46
47
48
49
50
ТЕХНИКАВАЗ 211041,6 я, 89 л. с, механическая 5.ступенчатая коробка передач, $8050.Iвигатели для переднеприводных моделей с увеличенным до 1,6 литра рабочим объемом, о которых так долго твердили автолюбителям, с октября этого года ВАЗ стал производить серийно. (До сих пор их делали понемногу в опытнопромышленном производЗа- рулем 12/2004 стве.) Новый мотор, продолжая традиции двигателей «десятого» семейства, появился в двух вариантах восьми- и шестнадцатиклапанном. Увеличенный объем закодирован в пятой цифре индекса мотора - это «4», то есть из 2111 получится 21114, а из 2112 соответственно 21124.СЕРГЕИ МИШИН, МАКСИМ САЧКОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ 8 КЛАПАННЫЙ 21114 Рабочий объем вырос благодаря увеличению хода поршня - до 75,6 мм (он увеличен на 4,6 мм). Для этого понадобились новый блок цилиндров, который выше 2111 на 2,3 мм, и оригинальный коленчатый вал. Еще одно отличие - головка блока. С прежней недопустимо возросла бы степень сжатия. Чтобы оставить ее на уровне 9,8, увеличили объем камеры сгорания, оптимизировав одновременно ее форму для улучшения наполнения цилиндров - отсюда дополнительный прирост мощности. Все остальные детали шатуны, поршни, кольца, 4-:*vВАЗ 211011,6 л. 80 п. с, механиче екая 5 ступенчатая коробка передач, $7850.пальцы, шатунные и коренные вкладыши, болты крепления головки блока - остались те же, что в полуторалитровой версии. Новшество, которое «лежит на поверхности», - пластмассовый ресивер системы впуска. Такой проще в производстве, дешевле да и легче алюминиевого. Еще одно его преимущество - новое уплотнение сопряжения с впускной трубой. Теперь это профилированная резиновая прокладка, уложенная в специальной канавке подобноуплотнению крышки головки блока у двигателей 2108...2111. Фланец впускной трубы при этом стал шире, поэтому, чтобы установить пластмассовый ресивер на иолуторалитровый мотор, придется заменить и трубу - иначе надежного сопряжения не получится. В разъеме головки цилиндров и выпускного коллектора появилась новая прокладка. Четыре пластины из пружинной стали, покрытые полимером, склепаны в своеобразный слоеный пирог.Такое соединение не дает усадки, не требует подтяжки в процессе эксплуатации и обеспечивает высокую надежность герметизации. Но при разборке прокладку придется менять - она одноразовая. 16 КЛАПАННЫЙ 21124 Принципиальные изменения здесь те же, что ив более скромной версии, только на днищах поршней сделали лунки для исключения «втыка» клапанов при обрыве или перескакивании ремня ГРМ. Лунки добавилиобъема камере сгорания, позволив при существующей головке блока сохранить степень сжатия на прежнем уровне. Она даже чуть снизилась - 10,3 единицы против 10,5 на иолуторалитровом моторе. Головка блока слегка модифицирована - увеличена площадь фланца в месте соединения с впускной трубой, а резиновое уплотнение аналогично тому, что используется на восьмиклапанном моторе. Вместе с ресивером впуска пластмассовой стала и За рулем 12/2004 ТЕХНИКАТЕСТ: ВАЗ-21101 И ВАЗ-21104| ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯВАЗ-21102** ВАЗ-21103" • Общие данные Время разгона 0-100 км/ч. с Макс, скорость, км/ч Расход топлива (EU 99/100), л/100 км смешанный цикл Ш Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент. Н м при об/мин 14,0 167 12,5 180 13,5 12,0мз-гиогВАЗ-21104*1701857,67,47.57,5бензиновый с распределенным впрыском топливаРА8 1499 59,5/81 5200 120 2700 168161596 65,5/89 5000 131 3700ВАЗ-21124 - вполне современный агрегат. Некоторые штрихи к портрету - многоклапанная головка цилиндров, пластиковый впускной коллектор, индивидуальные катушки зажигания для каждой свечи.56.4/77 66,7/91 5400 5600 115.7 127.5 3000 3700 * С каткоплектором - нормы Евро III. ' • С обычным нейтрализатором - нормы Евро II.