ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ПРОВОКАТОРСЕРГЕЙ КАНУННИКОВ. ФОТО АВТОРА И «МАЗДА-Н56у что, опозорился? Да, есть немного! При попытке тронуться изящный красный автомобиль дернулся и едва не заглох. Ладно, попробую еще раз. А собственно, кто сказал «опозорился», я - сам себе? Это ведь всего-навсего автомобиль, хотя и очень необычный...За рулем 12/2004ПУЛЬС - 9 000 Все не так уж сложно: поднимаю обороты до 1500-2000 и - поехали. Опять рывок! Таков уж характер РПД, роторно-поршневого двигателя с собственным именем «Ренезис» (ЗР, 2001, № 7). Его характеристики (максимальный момент - на 5500 об/мин) да и хитрыйпривод сцепления провоцируют резко, без сброса газа, перещелкивать передачи, еще и еще раскручивая мотор. Ведь максимум мощности он отдает после восьми тысяч. Больше газу! Стрелка чуть перевалила отметку 9000, и в салоне раздался истошный писк: пора включать следу- НАШЕ ЗНАКОМСТВО: MAZDA RX-8ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ«... RX-8 сочетает удовольствие от вождения с возможностью ехать вчетвером». Car and Driver США«Это в высшей степени экзотичный, экстраординарный, спортивный автомобиль. Единственное в мире купе с роторным двигателем, четырьмя дверями и сиденьями, полноценным багажником». Auto Bild Test und Tuning, ГерманияMAZDA RX-8• Прототип показали в сентябре 2001-го во Франкфурте. Производство освоили в конце 2002 года, в начале 2003-го серийный автомобиль представили публике. • Двигатели - роторные, двухсекционные. Для Европы - мощностью 141 кВт/192 л. с. и 170 кВт/231 л. с. (оба- Евро IV). для других рынков есть и 250-сильная версия. • Коробки передач - 5- и 6-ступенчатые механические и 4-ступенчатая автоматическая. Для Европы - только механические. • В Германии автомобиль в зависимости от комплектации стоит $33 000-40 000.сразу чувствуешь: жесткие подвески, острый руль, низкопрофильные шины и система стабилизации работают слаженно и четко. Электронику, конечно, можно отключить и попробовать себя в «независимом» управлении заднеприводным снарядом. Но едва компьютер посчитает ваши действия опасными, система стабилизации включится сама. Иногда кажется, что на этой машине можно все. Дави газ, не забывая перемещать короткий рычаг коробки передач, наслаждайся характерным звуком 230-сильного роторного «зверя». А насчет испугался... На краю огромного круглого тахометра притулилось окошко электронного спидометра. Цифры показывают... близость штрафных санкций. Так что не поддамся на провокации - впредь стану поглядывать туда почаще. И кому я это объясняю? ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ Небольшая стоянка у дороги - неплохое место, чтобы успокоиться и познакомиться с «Маздой RX-8» обстоятельней. Не стать бы причиной аварии: редкий водитель не замедлит ход, разглядывая необычный, малоизвестный пока даже в Западной Европе автомобиль. А если распахнуть все четыре двери... Похоже, для современных кузовов понадобятся новые названия. Или согласимся с «Маздой» - купе может быть и четырехдвер-ющую передачу. Но лучше пока сбросить обороты. Ага, испугался? Нет, я прекрасно знаю, что в дисциплине управляемости «Мазда RX-8» вышколена очень опытными учителями... но мы не на полигоне. Впрочем, и на нешироких извилистых дорожках шведской провинции ТЕХНИКАНАШЕ ЗНАКОМСТВО: MAZDA RX-8ОТ ТРЕХ КОЛЕС ДО ДВУХ СЕКЦИЙКомпания «Тойо Коге» (Toyo Кодуо), основанная в Хиросиме в 1920 году, построила первое транспортное средство в 1929-м. Простенький трехколесный мотоцикл назвали «Мазда-Гоу» (Go). Первый автомобиль «Мазда-360» с мотором V2 стартовал в 1960-м. А черезМаленькие двери можно открыть, лишь распахнув передние. Сзади удастся сесть, если вы не гигант. Багажник для спорткупе очень приличный - 290 л.Отец роторного двигателя Феликс Ванкель (1902-1988 гг.) владел «Маздой RX-7», хотя и не имел... водительского удостоверения. семь лет компания начала продажи «Мазды-Космо Спорт» с двухсекционным роторным двигателем, компактным и легким. Фирма посчитала, что такой мотор со всеми его достоинствами и недостатками хорош именно для спортивного авто. Это стало традицией. Следующую модель назвали «Мазда RX-2». Так что нынешняя модель RX-8 на самом деле восьмое поколение автомобилей с двигателем Феликса Ванкеля. Возможности роторных агрегатов компания подтвердила в 1991 году, выиграв 24-часовую гонку в Ле-Мане. Сегодня «Мазда» - единственный в мире производитель серийных машин с РПД.Глубокие сиденья (водительское - с электрорегулировками), руль с толстым ободом, мощный тоннель между креслами настраивают на сконцентрированное управление.Двухсекционный роторный «Ренезис» в 2003 году завоевал титул «Двигатель года». В Россию будут поставлять автомобили со 192- и 231-сильными версиями мотора.