104
105
106
107
КОМПОНЕНТЫБЕНЗИНЫТАЙНАД ОКТАНОВМаксим Сачков. Фото: Константин ЯкубовИдея созрела на заправке, где владельцы двух одинаковых «десяток» почти синхронно подъехали к разным колонкам: на одной значилось «92», на другой, соответственно, «95». Что получает и чего лишается водитель, выбирая один из этих сортов бензина? В «курилке» мнения коллег разделились - часть утверждала, что никакой разницы в поведении машины нет, другие настаивали на обратном. Подогрел интерес мой знакомый - владелец неновой иномарки, часто заправляющий ее «девяносто пятым» (хотя в руководстве по эксплуатации записано топливо с более низким октановым числом). Мол, АИ-95 чище, да и едет машина лучше. Стало ясно, что спор рассудят только замеры на полигоне.•i $•• БЕНЗИНЫЗа корректность замеров можно не волноваться - идеально ровная динамометрическая дорога, точное оборудование, бензин с подтвержденным экспертизой октановым числом.ЗАЛИВАЮ В БАК БЕНЗИН... Чтобы испытания были корректными, сперва убедимся, что топливо соответствует заявленному октановому числу. Поэтому бензин, купленный на именитой АЗС, отправили на независимую экспертизу. Специалисты вынесли вердикт: в канистре с АИ-92 залит стопроцентный «девяносто второй», а детонационная стойкость топлива из другой емкости составляет 94,9. Ничтожный недобор в одну десятую на чистоту эксперимента не повлияет. Для испытаний выбрали ВАЗ-21103 завод обязывает владельцев этой модели заправляться АИ-95, а «девяносто второй» поставлен вне закона. Однако предписанию следуют далеко не все из десяти «сто третьих», дай бог, пара поинтересуется высокооктановым топливом. Впрочем, об этом чуть позже. Программа испытаний стандартная - с помощью измерительного комплекса «Корсис» фиксируем разгонную динамику, максимальную скорость, эластичность автомобиля на бензине АИ-92 и АИ-95. Дополнительно сравним и расходы горючего - для этого к топливной магистрали подключим топливомер. Разницу проще всего уловить в установившихся режимах движения - на пятой передаче при скоростях 60, 90 и 120 км/ч. ПО ПРИБОРАМ И УЧЕБНИКАМ Судя по результатам (см. табл. замеров), правы оказались как скептики, так и оптимисты. Лучшие разгон, эластичность и максималку «десятка» показала на бензине АИ-95. Разница в показателях заметна, хотя значительной ее не назовешь. Дополнительные 2,1 км/ч максимальной скорости под силу засечь только точному измерительному прибору, как, впрочем, и 0,8 с при разгоне до сотни. Вероятно, водитель почувствует небольшие изменения в поведении автомобиля - на «девяносто пятом» ВАЗ-21103 едет немного ровнее и увереннее. Разницу же вЗА РУБЕЖОМ Немецкие коллеги из журнала «Аутобильд» тоже испытывали автомобили на разном топливе. Вот их мнение: «Как правило, большинство моторов, выпущенных в последние 14 лет и рассчитанных на бензин «Суперплюс» (октановое число 98), оснащены датчиком детонации. Поэтому спокойно переваривают топливо с более низким октановым числом - «Супер» («95-й») и «Нормаль» («92-й»), При этом расход возрастает примерно на 5%, а мощность на столько же падает. Но можно заявлять уверенно, что двигатель не выйдет из строя».СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙУстраивает ли вас качество топлива на заправках?За рулем 01/2005 105 БЕНЗИНЫ«95» против «92»: ничтожный выигрыш в динамике и... риск «убить» свечи.