118
119
120
Р ЫНОКИ СЕРВИСЭКСПЕРТИЗА: АККУМУЛЯТОРЫ 55 АчМИХАИЛ колодочкин Он обратился к электричеству — той силе, которой суждено в один прекрасный день сделаться душою промышленности... Но способ его получения он хранил в полной тайне... Жюль Верн, «Робур-Завоеватель»ТРИ НЕДЕЛИ В ВАННЕосле того холодного душа, каким оказался первый этап испытаний новеньких аккумуляторных батарей (ЗР, 2004, № 11), хотелось думать о чем угодно, кроме ванной... Однако все надо доводить до конца. Лезем в ванну! лодной прокрутки. Мы уже знаем: на 30-й секунде такого разряда напряжение на клеммах не должно составлять менее 8,5 В. А на практике? А на практике - то, что отображено на рис. 1. Что ж, ничего неожиданного - знакомые все лица... Безоговорочное лидерство внеконкурсной «Оптимы», ровное выступление «пелетона» и все те же отстающие: «Ханкук» № 15 и «Дэу» № 19. Ладно, теперь посмотрим, насколько хорошо разряженные батареи принимают заряд. Кстати, лабораторная установка способна выдать ток до 3000 А - Жюль Верн позавидует. Но нам столько и не понадобится. кой ток, какой сможете взять! Его величину фиксировали в конце 10-й минуты заряда - допустимый минимум численно составлял 0,2 от емкости аккумулятора. А вообще-то - чем больше, тем лучше. Реальная картина отображена на рис. 2. В лидеры выбилась - кто? - правильно, «Оптима»! Тридцать с лишним ампер - это рубеж, к которому остальные участники даже не приблизились. Хуже остальных выглядели обе батареи «Инчи Аку» - впрочем, даже их результаты уложились в норматив. Неужели все закончилось? Что ж, теперь ВСЕ - НА ВЫБОРЫ! Итак, еще раз о главном как выбрать батарею в магазине? Первым делом, как мы уже отмечали (ЗР, 2004, № 11), выбираем самую свежую - о деньгах пока не думаем. Практика показывает, что на этом этапе отсев самый жестокий - после него набор претендентов на подкапотную прописку резкоПСАМОРАЗРЯД В полном соответствии с гостовской методикой батареи в состоянии бездействия должны были пролежать в ванне в течение 21 суток при температуре окружающей среды 40°С. Затем - брр! - из ванны их перетащили в холодильник: на минус 18°С! После суточного пребывания на морозе батареи без подзарядки нагрузили током в 0,6 от заявленного тока хоРис.19,11 9 08 2ИА ; шЗАРЯДКА ПРИ НУЛЕ ГРАДУСОВЗаряженные «по горлышко» батареи разряжали в течение 5 часов током, численно равным 0,1 от емкости батареи - это примерно 5,5 А. Затем их охладили до нуля градусов и «предложили» принять заряд - мол, берите таснизится. Напоминаем, что нелишне померить напряжение на клеммах выбранной батареи - не ниже 12,6 В! Теперь условно разделим все оставшиеся аккумуляторы на две большие группы с доступом к заливным отверстиям и без такового. Если у вас современный автомобиль - читай, с мощным генератором и высокой стабильностью поддержания бортового напряжения, - то выбор однозначен: берем батарею без доступа к «потрохам». Исправный аккумулятор такого рода проработает у вас без проблем года четыре, а то и больше - как повезет. Его саморазряд минимален, а заряд принимает «на ура». А вот если у вас, скажем, «Жигули», то лучше взять батарею «подубовее». На нее мы сможем воздействовать, например, оживить после глубо-о-о-кого разряда, если такой, не дай бог, случится. Скажем, поставили машину на длительную стоянку в гараж, а в проводке что-то «гавкнулось» - бывает... Так вот, практика показывает, что малосурьмянистую батарею, даже «убитую», обычно удается через несколько суток заряда привести в чувство. Ее кальциевая коллега более изнеженна и подобногоРезультаты испытании на саморазрядwOPTIMA BATTERIES RED TOP POWER. СШАИ«270Д9,12 8Л0 282А270дМ 0324А270А8.99 ш 255А 2т8,86 9,01 9,02 252А 258А 306А14 8М 8,78 "' 306А 252А • * »8,74 270А270А Рис.232 -1 30,10321АРезультаты испытаний на прием заряда§ I S3028" 262422-18,83 19,4021.202 М422,431 97 (20,30 19,54 17,27 13,4018,9419,83 17,54 15,46 17,3718,64 14,3218,5716,37 17,19hsНА "S3 ЕXш• Тип - необслуживаемая в течение всего срока службы. • Ориентировочная цена 6000 руб. • Наш «свадебный генерал» вновь оказался не чеховским капитаном второго ранга, а настоящим генералом среди батарей. Напряжение 9,38 Ви ток 30,10 А - абсолютно лучшие результаты среди всех.Iл о.