В салоне есть все, что положено не только спортивному, но и комфортабельному авто. Оригинальный высокий рычаг ручного тормоза поначалу вызывает желание перепроверить: отпустил ли? 58 За рулем 12/2004ным. Отдадим конструкторам должное: кузов без средней стойки (иначе о нормальной посадке на заднее сиденье можно забыть) по-спортивному жесткий. А знаешь ли ты, пижон-провокатор, что садиться на твое водительское место, протискиваясь между передней стойкой и высокой боковиной кресла, не слишком удобно? Зато выходить отсюда не хочется. Даже широкий тоннель между сиденьями не давит, а, скорее, концентрирует. Здесь не место расслабляться. От рычага коробки рука должна быстро вернуться на толстую кожаную баранку. Кстати, если уж не поскупились на роскошную чернокрасную отделку, кондиционер, навигацию, не худо бы предусмотреть и продольную регулировку руля. Впрочем, тот, кто не занимался баскетболом или греблей, устроится удоб- ТЕХНИКАНАШЕ ЗНАКОМСТВО: MAZDA RX-81 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯMAZDA RX-8 • Общие данные: Размеры, мм: длина/ширина/высота база Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Макс, скорость, км/ч Время разгона 0-100 км/ч. с Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км (EU 99/100): загородный цикл городской цикл а Кузов Количество дверей Число мест Объем багажника (VDA). л Двигатель Расположение, число цилиндров Рабочий объем, см 3 * Степень сжатия Мощность. кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент. Н м при об/мин • Трансмиссия Привод Коробка передач • Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза Размер шин • Приведенный объем -2616 на заднюю ось 4435/1770/1340 2700i5,31345 1820235 6,4АИ-95/618,9 15,8 купе4 2+2 290бензиновый роторный двухсекционный 2x654 10,0 170/231 8200 211 5500РЕЗЮМЕМб«Мазда RX-8» - по-настоящему спортивный автомобиль, не утомляющий, однако, и при спокойной городсной езде.QОтличные разгонная и тормозная динамика, управляемость. Возможность кратковременно возить пассажиров на заднем сиденье.ЛЩ Управление двигателем и сцеплением требует привыкания ™ Нет продольной регулировки руля.двойные поперечные рычаги многорычажная с электроусилителем дисковые вентилируемые 225/45R18 см3.но. Терпимо и на заднем сиденье, хотя ехать на нем далеко, конечно, не хочется. Дверь можно открыть только после передней. И если вас забыли сзади, то, чтобы выбраться из купе, понадобится змеиная гибкость и гимнастическая стройность. Ну не могу преодолеть дух противоречия: ты - резкий и стремительный. А не хочешь ли пожить спокойной добропорядочной жизнью? Изведешь, наверное, оказавшись не в своей стихии? СКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Перед глазами уже знакомый красный капот и характерные «вздернутые» крылья. И порыкивание двигателя на разгоне уже привычное, хотя и потише. Привыкнув к мотору и сцеплению, едешь вполне спокойно, не распугивая мирных обывателей. Выходим на шоссе, на 90 км/ч включаем шестую и плавно набираем разрешенные 110. Гладкие европейские стыки ощущаешь не сильнее, чем в иной менее «злой» и жесткой машине, шум вовсе не докучает. Можно даже ускоряться без переключений, правда, в цивилизованном темпе. А вот и местный нарушитель! Что-то он60 За рулем 12/2004чересчур стремительно приближается к нашей корме. Короткое движение рычагом, газ... «Спортсмен» превращается в точку в зеркале заднего вида. Отпускаю газ и слежу, как стрелка спидометра возвращается в разумные пределы. Уф! Все-таки опять не устоял...МОСТЫ НАВЕДЕНЫВот уж действительно объединенная Европа! Чтобы объявить об открытии представительства в России, европейское отделение «Мазда» пригласило журналистов в Данию, откуда они по самому длинному в Старом Свете мосту переехали в Швецию. Мост в Россию тоже наведен. У открывающегося российского представительства обширные планы: расширение дилерской и сервисной сетей, сокращение очередей на «мазды-3» и 6, поставки спорткупе RX-8. Пока фирма получила сертификат на ввоз 150 спортивных автомобилей. Нынче серые дилеры продают машины примерно по 54 тысячи долларов. Глава представительства Йорген Шраббер намекает, что официальные машины будут дешевле.ОТ ПРАКТИКИК ТЕОРИИ Один из руководителей «Мазды» сформулировал лозунг компании: «Не бойтесь выделяться среди окружающих и делайте это с удовольствием». Купе RX-8 идеально соответствует девизу. Однако и «в быту» автомобиль, если к нему попривыкнуть, вполне покладист. Конечно, представить приземистый изящный силуэт на разбитом асфальте или в заснеженном дворе трудно. В России, куда официальные поставки начнут с 2005-го, «Мазда RX-8» будет, вероятно, летним автомобилем, а для кого-то и машиной выходного дня. Тот, кто сядет за руль этого аппарата стабилизации, отточенные характерив субботу утром, рабочую неделю, скостики управляемости не заменят кварее всего, проведет за рулем машины лификации и, главное, здравого смысбез педали сцепления, а то и на заднем ла. Эта «Мазда» все-таки провокатор, сиденье. Поэтому лучше не забывать, хотя прекрасно воспитанный и весьма что мощные тормоза с ABS, система обаятельный.