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»• Модель ВАЗ 21103 ВАЗ-21103 (АИ-95) (АИ-92)качества Разгон,с 0-40 км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-400 м (км/ч) 0-1000 м (км/ч) Максим, скорость, км/ч Время разгона, с 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) Расход топлива, л/100 км при 60 км/ч при 90 км/ч при 120 км/ч3,4 6,0 9,6 14,0 20,6 19,3 (118,0) 34,0 (143,5) 167,43,4 5,9 9,1 13,2 18,9 19,0 (120,3) 33,4 (144,8) 169,514,7 21,2 5,02 6,40 8,3513,7 20,9 5,00 6,33 8,40потреблении бензина уловить не удалось - сотые доли литра, скорее, допустимая погрешность измерений. Реальные показатели нетрудно объяснить с точки зрения теории. Электронные системы управления двигателем, в том числе на тестовом ВАЗ-21103, включают датчик детонации, который корректирует угол опережения зажигания. При работе мотора на высокооктановом бензине АИ-95 блок управления увеличивает опережение зажигания, при этом 106 За рулем 01/2005изменяются значения многих параметров, определяющих мощностные и экономические показатели. Другими словами, теоретически на высокооктановом бензине расход немного снижается, мощность и крутящий момент растут. В нашем случае высокооктановый бензин добавил киловатты и ньютонметры, которые повлияли на динамику ВАЗ-21103. Вполне вероятно, что у автомобиля какой-нибудь другой марки заметнее окажется разница в расходах, нежели в моищостных показателях. В любом случае поймать ее смогут лишь приборы - на глазок все будет примерно одинаковым! НЕ НАВРЕДИ! * ВАЗ-21103 съедает на 100 км в среднем около 8л бензина. Значит, если заливать «девяносто пятый», то каждая тысяча километров при нынешней разнице в ценах на АИ-92 и АИ-95 обойдется на 80 рублей дороже. При среднестатисти- БЕНЗИНЫческом пробеге 20 тыс. км за год в баке растворятся лишние 1600 рублей. Относительно общих затрат на топливо деньги небольшие. Но список дополнительных расходов еще не исчерпан. Некоторые автолюбители прямолинейно полагают: чем выше октановое число, тем горючее лучше. Многолетняя эксплуатация редакционных автомобилей на разных сортах бензина доказала, что АИ-95 (тот, который предлагают на обычных российских заправках) быстро выводит из строя свечи зажигания. На некоторых машинах их приходится менять каждые 3-5 тыс. км. Это подтверждают и специалисты по ремонту автомобилей. Прикиньте стоимость деталей и работ по замене и решите - стоит ли игра... свеч? Если степень сжатия в цилиндрах ниже 10,5, а двигатель оснащен впрыском топлива и обратной связью по зажиганию (читай, датчиком детонации) - его можно кормить «девяносто вторым».Хотите леденец и прокатиться на шарабане? Разница в стоимости двух канистр бензина АИ-92 и АИ-95, использованных за тест, разложена на капоте.Ничего дурного не случится - во всяком случае, из-за недостающих октановых единиц. Угол опережения зажигания корректируется в довольно широких пределах, так что агрегат безболезненно переварит бензин с невысоким октановым числом. Все редакционные «десятки» с 8- и 16-клапанными двигателями отходили ресурсные испытания на топливе АИ92. Мы предпочли проиграть «светофорные гонки» (хотя и это еще вопрос!), чем переплачивать за бензин. Россия старается быть похожей на Европу, где большинство автомобилей переводят на высокооктановое топливо. Отлично! Но не стоит забывать, что качество европейского бензина заметно выше нынешнего российского. Конечно, к рекомендациям производителя надо прислушиваться. Если в руководстве по эксплуатации записан только АИ-95, то по крайней мере в гарантийный период лучше выполнять требование завода. Иначе у дилера будет повод лишить вас гарантии. Дальше - думайте сами. Исходные данные и алгоритм для решения этой задачи изложены выше. ПНа правах рекламы/рожаемые ценители кагестаеннои продукции от KAYAB Мы были сгастливы дослужить 'Ваше признание и репутацию, гтобы оставаться с 'Вами и6 будущем.Съастливого Тождества Христова и'Ло&огоГода!W ORLD CLASS SHOCK ABSORSUSKAYABA - крупнейший в мире поставщик амортизаторов на конвейер. Более 98% автомобильного парка Европы. Спектр амортизаторов от стандартных масляных.Kayaba в России и СНГ: www.kyb.ru х