118
РЕМОНТ И СЕРВИСЭКОЛОГИЯПАРАМЕТРЫ ЖИЗНИВАнатолий Вайсманас не должно удивлять, что карбюраторный мотор - правда, в хороших руках - по характеристикам часто стабильней впрыскового. В нем главное - чистота жиклеров и других дозирующих элементов. Но «возня» с машиной не всем по душе, оттого параметры токсичности «уходят», не всегда следуя простой логике. Так было у заказчика на видавшей виды, но отнюдь не запущенной «семерке» с двигателем ВАЗ-2103: токсичность на малых оборотах в норме, а при повышенных не снижается, а растет. Это «звоночек»: двигатель еще не жрет масло, вполне устраивает мощностью и экономичностью, но о близких уже проблемах предупредил.на переходном режиме подстроечным винтом, предварительно удалив заглушку (см. рис.). И все это - в несколько приемов, с контролем токсичности. Даже это не решило проблем? Тогда уменьшаем главный топливный жиклер с 1,12 до 1,07 (карбюратор 2107). У модели 2105 этот жиклер - уже 1,07. Меньше в магазине не найдете. Говорят, некоторые умельцы делают собственные жиклеры - это «информация к размышлению». Если под капотом карбюратор «Солекс», правила игры те же. Снижаем уровень топлива в поплавковой камере, увеличив зазор между поплавками и прокладкой до 5 мм А вот с главным воздушным жиклером тут беда: не бывает эмульсионных трубок с жиклером больше 165. Как поступить? Рассверлили его. Обычно хватает диаметра 1,9-2,0 мм. В несколько лучшем положении владельцы «солексов» моделей 21051-30 (на «классиках») - здесь можно установить главный воздушный жиклер от карбюратора 2108 или 21083.«минералки» МС-20. Выброс картерных газов снижается. Так можно проехать шесть-семь тысяч километров, но перед заменой масла следует хорошенько промыть систему. А как продлить срок службы нового двигателя? Не «экономить» на масле! Как-то попал к нам двигатель 2103 с пробегом 60 тыс. км, а диаметры цилиндров уже «разнесло» на 0,15 мм, коренные шейки на пределе, распредвал болтается. Выяснили: рачительный хозяин ездил на подозрительно дешевом масле. Но вот однажды на двигателе ВАЗ-2111 с пробегом 208 тыс. км меняли прокладку головки блока - и заметного износа не нашли! Правда, за масло - высококачественное синтетическое - владелец платил подороже. Что еще? Максимум внимания воздушному фильтру. Ведь на каждый килограмм топлива мотор , пожирает 15 кг воздуха! Самые «сомнительные» фильтры - из некоторых синтетических материалов. Посмотрите на поработавший фильтр изнутри: если внутренние слои первозданно чистые, фильтр хорош. Когда же его цвет снаружи и внутри одинаково серый - ясно, что немало пыли проникло в двигатель. Кстати, топливным фильтром пренебрегать тоже не следует. Он не только продлевает мотору жизнь, но и сокращает затраты на чистку системы питания.Конструкция «Солекса» предоставляет меньше возможностей для настройки на оптимальную токсичность.Настройку двигателя «семерки» начали с проверки токсичности выхлопных газов при работающей вентиляции картера и без нее. Это позволяет понять, насколько двигатель изношен - и из-за этого «душит» себя продуктами сгорания. Вот пример: с отсоединенным шлангом вентиляции - 1 % СО, а с подключенным Но бедная смесь делает рабо5% СО. Дело плохо: мотор крепко ту двигателя неустойчивой. Бывапотрепан, «вогнать» токсичность ет, СО в норме, а углеводороды в норму непросто. У хорошего моСН из-за пропусков вспышек в тора разница - около 1% СО. цилиндрах «дурят по-черному»! Если при отключенной вентиЧто делать? ляции токсичность на повышенОтрегулировали зазоры в свеных оборотах растет, то виновчах. Затем уменьшили установочник, разумеется, карбюратор. Чиный угол опережения зажигания стим его, регулируем, выставляна 5°, чтобы бедная смесь стаем зажигание. Как правило, покабильней воспламенялась. затели возвращаются к норме. В контактной системе зажигаПодключим вентиляцию. Окиния увеличиваем зазоры в свечах си углерода на повышенных обос 0,6 до 0,8 мм - система справитротах снова много? Тогда само сося, а сгораниестанетполней. бой напрашивается обеднить реИногда смесь изначально гулировки главной дозирующей обеднена воздухом, подсосансистемы первичной камеры. Увеным через трещины ветхого личим диаметр отверстия главношланга вакуумного усилителя, него воздушного жиклера. У карбюплотности стыков коллектора и т. раторов «Озон-2105», как правип. Такие неисправности устраняло,-с 1,8 до 1,9 мм, а у 2107-с 13 ем сразу, чтобы не блуждать в до 1,7 мм. Нередко понижаем трех соснах. уровень топлива в поплавковой Измеряем компрессию. Если камере - примерно на 1 мм. И она снижена, можно загустить этого мало? Меняем состав смеси моторное масло, добавив 25%Подстроенный винт карбюратора «Озон».118 За рулем 01/2005