ВТОРЫЕ РУКИВСЕДОРОЖНИКИ ИЗ АМЕРИКИАМЕРИКАНСКИЙ ДЕДУШКАЕвгений Борисенков. Фото: Александр КульневВопреки слухам, российский вторичный авторынок не только не ^ у мер , но даже не особенно похуЬ ^ ' д ел . Он стал более ачитарным машин стоимостью до $10 тыс. не найти днем с огнем. Ничего удивительного для небогатого покупателя оплатить таможенный взнос в полстоимости автомобиля - непозволительная роскошь. Для дорогих же иномарок плата за ввоз (в обоих случаях зависящая лишь от объема двигателя) без следа растворяется в без того немалой цене. Скажем, стоимость растаможки популярного в народедвухлитрового «Форда-Мондео» ныне около $4 тыс., а роскошного БМВ-740 с четырехлитровым мотором - всего вдвое больше! Впрочем, покупатели «бимеров» - контингент специфический, чего не скажешь о поклонниках вседорожников. В этом секторе мы и решили сосредоточиться, попытавшись понять механизм спроса и предложения. ЛЕВОРУЛЯ1 Хоженые иномарки везут в основном из трех мест: Европы, Японии и Северной Америки. В зависимости от происхождения однотипные модели различаются состоянием, комплектацией и ценой. Техника из Страны восходящего солнца здесь, пожалуй, вне конкуренции. Машины для внутреннего рынка упакованы богаче экспортных, а отлаженная кредитная политика позволяет тамошним владельцам обновлять парк раз в 3-5 лет. Проблем две - правый руль и существенные порой конструктивные отличия от «леворуких» аналогов. В итоге жителю европейской части России не избежать проблем с запчастями и техобслуживанием. ВСЕДОРОЖНИКИ ИЗ АМЕРИКИЕвропа, долгие годы манившая российских (и не только) перегонщиков, ныне позиции утратила. Ведь за покупку теперь надо выложить на треть больше долларов, давно уже ставших нашей «национальной» валютой. Сказалось и подорожание топлива. Похоже, экономные европейцы сейчас меньше ездят, срок амортизации машин вырос, что плохо (для наших, разумеется, перекупщиков) отразилось и на структуре вторичного парка, и на ценах. С их ростом многие достоинства европейских машин обернулись недостатками. Например, высокотехнологичные двигатели часто не приемлют «92-й», а то и «95-й» бензин (который иу нас нынче дорог), требуя к тому же высокой степени очистки. Оказалось, что среди относительно дорогих моделей (как уже сказано, такие в основном и везут на наш рынок) преобладают топовые версии, так что сэкономить на кожаной обивке или климат-контроле покупателю не удастся.В таких условиях многие поставщики предпочли Северную Америку. По некоторым данным, доля заокеанских машин на московских рынках доходит до 90%. Среди «американцев» довольно много свежих экземпляров. Дело в том, что не все продаваемые за границей подержанные машины уплывают в Россию: на месте тоже неплохой спрос. Очевидно, что свои снимают все сливки, оставляя иностранцам неликвидный товар. Правда, спрос хорош, пока есть кредит. Получить же его в США под машину с пробегом более 55 тыс. миль (90 тыс. км) крайне сложно - истекла заводская гарантия. Так что местным жителям эта техника неинтересна. Зато нам - в самый раз! У прямых поставщиков почти не попадается «битье» - автомобили, восстановленные на продажу из хлама. В Новом Свете при их смешных ценах заниматься этим невыгодно. Та же мотивация живет по эту сторону Атлантики. На то, чтобы получить в порту Хельсинки, доставить в Москву и придать товарный вид жертве автокатастрофы, у негоцианта уйдет уйма времени и еще больше денег. Исключение - пресловутый литовский транзит. Тамошние посредники, следуя по давно отлаженной схеме, по дешевке скупают и приводят в чувство полностью убитые образцы. К их услугам - собственный порт и многочисленные мастерские. Среди прочих достоинств - неприхотливые и надежные двигатели, хорошо переваривающие наш «92-й». Дизели не встречаются, что, с одной стороны, плохо: ведь такой экономичный мотор выгоден в эксплуатации. С другой - агрегат очень дорог в ремонте, а покупка «б/у» - всегда кот в мешке. Не повезет - замена турбины легко съест ожидаемую экономию на топливе. Учтите и другие особенности комплектации. Так, звуковые охранные комплексы за рубежом запрещены - приходится довольствоваться иммобилайзером. На передних панелях «американ-MITSUBISHI MONTERO SPORT/За рулем 01/2005 101 Над установкой заднего номерного знака придется поломать голову: «у них» он квадратный. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВСЕДОРОЖНИКОВ НА РЫНКАХ МОСКВЫ• Модель «Тойота KAV-4» 5/5 бензиновый Р4 2 АКП 2000-2003 23,0-33,3 «Сузуки-Гранд Витара XL-7» 5/7 бензиновый V6 2,7 АКП 2000-2001 20,5-25,0 «МицубисиМонтеро Спорт» 5/5 бензиновый V6 3-3,5 АКП 1999-2002 20,8-25,5Кол-во дверей/мест Тип объем двигателя, л Тип коробки передач Год выпуска Цена, тыс. долл.