смCZ-осо О) ?Л•о>соZ3 О)<х>Е*•Е =3 см 2 соа3^1Л= 5СОл S•*-**:ш<втоh=С.сига-"*-*£ о с:=3LUгаО шоh*•< ш со^СЛзо соО СО£ оXга 5со •с<С«*Со "ХпсмРгао:г смin118З а рулем 12/2004 ЭКСПЕРТИЗА: АККУМУЛЯТОРЫ 55 АчTYUMEN BATTERY. РоссияTYUMEN BATTERY. РоссияMEDALIST. DELPHI. СШАTAB. Словения• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки. Ш Ориентировочная цена - 800 руб. • «Сибирячка», собранная не по ультрасовременным технологиям, вновь выдала хорошие показатели. В целом по итогам всех испытаний произвела безукоризненное впечатление. Ш Оценка: рекомендуем. MUTLU MEGA CALCIUM• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки. Ш Ориентировочная цена - 800 руб. Те же эпитеты, что ик «подружке» под номером 1 -архаичная, казалось бы. батарея выдержала абсолютно все испытания, замечаний нет. И цена приемлемая. Ш Оценка: рекомендуем. VARTA SILVER DYNAMIC• Тип - необслуживаемая. Газоотвод - центральный. Щ Ориентировочная цена -1300 руб. • Показав в заключительных испытаниях одни из лучших результатов, американо-корейская батарея от компании «Делфай» опять подтвердила свое право ходить в заслуженных лидерах. И Оценка: рекомендуем. SELENIUS. Россия• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - центральный. И Ориентировочная цена -1160 руб. • Словенская батарея вновь порадовала: напряжение 9,08 Ви ток 20,94 А - это очень хорошие результаты. Замечаний по итогам всех циклов испытаний нет. Ш Оценка: рекомендуем. АКОМ ГРАНД• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - центральный. Ш Ориентировочная цена -1400 руб. • Пример того, что даже не самые свежие батареи могут «оживать». Турецкое изделие «разошлось» и уложилось во все требования, несмотря на солидный возраст. Ш Оценка: рекомендуем. MUTLU ELITE. Турция• Тип - необслуживаемая. Газоотвод - центральный. Ш Ориентировочная цена - 2000 руб. • Если поначалу казалось, что батарея вот-вот «сорвется», то под конец результаты стали более уверенными даже хорошими Думается, что во всем изначально был виноват возраст И Оценка: рекомендуем. «ТИТАН-. Россия• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки. И Ориентировочная цена -1100 руб. • Подольские батареи обычно выступают в наших тестах уверенно - вот и сейчас их представитель оказался в лидерах. Напряжение - 9,1 В. ток 20,30 А. А был бы «первой свежести»? Ш Оценка: рекомендуем. INCI AKUEXIDE. СШАТип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки. Ш Ориентировочная цена - 800 руб. • Батарею изначально подвел возраст - хорошо еще, что после многочисленных циклов она ожила ив целом не вызвала никаких замечаний. Напряжение - 8,9 В, ток -19,54 А. Ш Оценка рекомендуем. BOSCH SILVER. ИспанияТИТА*• Тип - необслуживаемая. Газоотвод - центральный. И Ориентировочная цена -1550 руб. • Симпатичному «турку» стукнуло два года - для такого возраста он выглядит просто отменно. К тому же есть и ручка, и глазок. А ведь поначалу сильно куксился... Напряжение 9,12 В, ток-22,43 А. Ш Оценка: рекомендуем.• Тип - необспуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки. Ш Ориентировочная цена -1100 руб. • «Титан» так и остался в толпе себе подобных - все испытания выдержал, но без «блеска». Виноват, на наш взгляд, только возраст. Напряжение 8,99 В, ток-17,27 А. И Оценка: рекомендуем.• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки. И Ориентировочная цена - 1300 руб. ШТак и хочется сказать: «не благодаря. а вопреки!». Батарейка образца 2002 года со скромными заявленными данными в целом все выдержала, невзирая на возраст. Ш Оценка: рекомендуем.• Тип - необслуживаемая. Газоотвод - центральный. Ш Ориентировочная цена -1570 руб. • И опять «Бош» ведет себя странно - от именитой батареи всегда ждешь суперрезультатов, а не просто обыкновенных показателей. Напряжение всего 8.86 В, ток - 18,94 А. Впрочем. это все эмоции. Ш Оценка: рекомендуем.