приемная труба, составляющая с ним единое целое. Благодаря этому из конструкции исключены резиновые соединительные муфты, ранее уплотнявшие стык между ресивером и впускной трубой. На выпуске новая прокладка, почти такая же, как на восьмиклапанном двигателе, только не четырех-, а двухслойная, попроще и подешевле. Здесь больше точек крепления, а главное - уплотняется соединение двух деталей, а не трех, как в восьмиклапанном двигателе (головка плюс алюминиевый впуск и чугунный выпуск). Вместо одной катушки зажигания - четыре, на каждой свече. Исчезли высоковольтные провода, а значит, повысились надежность и ремонтопригодность системы зажигания. При отказе одной катушки три продолжат работать, да и заменить ее дешевле, чем большую традиционную. Место катушки на головке блока теперь занял своеобразный ресивер модернизированной вентиляции картера. Увеличив объем, сократили вынос масла через нее. ЕВРО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ Оба мотора оснащены катколлекторами (так именуют нейтрализатор, объединенный с приемной трубой). Только они позволяют уверенно выполнять нормы токсичности Евро III, а если поколдовать над системой управления, то справятся с гря48 За рулем 12/2004дущими Евро IV. Впрочем, исключив часть датчиков, можно «вернуться» к Евро II, удешевив таким образом автомобиль. И хотя на первых порах вылущена переходная партия машин с традиционными коллекторами и нейтрализаторами, будущее за катколлекторами. К сожалению, помогая снизить токсичность, он отнимает мощность. Посмотрите на показатели нового шестнадцатиклапанного мотора - он даже чуть слабее, чем полуторалитровый. То есть весь прирост мощности, отыгранный на увеличении рабочего объема, «ушел» в катколлектор. Что касается характеристик автомобилей с новыми моторами, то они еще уточняются, но вряд ли изменения будут значительными. Восьмиклапанный мотор, возможно, позволит выиграть два-три километра максимальной скорости и сократить разгон до сотни на полсекунды. Шестнадцатиклапанный вряд ли обеспечит и этот мизер. Тогда из-за чего сыр-бор? Ответ прост. Все достижения «стограммовой» прибавки направлены в основном на улучшение экологических показателей и приведение их к жестким европейским нормам. Уже с октября этого года все наиболее мощные (шестнадцатиклапанные) модификации «десятого» семейства оснащают 1,6-литровыми двигателями. Более скромные восьмиклапанные вер-сии будут собирать как с 1,5-, так ис 1,6-литровыми моторами. Индексы всех модификаций приведены в таблице на с. 50. «Самара-2» пока останется полуторалитровой, «Калина» запланирована только с моторами 1,6 литра. Когда читатели получат этот журнал, продажи «десяток» с новыми моторами должны пойти полным ходом. Цена ВАЗ-2110 с мотором 1,6 л выросла на 7-8 тыс. рублей, или около 300 долларов. Что мы получим за эти деньги? Две машины «один и шесть» из первой партии прямо с автовоза попали на редакционный тест: красный ВАЗ-21101 с 8-клапанным двигателем и... красный ВАЗ-21104 с агрегатом, где клапанов вдвое больше.МИНЗДРАВРОССИИ ТЕСТ: ВАЗ-21101 И ВАЗ-21104Отечественный модуль зажигания на 8-клапанном двигателе сменил более надежный аналог фирмы «Бош».ВАЗ-21114 - новое поколение 8-клапанных двигателей, корни которых уходят в начало 80-х годов.ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД Еще свежи воспоминания о парном тесте «десяток» с 1,5-литровыми моторами (ЗР, 2004, № 11). Тем лучше - сравним новичков не только между собой, но ис предшественниками. Первой в руки попала «десятка» с восьмиклапанным мотором. В общем-то, и у прежнего была неплохая характеристика. Дополнительные ньютон-метры и пик крутящего момента, сместившийся в сторону низких оборотов, добавили двигателю эластичности - с места трогаться проще, да и переключать передачи приходится реже. Дают о себе знать лишние «лошадки» - едет «сто первая» веселее предшественницы. Несомненно, дополнительные «кубики» пошли восьми-клапаннику на пользу. А вот 16-клапанный ВАЗ-21124 разочаровал. Разница между двумя предшественниками и была-то не такой уж существенной, а у двигателей объемом 1,6 л стала еще меньше. И виной тому - именно многоклапанный агрегат. Борьба с токсичностью отняла силы, а крутящий момент хоть и возрос, но его максимум остался на высоких оборотах. ВАЗ-2112 журили за посредственную эластичность, но ценили за неплохие динамические качества. ВАЗ-21124 до конца не избавился от недостатков предшественника, а достоинства... растерял. Взгляните на результаты полигонных замеров двух «десяток» с моторами 1,6 л (см. табл.). При разгоне до 100 км/ч более мощная выигрывает всего полсекунды.