78
79
80
ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИЯВЛЕНИЕ «КАЛИНЫ»Игорь Моржаретто. Фото: Александр батыруТакого праздника российский автопром еще не видел. Хотя, конечно, 10 лет назад здесь же, на АвтоВАЗе запускали «десятку», но тогда, в начале 90-х, будущее новой модели, да и самих автозаводов виделось не слишком радостным... И тот запуск - увы! - остался событием внутризаводским... Но времена изменились - в последние три года мы видели несколько торжественных пусков: в 2002-м с конвейера во Всеволожске сошел первый российский «Форд», а в Тольятти - «Шевроле-Нива». Это были замечательные праздники, за которыми последовали другие. В торжественных речах неизменно звучало: «Раз такое событие произошло, значит, отечественный автопром жив!» Все хлопали, и никто с этим не спорил, но все-таки в глубине души большинство присутствующих остались в убеждении, что объединять этим понятием, допустим, «Иж-Авто» и «АвтоТОР» не совсем и справедливо. Пусть даже оба завода расположены в России. Всетаки под «российским автопромом» попрежнему в первую очередь подразумеваем наши «старые» заводы - АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, а новые сборочные производства... К ним, кажется, даже термин «отечественный автопром» не прилипает - та- кой он тяжеловесный, кондовый. Но, несмотря ни на что-свой... Ведь две трети автомобилистов по-прежнему ездят по стране на «нашемарках». Вот только «свой» автопром давно что-то праздниками не радовал. Нет, на выставочных подиумах было тесно от концепт-каров, только не менялись они годами, да так и умирали тихо, не познав конвейерной суеты. И вдруг - такое событие: долгожданная «Лада-Калина» с 18 ноября стала серийной! Случилось это в рекордно короткий для отечественной промышленности срок: всего пять лет! И что еще удивительнее - за счет инвестиций самого АО «АвтоВАЗ» (уже вложили свыше 500 млн. долл.)! А что самое фантастическое - «Калина» не заменила на конвейере какую-то устаревшую модель, а дополнила модельный ряд АвтоВАЗа; специально для нее на территории предприятия открыт новый корпус! Было очень торжественно, ярко и интересно. Своим ходом с нового конвейера сошли три автомобиля - белого, красного и синего цветов (еще несколько десятков «зависли» в разной степени готовности). Их получили официальные дилеры АвтоВАЗа из трех крупнейших городов - Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Высокие гости и руководители предприятия с гордостью говорили, что «это не просто запуск в производство новой модели автомобиля, это - прорыв в отечественном автомобилестроении, символ обновления всей отрасли», «это значимое событие для всей России»... С этим трудно поспорить. Но многочисленных гостей праздника и миллионыроссиян в первую очередь волновали не высокие слова, а простые вопросы: «что», «когда» и, естественно, «почем». Ответы на некоторые из них прозвучали прямо на церемонии 18 ноября, на другие - нет и по сей день. Что же удалось узнать нашим корреспондентам в Тольятти? Пока на конвейере начали сборку седанов в базовой комплектации «стандарт»: электроусилитель руля, передние электростеклоподъемники, фильтр системы вентиляции и отопления, восьмиклапанный двигатель объемом 1,6 л, удовлетворяющий нормам токсичности Евро III (с 2006 года добавится водительская подушка безопасности). В перспективе - комплектации «люкс» (плюс кондиционер и электрозеркала) и дажеНа новом производстве будет создано 4000 рабочих мест.WJл1и шf^p'iT• fcPf11 шЗа рулем 01/2005 79• ГтшШ ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИНовый цех по выпуску «Калины»: поехали! «супер-люкс» с кожаным салоном, а также хэтчбек и универсал (через год). Сначала несколько сотен «стандартов», выпущенных в конце 2004 и начале 2005 года, отправятся к дилерам (по 3-5 машин) для изучения спроса и приема заказов. Массовые продажи начнутся только со второго полугодия 2005 года. План 2005 года предусматривает выпуск 20—40 тысяч автомобилей, а на проектную мощность в 220 тысяч машин в год завод может выйти в 2007-м. Предполагается, что розничная цена моделей из семейства «Калина» будет варьироваться от 7,2 тыс. до 8,5 тыс. долларов в зависимости от комплектации и опций. Первые автомобили проданы 18 ноября дилерам по 7,5 тыс. долл. каждый. Поскольку собственных моторов объемом 1,6 л для выпуска «Калины» явно недостаточно (их едва хватает для «десятого» семейства, а резервов нет), руководители АвтоВАЗа не скрывают, что они делают ставку на лицензионные двигатели семейства ЭКОТЕК. Видимо, такая «Калина» обойдется минимум на 1 тыс. долл. дороже базовой модели.не куплю ни за какие деньгиВ любом случае понятно, что путь нового автомобиля не будет устлан розами. Наверняка предстоит победить многие «детские болезни», которых немало бывает у любого нового автомобиля, а у российского - особенно. Да и конкурентов у «Калины» сегодня предостаточно.. ._ Но пока гремит праздник, и думать об этом как-то не хочется. Сегодня надо бы пожелать новичку «счастливого плавания» и чтобы он нашел своего покупателя. Ведь «Калина» - на самом деле огромный шаг в развитии нашего автопрома. Так хочется, чтобы он стал успешным. •Всего за несколько первых дней после начала выпуска «Калины» на сайт журнала «За рулем» пришли сотни откликов на это событие. Мы публикуем лишь несколько мнений. Не надо забывать, что те машины, которые выпускал ВАЗ, всегда были «самоделками». Может, хоть «Калина» не превратится в еще один образец «вечного тюнинга». Дмитрий Конечно, в очередной раз хочется надеяться, что автомобиль будет качественным, сравнимым по этому показателю с иномарками, но возникают сомнения. Почему на соседних линиях собирают так, лишь бы машину выкатить за ворота, а на новой - будут делать хорошо? Очень сомнительно. Михаил Все равно нашим не угнаться за мировыми лидерами. В лучшем случае завод полностьюперейдет под крыло, например, GM, в худшем об эксплуатации через годик, тогда и станет вообще закроется. Разок я купил детище напонятна вся картина. DDT шего автопрома (в 2002 году новую 2112-ю), и теперь только очень сильные аргументы заЕсли все будет хорошо и машина «пойдет» ставят меня сделать такой же шаг! Taxmin это только полдела. Главное - чтобы завод каждые два года делал хороший рестайлинг Считаю, что нужно ездить на своих машифары, фонари, бамперы и т. п. А через пять лет нах, а не на чужих. Лично у меня рука не под- извините, но обязан выдать на-гора «Калинимается платить рабочим другой страны, кону-2». Только тогда это - мировой уровень. А гда свои без зарплаты сидят. Не понимаю я то «десятке» уже второй десяток лет пошел, а наше правительство, которое ездит на ино«пятерке» 50 почти... А ведь так хочется смеНе злой марках. Александр на «93-ей» нить несколько машин за жизнь... Новое вазовское разрекламированное ведро отстает от европейских аналогов на 20 лет! Будет большим успехом, если подтвердится информация о стабильности качества. Роман Дизайн?.. Характеристики?.. Спорно, но можно принять. Очень хочу, чтобы написали Народ ну что вы все ругаете, всем недовольны. Да, долго ждали, да, куча недоделок, да, наверняка будет греметь, да, старый ди-* зайн, но это наша машина! Ее сделали на нашем заводе наши мастера, это лучшее, что у нас есть на сегодняшний день, и многие люди ждали именно ее. Поэтому еще раз поздравляю всех и желаю всем удачной покупки. Эльдар80За рулем 01/2005