152
153
154
РАЛЛИ: WRCПУСТЬ ХЛОПНЕТ ДВЕРЬ! ДСергей Зиновьев. Фото: DPPI, Вадим Крючков, Александр Будкин ва заключительных этапа не внесли изменений в верхнюю часть турнирной таблицы чемпионата мира. Пилоты и команды порадовали публику, но с занятых ранее позиций не сдвинулись. Так что по-прежнему непонятно, почему ФИА год назад настояла на шестнадцати этапах взамен привычных четырнадцати. В концепцию «всемерной экономии средств», выдвинутую самой федерацией, два лишних этапа (а ими стали отнюдь не близкие в Мексике и Японии) тоже не особо укладываются. команды мучались без экипажей-разведчиков, «цгупаю1цих» трассу за полчаса до старта боевых дуэтов. ФИА их запретила в целях экономии. В Каталонии же запрет был почему-то снят, и после победного финиша Маркко Мартин огорченно заключил: «Скольких аварий можно было избежать, если бы мы всегда знали о состоянии дороги, по которой нам вотвот предстоит гнать на всю катушку». Точно так же в штыки принимают команды и систему SupeRally, опробованную на некоторых этапах. Суть ее, напомним, в том, что сошедший с дистанции экипаж может... продолжать гонку на следующий день и даже (!) заработать какие-то бонусные очки. «Это выгодно нашим спонсорам, но болельщики просто запутаются и все, - считает Маркус Гронхольм. - Кроме того, новое правило ломает саму спортивную суть ралли. Ведь изначальный его смысл довести автомобиль до финиша в целости и сохранности». КАЛЕНДАРЬ-200521-23 января 11-13 февраля 11-13 марта 8-10 апреля 29 апреля - 1 мая 13-15 мая 27-29 мая 17-19 июня 8-10 июля 5-7 августа 26-28 августа 16-18 сентября 30 сентября - 2 октября 14-16 октября 28-30 октября 11-13 ноября Ралли «Монте-Карло» Ралли Швеции Ралли Мексики Ралли Новой Зеландии Ралли Италии, «Сардиния» Ралли Кипра Ралли Турции Ралли Греции, «Акрополис» Ралли Аргентины Ралли Финляндии Ралли Германии Ралли Уэльса Ралли Японии Ралли Франции, «Тур де Коре» Ралли Каталонии Ралли АвстралииБОРЬБА С ЭКОНОМИЕЙ Плохо поддаются пониманию, впрочем, и многие другие действия ФИА, направленные якобы на то, чтобы совершенствовать раллийный чемпионат. Весь год..)!(.019» ( H W1J ' I. HU СИМЫ!' Ч('М1И (ОЗОН. И ТОМУ. . п . о бъективныепричины . С».' д еыоган ! .Пежо-307» был достаточно быстр, н о кр лине кгн . т ежнлякл - р огю .' M OIл ч.т гонщиковиста - ; л.) п ричиной большинствл УХОДОВ. К реме ТОГ.' сказалась npotwevui второгопилою : Хлрри Ронлиперл иФреддиЛойм не оправдали чаи пий рукобуэду ива. С приходомМлркьоМлршна • н и вопрос снят. Если vnacioi победить ьл признуюкоробк ) ".средам щий чемпион. перед нами буду>--^LAлзиEURODATACAI\4\\152 За рулем 01/2005 РАЛЛИ: WRCФинансовые ограничения мешали совершенствовать «Фокус», но Маркко Мартин все равноодержалтри победы, доказав абсолютную боеспособность автомобиля и на грунте, и на асфальте. Из-за медлительности высшего руководства «Форд» потерял ударных пилотов и поэтому не ставит перед собой сверхсложных задач. Маркко Мартин корит себя за поспешность с выбором команды. Однако «Пежо» - тоже хороший вариант."•WML!Петер Сольберг проиграл чемпионат, но красиво выиграл несколько гонок. С виду прост, но раллист незаурядный. «Субару» выпала из борьбы за командный титул по самой простой причине: талантливый Микко Хирвонен оказался слишком молод, чтобы достойно поддержать «главного забойщика» Петера Сольберга. Норвежец выиграл пять этапов и набрал ровно столько же очков, как и год назад, когда стал чемпионом. Наивысшие достижения финна - четвертые места в Аргентине и Австралии. Подлежит замене?«SupeRally - это, конечно, шанс для пилотов-неудачников, - добавляет Петер Сольберг. - Но каково лидерам, избежавшим ошибок, каждодневно видеть, что поверженные соперники вновь в строю?! Я не понимаю, зачем это нужно. Чемпионат всегда был достаточно интересен и без этих выкрутасов». Голоса экс-чемпионов, видимо, ничего не значат для ФИА. В сезоне-2005 SupeRally будет обязательна на всех эта-пах, осталось лишь определиться, сколько очков получат сошедшие экипажи. Командам придется смириться и разрабатывать новые, куда более хитрые стратегии ведения борьбы. А на повестке дня новый проект чиновников - класс автомобилей «Супер 2000», которым в 2006-м предлагается заменить WRC. Опять же из соображений экономии: машины «Супер 2000» как будто обойдутся дешевле ив разработке, и вэксплуатации. Заводские «конюшни» и эту идею отвергают с негодованием. «Потребуется создать и отладить новый производственный процесс, отказавшись от многих сегодняшних наработок, - объясняет директор команды «Форд» Йост Капито. - На это уйдет уйма времени, средств и сил. А у нас долгосрочная программа, мы уже построили и показали концепт «Фокуса WRO> для первенства2006 - его теперь похоронить что ли?»