Бортовой компьютер трудится исправно, но информацию выдает в милях, галлонах и Фаренгейтах. Одометр и спидометр тоже оцифрованы в милях. Постоянные величины вроде вместимости топливного бака стоит пересчитать и запомнить. На переменные же придется просто закрыть глаза. Равно как и на отсутствие некоторых любимых радиостанций, ведь шаг настройки за океаном 0,2 мГц. риканцы». Правда, чистокровные янки редкость: они слишком громоздки для города и почти бесполезны на бездорожье. Поэтому на продажу выставлены в основном американские версии японских и европейских моделей. Последние чаще встречаются в дорогом секторе. Так, «Гелендеваген» предлагают от $60 тыс., «Мерседес-Бенц ML» - от $38 тыс. Нишу подешевле почти целиком занимают «американские японцы». В ней мы и задержались. Двухлитровая «Тойота RAV-4» 2001 года за $25 тыс. выглядела идеально. Послерестайлинговый дизайн, обилие опций (в том числе обязательный для «американцев» «автомат»), умеренный городской габарит. В салоне за новую попросят около $35 тысяч - есть над чем задуматься. Однако внутри показа-цев» не встречаются телевизоры - табу. Голубые экраны лишь для пассажиров на потолке либо в подголовниках. Светящееся на «торпедо» табло - система навигации, в России, увы, бесполезная. Если все эти недостатки не смущают, а достоинства кажутся весомыми, можете отправляться на рынок. ПО ПРИМЕТАМ Начать стоит с выбора... продавца. Хорошо, если он обладает пятью - десятью автомобилями одновременно. Хорошо также, если на этой торговой площади он завсегдатай. Такой информацией с вами охотно поделятся его коллеги - залетных конкурентов не любят, а потому не станут и покрывать. Определясь с моделью, изучите внимательно ПТС. Штампы питерской и московской таможни говорят о прямой по102 За рулем 01/2005ставке, калининградской - вероятно, через Литву. Просить сервисную книжку нынче почти бесполезно. В США все давно компьютеризовано - информация о ТО хранится на пластиковой карте. Не найдете у продавца и родного американского техпаспорта - его изымают еще на таможне. Покончив с бумагами, переходите к осмотру машины, обращая внимание на пресловутые стакеры. Излишняя самоуверенность тут ни к чему - в сомнительных случаях нужна помощь консультанта. ПО НАЗНАЧЕНИЮ За покупкой резонно отправиться на крупный рынок вроде «Автогаранта» в подмосковных Люберцах - богатое предложение облегчит выбор. Среди вседорожников здесь правят бал «аме- ВСЕДОРОЖНИКИ ИЗ АМЕРИКИтельное. В активе - рамная конструкция и правильно подобранные подвески. Совокупность цельной балки сзади и независимой конструкции спереди, как правило, обеспечивает хорошую проходимость в грязи и достойное поведение на асфальте. В пассиве - спорный, на наш взгляд, алгоритм подключения переднего моста. В приводе нет дифференциала, поэтому вариант 4x4 можно использовать только на бездорожье. А зря! Он бы не раз выручил и на городских улицах, например в гололед. Впрочем, многие игнорируют автомобиль по иной причине: считают марку непрестижной. Ведь когда-то компания пришла на наш рынок с гаммой компактных (в нашем понимании несерьезных) машин. С тех пор много воды утекло, но, видно, так и не удалось до конца сломать стереотип. Последним в ряду оказался трехлитровый «Мицубиси-Монтеро Спорт» все того же 2001-го. Продавали его, как ни странно, за те же деньги - $25 тыс. (цена нового в схожей комплектации начинается с $40 тыс.). Этот «проходимец» среднего класса создавали как автомобиль для активного образа жизни. Замысел удалось воплотить - «Спорт» с отключаемым передним мостом хорошо держит дорогу и не пасует перед разбитым проселком. Конечно, «Паджеро» последнего поколения много «ближе к асфальту», чем предшественники, но «Спорт» - самый прямой из наследников победителя «Париж-Дакар». Жаль, машина не блещет ярким современным дизайном, но зато практична. А уж о престиже и говорить нечего. И, наконец, 15 тысяч на дороге не валяются. С этим аргументом не поспоришь! После недолгих колебаний мы полезли за кошельком. • На правах рекламыОтличить происхождение потенциальной покупки можно по отметкам в ПТС. Кроме того, у всех чистопородных янки на съемных деталях кузова (капот, двери, крылья и т. д.) наклеены сгикеры с водяными знаками и VINOM машины. Их отсутствие - косвенный признак ремонта. В отличие от тесной Европы, в Америке паркуются свободно, парктроники там в диковинку. лось тесновато: видимо, по мнению создателей, предельный рост европейца (да и американца) не превышает 180 см. Кроме того, не понравилась явно «паркетная» подвеска с многочисленными рычагами и тягами, а также отсутствие понижающей передачи. В общем, на «Тойоте» нестыдно показаться в приличном обществе, но с накатанного пути лучше не съезжать. Следующий претендент - 2,7-литровый «Сузуки-Гранд Витара XL-7» 2001 года сулил куда больше машины за те же ($25 тыс.) деньги (цена новой примерно $36-37 тыс.). Почти минц-вэновский семиместный салон на внедорожном ходу - сочетание привлека-/.Технология свечи зажигания'иепзо —^^БИЛАЙТТел.: (095) факс: (095)филиал (8462)456-72-00 456-81-15Самара: 78-8536E lA иридиевь1е\^ттжтШ ш^г . ГУ '-& - Ш e-mail: \^^^шмпШШ//Ш/т. зажигания:шш
[email protected]платиновые, стандартныеЩЩШ F%!£P £^$£&IIwww.bil.ruЗа рулем 01/2005 103