За рулем 12/2004119 РЫНОК И СЕРВИСSOLITE CALCIUM. КореяЭКСПЕРТИЗА: АККУМУЛЯТОРЫ 55 АчFORMULA FULMENHANKOOK. Корея• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки. Ш Ориентировочная цена -1100 руб. • Батарея неизвестного возраста прошла через наши испытания с большим трудом - напоминаем, что ее возраст неизвестен. Однако в целом изделие получает «зачет». И Оценка: рекомендуем. VARTA BLUE DYNAMIC• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки под крышкой и наклейкой^ Ш Ориентировочная цена -1550 руб. • Начало было откровенно слабым, да ив конце испытаний проблесков не последовало. В целом - все нормально, но отметить решительно нечего. Ш Оценка: рекомендуем. TITAN ARCTIC. Россия• Тип - необслуживаемая. Газоотвод - центральный. И Ориентировочная цена -1550 руб. • На первом этапе испытаний наша оценка была лояльной, хотя, честно говоря, и резервная емкость была так себе, да ис токами возникали проблемы. Однако теперь батарея все-таки «провалилась»: 8,06 В - это прокол. Ш Оценка: не рекомендуем. INCI AKUEXIDEEXMET. США• Тип - необслуживаемая. Газоотвод - центральный. И Ориентировочная цена -1700 руб. • Батарея образца июня 2003 года была забракована нами еще на первом этапе испытаний - выдать требуемый ток она не смогла. Кое-как пользоваться можно, но рекомендовать - нет, не будем. Ш Оценка: не рекомендуем.• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки. Ш Ориентировочная цена -1250 руб. • Выпускается со ссылкой на несуществующую компанию Exald, нам не понравилось сразу. Испытания последнего этапа «нижегородец» выдержал, но общее впечатление - негативное. Ш Оценка: не рекомендуем. НОРРЕСКЕ DUPLEX. Германия• Тип - необслуживаемая, с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод - через пробки. Ш Ориентировочная цена -1400 руб. • Старушка образца марта 2002 года провалила испытания в начале и показала одни из худших результатов в конце. Выдать ток не может, заряд принимает с большой неохотой. И Оценка: не рекомендуем. ISTA NOVA. Европаотношения, скорее всего, не простит. Да и цена такого аккумулятора, как правило, ниже, чем у более современных изделий. Для тех, кто возится с батареей самостоятельно: аккумулятор, залитый на заводе, всегда лучше того, который заливали в гараже или даже на сервисе. Причина - в электролите: в продажу частенько попадает жидкость неизвестной плотности и чистоты. Дистилляторы сегодня тоже применяют разные: дорогостоящие медицинские используют редко, а потому на практике в дело идет чуть ли не вода из-под крана. Что касается цены батареи, ее брэнда и прочих внешних атрибутов... Все это может быть предметом для обсуждения, но только на заключительном этапе, когда «выбирают по одежке». Переплачивать за одно лишь громкое имя и приобретать изделия исходя из яркости этикеток мы не советуем: в конце концов, та же «Оптима» - далеко не красавица. Впрочем, мы свое мнение уже высказали.А ДАЛЬШЕ?• Тип - необслуживаемая. Газоотвод - центральный. И Ориентировочная цена - 1200 руб. • Изделие неизвестного возраста вновь поддержало репутацию абсолютного неудачника - в нем плохо решительно все! На последнем этапе оно оказалось самым худшим: 6,12 В вместо 8,5 - это уж слишком. И Оценка: не рекомендуем.• Тип - необслуживаемая. Газоотвод - центральный. И Ориентировочная цена -1800 руб. • Немецкое изделие образца 2001 года провалило испытания на первом этапе. После многочисленных зарядов-разрядов оно немножко оклемалось, но рекомендовать такое, конечно же, нельзя. И Оценка: не рекомендуем• Тип - необслуживаемая с доступом к заливным отверстиям. Газоотвод центральный. И Ориентировочная цена - 800 руб. • Дата выпуска - III квартал 2003 года. Не настолько это солидный возраст, чтобы выступать так неудачно. По всем пунктам - от «удовлетворительно» до «плохо». Ш Оценка: не рекомендуем.В целом мы выполнили намеченную программу полностью, но аппетит под конец опять разыгрался. Интересно, а что будет с нашими батареями, если они пролежат на складе, скажем, еще месяцев пять-шесть? А вот и проверим - когда-то у нас еще будет такая возможность... А ближе к лету вернемся к этой теме. Кстати, Жюль Верн тоже написал продолжение к своей дилогии «Из пушки на Луну». Герои его «пушечного клуба» решили изменить орбиту Земли - к счастью, весьма неудачно. Посмотрим, улыбнется ли удача кому-нибудь из участников нашего «аккумуляторного марафона». ..120За рулем 12/2004