За рулем 01/2005 153 СПОРТ итюнингРАЛЛИ: WRC«Двойной шеврон» достиг максимального успеха, взяв оба титула. Сплав в виде Себастьена Лоэба (молодость) и Карлоса Сайнса (опыт) отработал безукоризненно: француз и испанец не слезали с подиумов. «Ксара» проверенная временем и самая надежная на сегодня машина чемпионата, бельгиец Франсуа Дюваль, сменивший Сайнса, провел несколько превосходных гонок за «Форд» и подает большие надежды. Вывод: «Ситроен» - претендент на титул-2005. Шеф команды «Ситроен» Ги Фрекелен и свежеиспеченный чемпион Себастьен Лоэб.ДЕФИЦИТ ГРАНДОВ Судьба раллийной команды «Форда» висела на волоске. Высшее руководство, без обиняков упразднив «Ягуар» в формуле 1, очень долго тянуло с решением по ралли. Никто особо не верил, что оно будет положительное. И, чтобы не терзать пилотов ожиданием, команда их просто-напросто отпустила. Маркко Мартин заключил ожидаемый контракт с «Пежо», а Франсуа Дюваль устроился в «Ситроен». И тут же новость как гром с ясного неба: «Форд» остается в чемпионате еще на четыре года! «Знать бы раньше...» - только и промолвил Мартин. В родной команде эстонец остался бы первым номером, на котором сосредоточено основное внимание технических служб. А «Пежо», предложившая более солидное содержание, предоставляет незнакомую машину и доброжелательного партнера в виде двукратного чемпиона мира Гронхольма, изголодавшегося по победам. Но то была все же хорошая новость, в отличие от других. Следом за «Фордом» объявили планы на будущее «Пежо» и «Ситроен»: «Мы добились в ралли всего, чего хотели, поэтому сезон-2005 будет для нас последним». Удар ниже пояса. Конечно, пилот такого уровня как Маркко без работы не останется. Но и он предпочитает более высокому заработку уверенность в завтрашнем дне. А хуже всего для поклонников ралли в целом, что, решив проблему финансо154 За рулем 01/2005«Лансер», созданный для 2004 года, был слишком медленный и ломкий. Не желая очернять марку неудачными выступлениями, «Мицубиси» прервала выступления и, согласно правилам, лишилась всех набранных очков. Смена руководства и обновление инженерного персонала непременно должны дать результат. Но, увы, топ-пилоты по инерции будут сторониться бывшей чемпионской команды, как минимум, еще год-другой.Чешская дружина формально не участвовала в чемпионате-2004, а лишь стартовала на отдельных этапах, занимаясь доводкой автомобиля. К концу сезона «Фабия» уверенно попадала в «очковую зону» - прогресс налицо. Союз с опытнейшим Колином Мак-Реем сильно укрепил бы боевой потенциал команды. Но титулованный шотландец придет в не особо богатую «Шкоду», только если не найдет других, более предпочтительных вариантов.вую, -«Форд» за какие-то два месяца до старта остался без пилотов. И главное, выбора особого нет. Ветеран Карлос Сайнс, одержав рекордное число побед (26), ушел на покой. Созрел для завершения карьеры и Жиль Паницци. Пилотов мирового класса стало меньше, а команд, напротив, прибавилось - всю программу чемпионата откатают «Мицубиси» и «Шкода», бравшие тайм-ауты на реорганизацию и доводку автомобилей. Да, безработный Колин Мак-Рей осенью провел тестовую сессию в «Шкоде» и отчаянно намекает о своем желании вернуться.Но только и всего! Командам, оставшимся без суперзвезд, придется присмотреться к лидерам «младших» чемпионатов мира - «Продакшн Кар» и Юниорского «Супер-1600». Безусловно, кто-то из них - будущие звезды, но пока у всех общее слабое место - нет опыта выступлений на автомобиле WRC. По этим причинам прогноз на предстоящий сезон достаточно прост: «Субару» постарается не слишком отстать от французских «дрим-тим», сражающихся за титулы, а уж они, несомненно, подарят нам настоящее шоу. Каждому ведь хочется посильнее хлопнуть дверью, п