НОВИНКИ. ИССЛЕДОВАНИЯ,ИЗОБРЕТЕНИЯВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬмощными импульсами ультрафиолетового лазера. При этом мгновенно испаряется тончайший слой металла и открываются те самые углеродные ячейки. Но одновременно, как оказалось, чугун плавится на глубину около 1 мкм и из образующейся металлоплазмы в поверхностный слой вносится 16-18% азота. Получается нанокристаллическая структура, по износостойкости и коррозионной устойчивости не уступающая керамике. Но и это не все. При работе двигателя самые крайние 150-200 нм поверхности цилиндра преобразуются в еще более тонкую структуру с суперпластичными свойствами, оторвать от которой атомы практически невозможно. Это явление, по сути революционное в трибологии (науке о трении), назвали эффектом самокондиционирования. Пора обратиться к протоколам испытаний. Обычный мотор «съедает» на стенде 20-50 г масла в час. Обработанный лазером - только 9 г. А износ цилиндра и поршневых колец снизился на... 90%! Все описанное выше - итог работы, начатой еще в 1990 году. К сожалению, инициатор проекта профессор Ганс Бергманн не дожил до его завершения, которое, однако, не ограничилось получением престижной премии. На моторостроительном заводе «Ауди» в Дьёре (Венгрия) с января этого года автоматическая установка уже обрабатывает лазером цилиндры 3-литровых турбодизельных двигателей. Ее мощность 700 моторов в день. Блок цилиндров вращается со скоростью 120 об/мин вокруг лазерной головки. На шесть цилиндров нужно 184 секунды (сравните с тремя часами в ходе лабораторных работ). Установка обошлась фирме в 4,8 млн. евро - совсем недорого за вечный двигатель?Блок цилиндров вращается вокруг неподвижной лазерной головки. Пусть вас не удивляют прозрачные защитные очки Хорста Линдера: луч-то ультрафиолетовый. Фирма «Ауди» поставила на конвейер... вечный двигатель. Его цилиндропоршневая группа практически не подвержена износу и переживет сам автомобиль. Что предложили создатели мотора, лауреаты «Немецкой премии будущего»? Начиная свои исследования, Хорст Линдер и Роберт Квайтш меньше всего думали о вечности: они ставили целью повысить экономичность моторов. Для этого искали новые способы уменьшить трение между поршневыми кольцами и стенками цилиндра. После хонингования на них остаются микроскопические бороздки, в которых задерживается масло. Благодаря этому оно не стекает в картер и выполняет свою работу. Но есть у хонингования и недостатки. Сдвиг поверхностного слоя металла в процессе обработки «замазывает» включения углерода и не позволяет ему впитывать смазку: цилиндр лишается дополнительных «масляных резервуаров». Линдер и Квайтш предложили финишную обработку зеркала цилиндраСтруктура поверхности цилиндра после финишной обработки. 88 За рулем 12/2004Квайтш и Линдер довольны ничтожным расходом масла. НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ. ИЗОБРЕТЕНИЯЛЮК-ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНЕЦПризнанный авторитет в области автономных отопителей - фирма «Вебасто» решила заняться и электроснабжением. Наряду с привычными «Термотопами» в гамме изделий появились новые продукты, не потребляющие, а генерирующие электроэнергию. Еще в 1991 году в крыше «Ауди-Купе» появился сдвижной люк «Солар» с фотоэлементами. Правда, силенок у тогдашней солнечной батарейки было маловато, потому и осталась опция мало востребованной. Сегодня «солнечный люк», который можно заказать для «Майбаха», «Мерседеса» Е-класса, «Ауди-А8», вырабатывает достаточно энергии, чтобы штатный вентилятор непрерывно прогонял воздух через салон. В знойный день температура внем снижается на 20°С! И это на стоянке, с выключенным двигателем без потребления тока от аккумуляторной батареи. Когда вы тронетесь в путь и