На правах рекламы•• ••ИLBH^^ш•ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ ТЕХНИКАТЕСТ: ВАЗ-21101 И ВАЗ-21104Разница при аналогичных испытаниях полуторалитровых двигателей -1,5 с. Правда, после того как стрелка спидометра переваливает за сотню, преимущества многоклапанной конструкции заметнее. Но у нового мотора подхват примерно после 3500 об/мин стал не таким бодрым. По эластичности - полное поражение 16-клапанника. Если «сто третья» выигрывала у «сто второй» хотя бы при разгоне с 80 до 120 км/ч, то «десятка» с 16-клапанным мотором 1,6 л уступает «восьмиклапаннику» на двух режимах. Показательна и разница в максимальной скорости - меньше 3 км/ч. Оговоримся насчет условий теста: с погодой нам не повезло, динамометрическую дорогу поливал дождь. Да и машины не успели за 600 км полностью раскатиться. Тем не менее ВАЗ-21101 подтвердил показатели, заявленные производителем! Авот ВАЗ-21104 не захотел проявить лучшие качества... Возможно, это недостатки конкретного автомобиля, хотя перед тестом дилер провел предпродажную подготовку и уверил, что машина абсолютно исправна. Не совсем корректно впрямую сравнивать результаты, полученные при замерах машин с моторами 1,5 и 1,6 л. Погодные условия были разные, да и одометры показывали иной пробег. Данные для тех моторов мы привели, чтобы уловить разницу между 8- и 16-клапанными агрегатами двух поколений. 100 ГРАММ ЗА ЭКОЛОГИЮ Добавка в сотню «кубиков», безусловно, придется по вкусу владельцам или потенциальным покупателям восьмиклапанных «десяток». Двигатель стал более тяговитым, улучшились динамические качества автомобиля. ТакаяРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОЕ ЗА РУЛЕМ.ВАЗ 21102 • Весовые характеристики Снаряженная масса, кг Нагрузка на ось. кг: переднюю заднюю • Динамические качества Разгон, с: 0-40 км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-140 км/ч 0-160 км/ч 0-400 м (км/ч) 0-1000 м (км/ч) Макс, скорость, км/ч Погрешность спидометра, % • Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) • Выбег, м: 120-50 км/ч 50-0 км/ч 1360 1395 1083 1255 14,4 21,2 14.2 24,9 13,6 19,9 14.0 21.9Н-ДНДИДВАЗ21103ВАЗ-21101ВАЗ21104НД.НД. Н.Д.1051 633 4181058 650 4083.0 6.1 9,414,1 21,0 32,1 НД. 19,5(116) 35,9 (145) 169,52,8 5,6 8,612.6 18,1 27,0 н.Д. 18,4 (120,5) 34.1 (152) 181,13,1 5,6 8,713,3 20,4 29,3 48,9 18.3(118,3) 34.4 (148.3) 170,83,2 5,6 8,612,8 18,1 27.5 43,3 18.1 (121) 34.0(150) 173,57756614583451543I МОДИФИКАЦИИ ЛАДЫ 110 С РАЗЛИЧНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИКузов 2110 2111 2112 1,5 л 21102 2111 21122 8-кл. 1,6 л 21101 21112 21121 8-кл. 1,5 л 16-кл. 21103 21113 2112 1.6 л 16-кл. 21104 21114 21124РЕЗЮМЕРЕЗЮМЕВАЗ-21101 - новый двигатель пошел автомобилю на пользу, улучшив показатели по эластичности и динамике. Достойная замена модели ВАЗ-21102.ВАЗ 21104 - после «сто третьей» новая «заряженная» модификация не оправдывает ожиданий. Двигатель не в си лах потешить драйверские амбиции.Д ** Современная конструкция двигателя, соответствие экологическим требованиям Евро II. а в перспективе Евро III, IV Посредственные эластичность и разгон, относительно дорогие обслуживание и ремонт.модернизация стоит тех денег, которые просят за новую машину. А те, кто сменит ВАЗ21103 на ВАЗ-21104, боюсь, будут разочарованы. Ведь их покупают в первую очередь люди, предпочитающие активную езду. Во главу угла ставят мощность - показатели эластичности им не так важны. Заводские маркетологи, похоже, посчитали иначе. В результате - дополнительные «кубики» растворились в лишних ньютон-метрах, а не ушли в желаемые киловатты. Современный автолюбитель разборчив и вряд ли проглотит все, что ему предложат. Если продукт аппетитный - съест с удовольствием. Да еще потребует добавки - вроде модернизированного двигателя или обновленного кузова. Только эта добавка должна быть вкусной... • Автомобили предоставлены фирмой «ЛАДА» НА ВАРШАВКЕ», тел. 542-43-43.«50/JJk Тяговитый мотор, неплохие динамические показатели, * * соответствие экологическим требованиям Евро II, а в перспективе - Евро III. IV. Повышенный шум на высоких скоростях, относительно дорогие обслуживание и ремонт,вЗа рулем 12/2004