поворотах малого радиуса он прибавляет усилия задним колесам, в быстрых поворотах на сухом асфальте (под деревьями дождь почти не намочил дорогу) прибавляет передним,для более эффективного торможения. Соответственно и виражи проходятся поразному: эффектное скольжение в первом случае и ювелирное вкатывание во втором. Впечатляет! - Вы великолепно водите эту адскую машинку! - Нет, это обычная тренировка, просто для такой трассы поставили коробку с «коротким» рядом и приходится много работать...Мастер, похоже, лукавит. Судя по всему, и с другими коробками обуздать гоночную «Шкоду» не намного легче. А сравнивать управление автомобилем WRC и обычной машиной попросту невозможно - все равно что сравнивать пилотов реактивного истребителя и «кукурузника». Теперь, когда позади эти две минуты рядом с Тони, никогда не скажу, что гонщики даром едят свой хлеб...Головоломка - найди серийную деталь. Под капотом «Фабии WRC двухлитровая «четверка» с турбонаддувом мощностью 300 л. с.Сиденья штурмана и пилота различаются. У последнего еще и съемный руль - для облегчения посадки в гоночный «ковш». За рулем 12/2004 229