включите кондиционер, он остудит воздух гораздо быстрее обычного - начальные условия-то совсем другие. Решение подкупает оригинальностью: солнце, которое раскаляет крышу, даст энергию для охлаждения салона. Хватает и на питание бортового холодильника, так что напитки всегда будут прохладными. Ну а невостребованные ватты с удовольствием примет аккумулятор, чтобы потом еще энергичнее крутить стартер. Впрочем, что это мы зимой да о прохладе... Энергии света хватит и на питание автономных подогревателей «Вебасто» - ведь главный потребитель в них тот же вентилятор. В общем, грейтесь на здоровье! Ах, у вас пока нет ни «Майбаха», ни «Мерседеса» или «Ауди»? Не беда: «Вебасто» выпустил на этот случаи миниатюрную панель «Соляриус», которую можно положить на полку под заднее стекло и соединить с бортсетью, получив «лишний» источник питания. Тогда батарея гарантированно не разрядится при долгой стоянке.Готовые к отправке потребителю фотоэлектрические панели. Видна структура одной из них. На правах рекламыЙЁ9и*Чистое и комфортное бритье с пенойЭлектробритва Panasonic Wet/Dry для сухого и влажного бритья с пеной.Влажное бритье всегда освежает. Бритье с пеной электрооритвои Panasonic Wet/Dry и приятно, и безопасно. Электробритва заботится о Вашей коже, благодаря самой подвижной в мире плавающей головке' Panasonic Wet/Dry точно следует контуру Вашего лица. • Сверхчисюе бритье обеспечиваю! самые острые внутренние лезвия (угол заточки 30") электробритвы, " Самая высокая скорость линейного мотора 13000 об/мин.' существенно сокращает время бритья. Влажное бритье с пеной электробритвой Panasonic Wet/Dry освежает и бережет Вашу кожу. делая процесс бритья особенно комфортным.••№%>•'по состоянию на июнь 200www.panasonic.ru с . НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ.ИЗОБРЕТЕНИЯПУСТЬ ОН ПРОГНЕТСЯ ПОД НАСЕще недавно маховик, почти не изменившийся со времен создания автомобиля, казался символом монолитности. Ведь он призван быть массивным (точнее, обладать большим моментом инерции). Но несколько лет назад конструкторы сцеплений решили «озадачить» его демпфированием крутильных колебаний, неизбежно возникающих в системе «двигатель-трансмиссия». Так появился двухмассовый маховик (ЗР, 2002, № 6, с. 164), который сегодня используют многие производители (например, БМВ, «Фольксваген», «Субару»). Однако наряду с крутильными, возникают и осевые, и изгибающие колебания, в частности, при работе сцепления. Для борьбы с ними французская компания «Валео» разработала «гибкий» маховик.Суть изобретения проста: маховик разделяется на две части - центральную (ступичную), сравнительно небольшого размера и массивную периферическую. Они соединены упругой пластиной, закрепленной болтами (рис. 1). Пластина изготовлена из той же стали, что и диафрагма сцепления. Таким образом, периферическая часть маховика может перемещаться относительно центральной, но только в осевом направлении - на кручение маховик остается жестким. В конструкцию введена и промежуточная упругая пластина, демпфирующая осевые колебания. Амплитуда колебаний (величина изгиба) ограничена выступами на поверхностях маховика. Конечно, такая конструкция не избавляет от паразитных вибраций полно-Последние разработки «Валео»: гибкий маховик и диск сцепления с наклеенными накладками (без заклепок). Рис. 2. Зависимость амплитуды вибраций от частоты для обычного и гибкого маховика. Диапазон 200-550 Гц - наиболее критичный при работе узла, снижение вибраций в этом интервале - главная задача инженеров.ч> *Рис. 1. Гибкий маховик «Валео»: 1 - центральная часть; 2 - массивная периферическая часть с выступами для датчика положения коленвала; 3 - зубчатый венец для прокрутки стартером; 4 - демпфирующая пластина; 5 - соединительная пластина.