148
149
6 0 ЛЕТ ПОБЕДЫРЯДОВОЙ ЗАХАР ИВАНЫЧ,Сергей КанунниковНаступивший год - юбилейный. 60 лет назад кончилась Великая Отечественная, последняя война века XX и, мы верим, всех последующих... В рамках своей тематики «За рулем» открывает рубрику, посвященную солдатам Победы. Будем помнить! Будем чтить. Чтобы жить в мире...**' w1Н- ъяшЗима 1941-го. Пехотинцы - в грузовиках, конечно, предвоенного производства. Нет еще даже светомаскировки на фарах.машинах Великой Отечественной. конечно, написаны сотни страниц. Но мы хотим вместе с вами еще раз вспомнить автомобили, которые помогли одержать Победу, проследить хотя бы отдельные страницы их нелегких военных биографий... ЗИС-5, один из самых .массовых автомобилей Великой Отечественной, выпускал московский Завод имени Сталина (ЗИС) с 1934 года. Машина грузоподъемностью 3 т. с шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 5555 см 3 мощностью 73 л. с. при 2300 об Мин и четырехступенчатой коробкой передач представляла собой глубоко модернизированныйПолугусеничный ЗИС-42М выпускали в 1942-1944 гг. Автомобиль с 85-сильным двигателем (до войны такие ставили на автобусы) достигал 45 км/ч. Всего построили 5931 машину. 6 0 ЛЕТ ПОБЕДЫАМО-3. Последний, по сути, был копией американского «Автокара». Водители называли грузовик г/ Гг«трехтонкой» и «Захаром Иванычем» (от ЗИС) - сокращенно «Захар». ЗИС-5 слыл надежным и простым в обслуживании. Он, кстати, стал первой отечественной машиной. которую еще в 1930-х поставляли на экспорт - в Турцию, Иран, Прибалтику. Помимо базовой модели, выпускали удлиненные (база - 4420 мм, против стандартной 3810 мм) версии: ЗИС-11 - шасси для пожарных, ЗИС12 и ЗИС-14 - для специачизированных автомобилей. Во время войны на такие ставили, в частности, зенитные и прожекторные установки. В 1930-х производили газогенераторный ЗИС-13. седельный тягач ЗИС-10. Строили несколько полугусеничных версий (во время войны ЗИС-42 и ЗИС-42М), автобусы и фургоны. Полноприводных ЗИС-32 выпустили менее двух сотен. Была и трехосная модификация ЗИС-6. На ее шасси монтировали первые реактивные установки БМ-13 - легендарные «катюши». Во время войны освоили модификацию, которую условно называли ЗИС-5В. У него была упрощенная кабина с деревянными панелями, иные крылья, часть машин даже с одной фарой и тормозами лишь на задних колесах. С 1942 года такие грузовики делал завод УльЗИС (позднее УАЗ) в Ульяновске, с 1944го - УралЗИС в Миассе. Всего построили около 1 млн. ЗИС-5 (на Урале грузовики выпускали до середины 1950-х), из них в период войны - более 130 тысяч. аМЫ СПАТЬ ЗАБЫВАЛИ, МЫ ЕСТЬ ЗАБЫВАЛИ...Это о великих тружениках войны, водителях - тех, кому посвящали стихи и песни, кем восхищались. Им не приходилось стрелять из орудийпрямой наводкой, сбивать вражеские самолепожертвования и умения зависело порой все. 8 критический момент доставить подкрепление, боеприпасы, вывезти раненых, установить связь. Вспомним первые залпы «катюш» на ЗИСах, вспомним «Дорогу жизни». День и ночь бомбежки и артобстрелы, ЗИСы и ГАЗы, где люди и грузы, уходят под ледяную воду, но «Дорога жизни» живет, спасает блокадныйты, брать безымянные высоты. Но от их самоПарад Победы 1945-го. На Красной площади колонны прожекторных установок ПВО на удлиненном шасси ЗИС-12.Ленинград.IUМногие годы «За рулем» вел летопись ратного труда водителей, разыскал всех шоферов - Героев Советского Союза, рассказал о них: Иване Самодееве, Иване Русине, Григории Глузе, Сергее Васюте и других. В журнале своими воспоминаниями делился Александр Бучин водитель маршала Жукова до конца войны.LI WВ год 60-летия Победы мы перелистываем наши старые подшивки, чтобы еще раз вспомнить имена тех, кто прошел войну за рулем автомобиля. Зиновий Горбонос (ЗР, 1975, №12) был призван в Красную Армию, в отдельный автомобильный батальон 112-й танковой бригады. В сорок первом, перед самой войной, часть перебросили под Москву. Почти всю Отечественную он на ЗИС-5 - возил боеприпасы. Как-то прямым попаданием его машину разметало на куски. Повезло, говорили многие, а ему было до слез жалко грузовик они стали почти как родные. Потом снова ЗИС-5, но уже бензовоз. Обстрелы и бомбежки. Свою первую медаль «За боевые заслуги» получил под Вязьмой, когда в разгар боя довез горючее и заправил наши танки. Потом были два ордена Красной Звезды, другие награды. .. «Они нам с ЗИСом на двоих даны», говорил Зиновий. После войны работал на разных машинах, стал Героем Соцтруда, но свой ЗИС-5 всегда считал самым верным и лучшим другом. DЗИС-5В с неказистой фанерной кабиной выпускали во время войны ив первые послевоенные годы. Такие машины, зачастую переделанные, стоят нынче на постаментах.-М-За рулем 01/2005 149