стью, да это и не нужно - главное, резонансные частоты уходят из рабочей зоны механизма (рис. 2). Гибкий маховик скоро появится на многих автомобилях (он в ближайших планах «Рено», «Ниссана», ФИАТа). Причем обе разработки «Валео» - двухмассовый и гибкий маховик можно объединить, упростив тем самым конструкцию сцепления и продлив ему жизнь.ПЛАСТИК-ПРОВОДНИКатериаловеды фирмы «Сименс» придумали полимер, который, с одной стороны, обладает механическими свойствами термопластичных пластмасс, а с другой... великолепно проводит электрический ток. Это дает возможность изготавливать кабели, штекеры, контактные элементы прямо в литьевой машине за один рабочий процесс. И одновременно забыть о таком архаизме, как пайка соединений оловом. Например, в лаборатории удалось соединить проводник и90 За рулем 12/2004штекер, просто слегка нагрев и сжав обе детали. Основную сферу применения нового материала специалисты видят в автомобильной электрике и электронике: здесь наиболее массовое производство и сильное «ценовое давление» заказчика. Какова рецептура чудо-пластика? Примерно на 50% новый материал состоит из меди. Еще 10-20% приходится на полимер, а остаток - специальный припой с низкой температурой плавления.Так в недалеком будущем могут выглядеть провода и соленоиды. Симпатично, не правда ли? Да и технологи будут довольны. МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНАТОЛИЙ СУХОВГДЕ КАКАЯ ШЕСТЕРЕНКА?Коробки передач «умнеют» буквально на глазах. Они научились не только самостоятельно выбирать нужную ступень, но и работать совместно с другими узлами. В автоматизированных коробках с электронным управлением переключение не сводится к срабатыванию того или иного электромагнитного сцепления в планетарном механизме, а происходит, как ив обычной «механике», путем перемещения самих шестерен. Совершенно очевидно, что управляющему контроллеру необходимо в каждый момент времени точно знать, где зафиксировалась или куда движется та или иная шестеренка. Подобную информацию собирают многочисленные датчики, разрабатываемые фирмой «Тико Электронике». К этим сенсорам предъявляются весьма жесткие требования как по части температурных условий (диапазон не менее -40... + 140°С), так ив отношении вибростойкости, точности и сопротивления агрессивной среде. Желательно, чтобы датчики были вечными и неизнашивались. Последнее возможно лишь при использовании бесконтактного принципа, причем лучше обойтись без капризных и нестабильных полупроводников. Одно из решений, найденное специалистами фирмы, названо PLCD (Permanentmagnetic Linear Contactless Displacement). Как следует из названия, новый датчик не обошелся без постоянного магнита, но вот традиционного кристалла Холла в нем нет. Прибор измеряет с точностью до долей миллиметра положение зоны магнитного насыщения: его создает магнитик, закрепленный на перемещающейся детали. Ни температура, ни колебания напряженности поля (если только она превысила определенный порог) на точность практически не влияют. «Тико Электронике» уже предложила изготовителям коробок передач целую гамму сенсоров. Так что о закисшем выключателе фонаря заднего хода можно будет забыть, а компьютер станет «передергивать рычаг» еще быстрее.Постоянный магнитТак устроен один из новых датчиков. На сердечник из магнитомягкого материала намотаны три катушки - первичная и две вторичных. Все вместе - своеобразный трансформатор, выходной сигнал которого определяется положением зоны магнитного насыщения в сердечнике. На поавах оекламыPDCrDCCTPflX ДВТПRCE ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛPEE*.RCE ПРАВ замена масла -*а*««-е,О0ООкмтехоCS/<*отр"'Раз в годwww.rgs.8 (800) 200-0-9008 (095)540-5555ссии звонок беспл(по Москве звонок бесплатный)^^вищ^САЕл]